Читаем Ветхий Завет

Лекция 29.2. Видения пророка Иезекииля

 

 

В прошлый раз мы рассмотрели видение пророка Иезекииля на реке Ховаре, где он видел подобие славы Божьей. Вообще, в жизни пророка Иезекииля очень много странностей. Его свидетельства парадоксальны, его жизнь необычна, в его писаниях очень много загадочного, особенно когда он скрупулезно начинает описывать некоторые непонятные нам вещи в Иерусалимском храме или горний Небесный храм. Описание даже странное – непонятно зачем так скрупулезно называть размеры каких-то вещей в шагах, в локтях. И таких странностей очень много.

Здесь важно понимать, что он все-таки священник, поэтому то, что связано с храмом и богослужением, ему близко и понятно как никому. Очевидно, раз он избран Богом во пророки, значит священником он был не просто достойным, а именно служащим Богу всем своим сердцем, всем существом. Вообще, о священстве он говорит очень много и поучений, и наставлений – имеет право.

Другие пророки избегают разговора о священстве, понимая, что не имеют права говорить о той категории людей, к которой сами не имеют отношения. Поэтому и разговора о храме у них очень мало. Надо понимать, что в ветхозаветном храме простые люди практически не видели ничего из того, что происходит в храме, доступ им был закрыт туда (я бы сказал, в наш алтарь люди гораздо больше имеют доступа, чем в две трети помещений ветхозаветного храма, куда невозможно было простому человеку войти. А именно там и свершалось все самое важное).

Была часть в ветхозаветном храме, куда входил только первосвященник – и только раз в год. Что там происходило, вообще мог сказать только он и больше никто. Разве что человек, которому это было открыто Духом Святым.

Можно сказать, что пророк Иезекииль, кроме того, что он священник, может считаться первым юродивым. Он действительно совершает очень многие вещи как юродивый в русском понимании этого слова. Это вещи парадоксальные, шокирующие, не поддающиеся однозначному толкованию.

Почему так происходит? А потому, что народ настолько огрубел, что его надо было встряхнуть. Юродивые ведь посылаются именно чтобы встряхнуть народ. Они и сейчас посылаются именно для этого, ведь мы привыкаем к словам о Боге, привыкаем к хождению в храм, к посту, к общению с благодатью и становимся бесчувственными. Борьба с привыканием к святыне, к жизни в Боге – это одна из очень важных проблем духовной жизни каждого человека.

Как сохранить ревность по Богу, горение, как попытаться достичь такого состояния, какое было у царя Давида, про которого сказано, что он всегда ходил перед Богом? Как не потерять ощущение того, что Бог здесь, рядом? Видит меня, слышит меня, внимает мне. Как сохранить этот трепет? Человек же такое существо, что быстро ко всему привыкает – и к радости, и к горю, и к святыням. И чтобы встряхнуть, посылается тот, кто именно шокирующими поступками, неоднозначными заявлениями, обличающими словами может взорвать этот привычный мир, чтобы заставить окружающих задуматься.

Люди настолько привыкают к словам, что их уже не понимают. А тем более угнанные в плен. Они слов почти не слышали, даже стали очень быстро забывать то, что было с ними в Иерусалиме. Им надо было именно показать – надо было не столько говорить, сколько показывать, так скажем, спектакль.

Вот пример, не вдаваясь сильно в подробности, как это могло происходить, хотя такими образами наполнена вся Книга пророка Иезекииля. «Ты, сын человеческий, возьми себе кирпич, положи его пред собой и начертай на нем город Иерусалим и устрой осаду против него, и сделай укрепление против него, и насыпь вал против него, и расставь кругом против него стенобитные машины, и возьми себе железную доску, и поставь ее как бы железной стеной между тобой и городом и обрати на него лице твое, и он будет в осаде, а ты его осаждай. Это будет знамение дому Израилеву. Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилево по числу дней, которые будешь лежать на нем, и ты будешь нести беззакония их, и я определил тебе годы беззакония, и числом дней 390 дней ты будешь нести беззакония дома Израилева. И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок и 40 дней неси на себе беззакония дома Иудина, день – за год, день – за год Я определил тебе.» То есть 390 дней пророк Иезекииль недвижимый должен лежать на одном боку, а потом 40 дней на другом…

Пророк Иезекииль свидетельствует: «И пищу твою, которою будешь питаться, ешь весом по двадцати сиклей в день; от времени до времени ешь это. И воду пей мерою, по шестой части гина пей; от времени до времени пей так. И ешь, как ячменные лепешки, и пеки их при глазах их на человеческом помете. И сказал Господь: так сыны Израилевы будут есть нечистый хлеб свой среди тех народов, которым Я изгоню их».

