Читаем Ветхий Завет

Лекция 27.2. Мессианские места книги пр-ка Иеремии

Тема сегодняшней беседы – мессианские места из книги пророка Иеремии. Их разумеется много, как и во всякой пророческой книге, частично мы о них уже говорили. Сегодня мы рассмотрим одно очень важное место, которое пророчествует совершенно особенным образом о Христе.

Сегодня мы обсудим мессианские места Книги пророка Иеремии. Их много, как и в каждой пророческой Книге. Но мы рассмотрим одно, очень важное, где пророчествуется совершенно особенным образом о Христе. Кстати, мысли о Новом Завете, о новом едином сердце у всех уверовавших во Христа впервые встречаются как раз в Книге пророка Иеремии, а это тоже пророчество о Христе. То, что людям будет дано новое сердце, буквально будет повторено цитатой в Деяниях святых апостолов.

Таких мест довольно много, подробно рассматривать их все мы не станем – главная цель наша в том, чтобы подвигнуть человека самому сесть за Библию и понять, что это не просто «сборник очень древних еврейских текстов», не имеющих к его жизни никакого отношения, а именно поверить, что это – Книга, которая дает ответы на все волнующие его вопросы. И ответы эти – единственно правильные. Надо понимать, что эта Книга – не «собрание еврейского фольклора», она больше всего, что вообще могут написать земные люди, потому что это Священное Писание. И в силу этого оно сверхисторично, но доступно человеку любого социального положения, любого уровня образованности, языка, культуры, времени, в котором он пребывает.

Вот о чем мы поговорим: «И будет вождь его из него самого (то есть из этого народа), и владыка его произойдет из среды его; и Я приближу его, и он приступит ко Мне; ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне? говорит Господь. И вы будете Моим народом, и Я буду вам Богом» – устами пророка Иеремии Господь дает обетование, что из среды именно этого народа, находящегося в Иерусалиме, произойдет некий Вождь, Владыка, Который приблизится к Богу только потому, что Сам Бог Его приблизит. И благодаря этой близости с Богом состояние народа изменится, народ приобретет особое качество, он будет народом Божиим, и Бог будет его Богом по истине, по смыслу. Быть народом Божиим не значит только носить имя своего Бога, – это значит действительно всем сердцем принадлежать Богу, действительно верить в Промысел Божий и пытаться свою жизнь выстроить так, как хочет от нас Господь. Именно желание и стремление осуществить это в реальности – качества народа Божия. Всеми этими качествами еврейский народ, увы, не обладал и потому оказался рассеян. Даже когда еврейскому народу показалось, что теперь-то он точно народ Божий, ведь он не поклоняется идолам, они совершили преступление еще более жуткое – убили как раз Вождя и Владыку, Который был послан к ним Богом.

Только Церковь, только люди, входящие в Церковь, являют в полноте народ Божий. И не потому, что они приняли некое учение или пытаются в своей жизни руководствоваться принципами или нравственными установлениями, которые они называют заповедями. Дело в том, что люди, вступающие в Церковь, через особое таинство, через особое совместное действие своей человеческой свободы и действие Бога становятся действительно Божиими людьми, потому что в самую глубину духа человеческого вселяется Бог и из человеческой глубины Он начинает побуждать его волю действовать согласно воле Божией, дает ему силу и мудрость действовать согласно воле Божией. То есть Бог, незримо присутствуя внутри человека, не подавляет его свободы, а призывает во всем содействовать тому замыслу, который Он о нем задумал. Вот это и означает быть народом Божиим.

Но в отрывке, мною прочитанном, есть еще один момент. Здесь говорится, что Вождь, Который приведет народ к Богу, так что народ станет Божиим, то есть соединится с Богом, будет Плоть от плоти этого народа, Человек во всей полноте. Он будет Плоть от плоти принадлежать к еврейскому, к израильскому народу, будет действительно во всей полноте, насколько это возможно, Человеком. Этот отрывок открывает тайну человечества Христова.

В Священном Писании много говорится, что Спаситель мира должен быть Богом – и только Богом Он и может быть. Но есть слова Священного Писания, которые подчеркивают, что Спаситель мира будет и Человеком во всей полноте. И только благодаря тому, что Он – Человек и происходит спасение человечества. В истории Церкви были люди, полагавшие, что Христос был только человеком, в которого вселилась какая-то особая сила Божия, были и полагавшие, что Христос это Бог и ничего человеческого в Нем нет и никогда не было, что Он просто принимал на Себя вид такой. Было немало крайностей, которые разрушали тайну Искупления, тайну вочеловечивания Бога, Его Воплощения.

