Читаем Ветхий Завет

Главная задача пророков – открывать волю Божию №30 (831) / 11 августа ‘15

Продолжим нашу беседу по Книге пророка Михея. Остановимся на одном из самых известных пророчеств этой Книги – именно на это свидетельство ссылались книжники и фарисеи, когда к ним пришли волхвы с востока в дни Рождества Христова. Вот это пророчество, глава 5, стих с 1-го по 5-й.

«Теперь ополчись, дщерь полчищ; обложили нас осадою, тростью будут бить по ланите судью Израилева.

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их.

И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли.

И будет Он мир».

Никаких тут двусмысленных истолкований быть не может, именно так это и поняли сами книжники и фарисеи. На вопрос «Где должен родиться Царь Иудейский?» они так и ответили: в Вифлееме иудейском: в пророчестве Михея так об этом и сказано: Христос, Мессия, Спаситель мира должен родиться в Вифлееме.

Но это пророчество – не только о Вифлееме. Как мы уже говорили, о чем бы ни пытались сказать пророки, они ведь не ясновидцы или гадатели, пытающиеся доказать, что видят будущее. Главная задача пророков – открывать волю Божию, открывать глубину событий, которые будут происходить в Вифлееме, или в указанное время – с Христом. Пророки указывают некую вертикаль, которая устремляется в Небеса, бесконечно в глубь явления, в глубь духовной природы мира. Любое пророчество не просто дает факт; если мы видим в нем только факт, мы дальше книжников и фарисеев не уходим: важно видеть в глубину.

И это пророчество говорит о многом.

В первую очередь нужно обратить внимание на следующие слова: в Вифлееме иудейском родится Тот, Кто будет пасти народ. И все понимают: Мессия. Речь идет не только о нас, христианах, но и о тех, кто читал эту Книгу до Христа. Возьмем, например, апостолов, которые слышали эти пророчества до того, как пришел Христос, находясь некоторое время с Ним. И что? Какими словами начинается это пророчество? «Теперь ополчись». Как Христос говорит: бодрствуйте. Будьте во всеоружии, будьте готовы! «Теперь ополчись, обложили нас осадою, тростью будут бить по ланите судью Израилева». Какого судью Израилева? Судья Израилев только один – Мессия. Его будут бить по ланите тростью. Как известно, так оно и произошло. «И били его тростью по голове», как сказано евангельских текстах. Вот с этого – судью Израилева будут бить тростью по ланите. А потом – что этот же самый Мессия, Которого только что называли судьей Израилевым, через несколько слов назовут Пастырем, но речь-то идет об одном и том же: Мессия, Тот, Кого будут бить тростью по голове, Тот будет вашим спасителем, Тот будет вашим пастырем, Тот поведет вас и сделает ваш путь безопасным.

Но люди не видели этой связи. Апостолы смущались, когда Христос говорил им о Кресте. Когда апостолы присутствовали при взятии Иисуса под стражу, они и тогда не понимали. Когда Петр видит, что Христа стали бить в судилище ни за что, он смутился. Именно в состоянии смущения и непонимания того, что происходит, он и смог совершить отречение от Христа. Именно в смущении от того, что происходит с Тем, Кого они считали Спасителем и непобедимым, практически никто, кроме Иоанна Богослова, не смог прийти и стать там, у Креста, видеть, что происходит. Они не могли этого вынести.

Только тогда, когда им дарована была благодать Святого Духа, они уразумели Священное Писание и поняли, что так и должно было быть. Но эта взаимосвязь, это важно, для нас, для христиан теперь вполне очевидна. Читая в очередной раз это, мы понимаем, что всегда Дух Святой через пророков свидетельствовал, что приход в мир Спасителя, Мессии неразрывно связан с Его страстями, с Его страданиями. Это не есть нечто выдуманное, это не есть нечто привходящее, об этом пророчествовалось от начала времен, что Христос должен пострадать, должен претерпеть поношения. Очень важная мысль, что Священное Писание – это не просто учебник, не Книга даже, не собрание художественных образов, это откровение Святого Духа. И если оно нам кажется вполне очевидным, и образы, о которых мы сейчас говорим, нам кажутся вполне очевидными, то только по одной – единственной причине: мы причастны к Тому же самому Духу, Который вдохновлял, писал, можно сказать, эту Книгу. Тот, Кто вдохновлял пророков, как мы говорим в Символе Веры «глаголавшего пророки», Тот, Кто вдохновлял святых мужей, Тот, Кто вдохновлял и открывал разум апостолам в понимании их текстов Священного Писания и написания текстов Нового Завета, Тот же Самый вдохновляет и нас. Он дан нам, Он дан нам и в даре Святого Духа, Которым все мы, христиане, запечатлены.

Мы можем прочитать Священное Писание, и глубина Священного Писания нам откроется. Открывается сейчас и будет открываться до бесконечности, пока мы причастны этому Духу.

Отправить пожертвование отцу Константину

Как это сделать

Cообщить об ошибке