Вот такие вещи шокирующие должен был делать пророк – именно делать, ничего фактически не говоря. Чтобы народ, видя эти действия, начал размышлять и понял наконец, что с ним произошло. И сделал определенные выводы.

Каковы же основные темы пророческого служения пророка Иезекииля? Во-первых, это тема остатка. Рефреном звучат слова пророка Иезекииля о том, что остаток Израиля спасется. То есть народ не будет пребывать в плену до конца. Главная цель проповеди – утешение плененного народа. Да, вы в плену, говорит пророк. Но Бог оставил вас не до конца. Вы вернетесь, Иерусалим будет восстановлен, Завет с Богом не нарушен до конца именно потому, что нельзя нарушить Завет, заключенный с Богом, даже если народ нарушает этот Завет. Бог верен этому Завету. В силу данных обещаний Он заботится, сохраняет народ и не позволит населению Израиля пропасть совсем.

И в то же время в эту проповедь постоянно вплетается трагическая нотка – спасется только остаток. То есть не все вернутся и восстановят Завет с Богом. Именно через пророка Иезекииля Господь подчеркивает ныне забытую трагичность того, что спасется именно остаток.

И в Евангелии Христос несколько раз говорит об малости спасающихся. «Много званых, но мало избранных», – говорит Он. Господь есть спасение всех людей, но, увы, спасаются не все. Вот трагичность того, что спасаются не все, с особой ощутимостью звучит в свидетельстве пророка Иезекииля и потом – иногда с меньшей очевидностью – повторяется у других пророков. Достаточно ярко звучит она в свидетельстве Иисуса Христа. Как говорит пророк Иезекииль, «даже если Израиль будет числом своим как песок морской, только остаток спасется».

Есть особое духовное содержание у этого понятия – «остаток Израиля». Речь идет не только об иудеях, которые физически выживут в плену. «Остаток» Израиля – это именно мессианское обозначение, представление об Израиле в свете Пришествия Иисуса Христа. То есть, попросту говоря, спасшийся остаток Израиля – это те иудеи, которые уверуют во Христа и пойдут за Христом. Это тот Израиль, который сначала в лице апостолов, а потом в лице тех, кто уверовал по слову апостолов среди еврейского народа, создадут первоначальное ядро Христовой Церкви. В богословской литературе их называют иудеохристиане.

Конечно, среди иудеев были и те, кто не принял Христа, те, кто гнали, преследовали апостолов. Особенно это видно из истории апостола Павла. Сколько он принял страданий от братий своих по плоти, то есть от иудеев! Тем не менее, ядро христианской Церкви в историческом ее развитии создали именно обратившиеся ко Христу иудеи.

Вот об этом «остатке» через пророка Иезекииля и свидетельствует Господь. Сколько бы ни было народа, уверует во Христа только часть этого народа, те, кто не уверует, погибнут. Причем не только в духовном смысле, но и в физическом. Как это и произошло в истории, когда Иерусалим был стерт с лица земли войсками римского императора Веспасиана и фактически на несколько веков перестал существовать. А христиане вышли из этого города и разошлись по земле, разнося проповедь о Христе иным народам.

Фактически, народ израильский потерял возможность жить на этой земле именно потому что потерял веру, то есть не явил веру во Христа. Весь Израиль, не уверовавший во Христа, руками римских воинов был истреблен – в подтверждение слов пророка Иезекииля.

Еще не последняя духовная глубина скрывается за образом «остатка Израиля». Пророк Иезекииль в свете явленной ему благодати Святого Духа понимает Израиль духовно. Фактически, как потом об этом ясно засвидетельствовал апостол Павел, все христиане – это есть новый Израиль. И не просто новый, а – истинный Израиль, не потомки Авраама только по плоти, а те, которые по духу продолжают дело Авраама, с которыми Бог и вступает в Завет. Быть потомками Авраама по духу – значит сохранять его веру в Бога. Так что те, кто уверовал в обетованного Спасителя, во Христа, те действительно потомки Авраама – новый духовный Израиль.

И в этом плане «остаток Израиля», то есть истинный Израиль – это представление обо всех спасшихся людях, которые уверовали во Христа. И мы, Церковь, как новый Израиль, вышли все из земли египетской, из земли греха, от мира сего, переходим через пустыню (то есть скорби нашей жизни, «житейское море») и вступаем в Землю Обетованную – Царство Небесное.