Приведенный отрывок подчеркивает именно, что Христос был Человек. Это очень важно, во-первых, чтобы понять, что Христос Свой подвиг в рамках земной жизни совершил как Человек, именно по человечеству. Как любой человек, Он имел все немощи телесные, все немощи душевные – кроме греха. Именно в силу этого будучи, как сказано у апостола Павла, искушаемым Сам и победившим эти искушения, Он может помочь и нам, искушаемым: если бы Он не был Плоть от плоти человека, если бы не знал человеческую природу, то не смог бы нам помочь никак, ведь Он был бы чужд нам.

То, что Христос был именно Человеком, важно еще и потому, что это помогает понять, как происходит спасение человека. Бог сходит в саму суть человека, в его природу, Он непостижимым образом соединяется с ней нерасторжимыми узами. И через это непостижимое уму соединение Своего Божества с человечеством Он, не разрушая нашу человеческую природу, нашу свободу, искупает нас, дает нам новое сердце, все благопотребное, чтобы спастись.

Люди, жившие во времена пророка Иеремии, прозревали все упования, но не считали, что Бог может или должен их спасать, поскольку внутри себя давно от Бога отреклись.

«И отвечали Иеремии все мужья, знавшие, что жены их кадят иным богам, и все жены, стоявшие там в большом множестве, и весь народ, живший в земле Египетской, в Пафросе, и сказали: слова, которое ты говорил нам именем Господа, мы не слушаем от тебя; но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели. А с того времени, как перестали мы кадить богине неба и возливать ей возлияния, терпим во всем недостаток…».

Если бы эти слова они говорили во времена хоть какого-то преуспеяния Иерусалима, это можно было бы списать на человеческую глупость или ожесточенность, но они говорят тогда, когда у них ничего уже нет, даже города – Иерусалим уже взят. Они видели, к чему привело их упорство в неслышании пророка, заповедей Божиих, в нечуткости к Завету, который некогда их же отцы заключили с Богом, – это их ничему не научило. Все разрушено, от народа осталась буквально малость… Иеремия говорит то единственное, что может этот народ спасти: «нужно верить Богу», но они говорят: «Не будем ни слушать, ни исполнять – как служили иным богам, так и будем служить». За это свидетельство от лица народа все люди, сказавшие так, были истреблены царем Навуходоносором, ведь даже видя наказание Божие, они не взыскали Бога.

И совершенно непостижимым представляется в осажденном Иерусалиме ложное упование этого народа. Когда к ним приходит пророк Иеремия и предупреждает, что город будет взят, а единственное их спасение – обратиться к Богу и принять то наказание, которое им Господь пошлет, люди упорствуют, не верят Иеремии, с ним спорят, они готовы его убить и причиняют ему всякие неприятности – и голодом морят, и в темницу сажают, лишь бы он не говорил об этом. Пытаясь возразить Иеремии через лжепророков, доказать, что никогда не будет взят город, они ссылаются на то, что раз здесь находится храм Господень, место святое, которое отметил Бог, единственное по всей Земле, оно никогда не достанется врагу.

Вот парадоксальность падшего, изуродованного грехом человеческого сознания: совершенно ни во что не ставя Бога, на каждом шагу презирая Его заповеди, продолжая служить идолам и творить всяческое зло, они уверены, что никакой беды на них не придет только потому, что здесь храм Господень, место, избранное Богом.

В ответ на это Иеремия им говорит: «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов. Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы.

Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости».

Само по себе место не спасает человека. Как в русской пословице сказано, не место красит человека, а человек место. Здесь очень важная мысль, которая будет потом вполне раскрыта в Новом Завете. Христос в беседе с самарянкой скажет, что не место важно, не место спасает, что истинные поклонники будут поклоняться Богу в Духе и истине, а не в каком-то конкретном месте. Человеку еще надлежит прожить немало веков со времен разрушения Иерусалима до Пришествия Христа, и со времени Пришествия Христа немало веков придется прожить, прежде чем люди поймут, что Христос требует в первую очередь поклонения в Духе и истине. Другое дело, что достичь духовного и истинного поклонения Богу не так легко. Многие люди постепенно доходят до духовного служения, до того, чтобы сердцем вместить эти слова.

Возвращаясь к жителям Иерусалима, скажу: это важный опыт, что сама по себе святость места ничего не дает, не спасает людей. Никакая святыня в церкви, никакой святой предмет или нечто, освященное Богом, ничего не гарантирует человеку – в мире, где действует Бог, нет магии, нет ничего, что бы независимо от человека, от его нравственных и духовных качеств, а только в силу каких-то магических причин гарантировало что-то неизбежное.

В духовном мире этого не бывает, Господь всегда ждет от человека ответа, всегда ждет соучастия. Любая святыня, которую Бог даровал человеку для пользы и утешения, действует только тогда, когда человек раскрывает навстречу свое сердце, когда готов эту святыню воспринять, отвергнуть зло мира и обратиться к Богу – признать свой грех и воспринять всем сердцем, насколько ему возможно, ту полноту святости, которая изливается Богом через эту святыню, – через храм, святой источник, чудотворную икону. Все зависит от человеческого сердца в первую очередь; все в этом мире совершается совместными усилиями Бога и человека. Самое необычное и удивительное совместное действие Бога и человека – таинство Боговоплощения, когда Господь, избравший Себе вселение в Деву Марию, являет Ангела Своего и сообщает Ей, что именно Она – избранная Дева, но от Нее требуется согласие, смирение. Он уже решил, Он Ее уже избрал, но Он не смеет сделать Ее вместилищем Спасителя мира без Ее согласия, без готовности воспринять на себя этот Крест: «Се раба Господня, будет Мне по слову Твоему».

И так же происходит в жизни каждого человека, и так же надлежит относиться ко всякой святыне. Человек, не желающий воспринимать действие Святого Духа, не собирающийся получать освящение, что-то менять в своей жизни, может подойти к любой святыне и уйти от этой святыни пустым. Он не получит благодать, она никак не коснется его сердца, потому что он сам этого не хочет. Он может пройти мимо чудотворной иконы и не заметить ее чудесных свойств, мимо святого – и не заметить святости, простоять на самом святом месте – и ничего не получить.

И наоборот, есть люди, которые, может быть, далеки пока от Бога, не готовы что-то менять, но сердце их готово к восприятию благодати, и она являет им свое маленькое присутствие.

В Иерусалиме, например, на схождение Благодатного Огня собирается немало мусульман, но ведь мало кто из них пришел в церковь и крестился. Бывает, и неверующие приходят туда, посмотрят и начинают разбирать: чудо это или не чудо, как это происходит. На них это никакого воздействия не оказывает. То же – с Туринской плащаницей. Есть очень много других вещей, которые являются источником освящения, но человек не хочет, он закрыт, не готов ничего менять в своей жизни.

В заключение хотелось бы сказать, что есть еще одно очень важное психологическое, или нравственное, качество: человек как бы ложно уповает на то, что Бог его защитит. Мы все понимаем, что Господь защищает Своих рабов, но об этом уповании, надежде нашей на помощь Бога всегда надо говорить смиренно. Был такой случай, он описан в Деяниях святых апостолов, когда семь сыновей первосвященника Скевы захотели исцелить бесноватого. Они увидели, что идет по улице бесноватый и сказали бесу, находившемуся в этом человеке: «Именем Господа Иисуса Христа, которого проповедует Павел, повелеваем: выйди из этого человека!». Бес, живущий в этом человеке, сказал: «И Христа я знаю, и Павел мне ведом, а кто вы такие?». И возымел над ними сильную власть и скрутил их, едва живыми оставил.

Всегда надо задавать вопрос: «А кто мы такие? Мы своей жизнью, своей верой, своими усилиями хоть что-то делаем для того, чтобы действительно именоваться рабами Христовыми? Или всуе называем себя христианами?». Сама постановка вопроса смиряет нашу душу, и наше упование делается не лицемерным и суетным, а приобретает ту единственную основу, что может нас спасти, – когда мы смиренно осознаем свою немощь и смиренно надеемся на то, что Бог нас защитит.

Отправить пожертвование отцу Константину

Как это сделать

Cообщить об ошибке