Собственно говоря, история Ветхого Израиля оказывается пророчеством о новом, истинном Израиле, который через Воскресение Иисуса Христа, через Крещение и скорбную, крестную жизнь в пустыне мира сего постепенно двигается к Земле Обетованной – к Царству Небесному.

Это очень важно. Фактически, пророк Иезекииль ставит вопрос о том, что в Землю Обетованную наряду с потомками Авраама по плоти, входят и язычники. Он их ставит наравне с прямыми потомками Авраама. Главное, что эти люди должны жить верой в Бога. В 20-й главе об этом хорошо написано. Это первая тема, к ней не раз и не два возвращается пророк Иезекииль.

Вторая тема не менее важная. Это тема покаяния. Именно пророку Иезекиилю принадлежат известные слова, что Господь не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился и жив был.

Вот те слова, которые каждый из нас слышит во время таинства Покаяния на Исповеди. Эта мысль повторяется во многих местах.

В 18-й главе есть очень важное, на мой взгляд, свидетельство Бога, что сын не несет ответственности за грех и вину отца: очень часто можно слышать в околоцерковной среде, что человек наказывается или несет какое-то страдание за грехи своих предков – Слово Божие свидетельствует, что этого не бывает, на самом деле человек страдает за свой грех. Другое дело, что, конечно, наследник грешника рождается в более невыгодном духовном и душевном состоянии, чем сын праведника. Это оказывает на него воздействие, но не является всеобъемлющим и подавляющим свободу человека обстоятельством.

Грубо говоря, если в семье пьяницы родился сын, стать трезвенником ему будет очень трудно. Но и его свободу никто не забирает, он не должен обязательно стать пьяницей. Но если он станет трезвенником, то его поступок будет гораздо более значимым в глазах Божиих, чем трезвенность человека, в семье которого никто никогда не пил. Победить грех, соблазн человеку в ситуации грешных предков, конечно, труднее, но не невозможно. Каждый из нас знает немало случаев, когда у никудышных родителей появлялись верующие, благочестивые дети, даже рождались праведники. Например, в семье великомученицы Варвары отец был абсолютно нечестивым, он же ее фактически и казнил, однако это не помешало ей стать верующей христианкой.

И вопрос в связи с этим всегда звучит так: как среди развращенного мира сохранить верность Богу? Как сохранить настрой духовной жизни? Как не соблазниться? Об этом написано очень много книг и советов святых отцов, современных подвижников благочестия.

Но я хотел бы отметить, что сказал по этому поводу пророк Иезекииль.

Этот вопрос касается и жителей осажденного Иерусалима, которые практически поклоняются неизвестно кому; слушать слова пророка никто не хочет, праведники скрывают свою веру. Так относятся и к народу, уже угнанному в рабство в Вавилон, ведь Вавилон – это извечный символ греха, мира сего, фактически – царство дьявола. Как же сохранить веру в Бога среди гнездилища порока и разврата?

Вот что говорит пророк Иезекииль (это 9-я глава): «И возгласил в уши мои великим гласом, говоря: пусть приблизятся каратели города, каждый со своим губительным орудием в руке своей. И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губительное орудие его, и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца. И пришли и стали подле медного жертвенника. И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего. И начали они с тех старейшин, которые были перед домом Господним».

Это ситуация в Иерусалиме. Но она вообще адекватно отражает пребывание верующего человека, где бы он ни был, среди людей неверующих. Трудно жить, трудно соблюдать заповеди.

Хорошо в Псалтири: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». А если нет возможности? Если окрест нечестивые ходят, и никуда от них не деться, как жить? Так вот, Господь устами пророка Иезекииля дает замечательный совет. Человек (пусть он ничего не может делать, пусть он сам немощен и окружен, по разным причинам, немощью духовной, так что нет в нем ни мужества, ни воли сопротивляться насилию, распущенности, неверию, которые его окружают), если он только вздыхает о всей неправде, которую видит, и страдает о том, он не лишится милости от Бога.

Конечно, блажен человек, который имеет от Бога благодать бороться, вести апостольскую проповедь, блажен человек, призванный для этого Богом. Но не все имеют такой талант и такой дар от Бога. Есть очень много людей слабых и духовно немощных. Но если они сердцем своим отталкиваются от образа мира сего, если они, видя все то, что нас окружает, хотя бы внутренне негодуют и вздыхают об этой неправде, то, еще раз повторяю, Слово Божие свидетельствует, что они не лишатся милости от Бога.

Отправить пожертвование отцу Константину

Как это сделать

Cообщить об ошибке