Вернуться к списку

Церковь — новая семья. Проповедь в четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице.

Открыть видео
Открыть аудио
Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга в четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице (14.07.2022).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали в Евангельском чтении очень необычные, очень страшные слова Господа нашего Иисуса Христа. Христос занимается Своим делом: проповедует, исцеляет, утешает, – и к Нему в это время приходят Его Мать и братья Его, — но главное – Мать. Для нас, православных христиан, это особенно значимо. К нам пришла Мать, Которую мы назовём Пречистой, Пренепорочной, Всесвятой Матерью Божией. Ему сказали об этом: «Мать Твоя и братья Твои ищут Тебя, ждут Тебя. Они пришли – выйди к ним, почти их!»

И Христос говорит: «Нет! Какая Мать, какие братья? Что вы говорите? – Вот, – показывает Он на Своих учеников, – вот Моя Мать, Мои братья и Мои сёстры. Ибо тот, кто исполняет волю Бога, – тот и будет Мне и Матерью, и сестрой, и братом. Ибо главное в этой жизни – исполнить волю Божью».

Если Христос так отнёсся к Своей Матери, то что же тогда делать нам? Почему мы никак не можем расслышать совершенно особенный призыв Христа? Он собирает Своих детей в дом Отца, Он собирает тех, которые хотят исполнять волю Его, Он призывает людей, которые хотят всю жизнь творить волю Бога и собраться в доме Отца, чтобы стать новой семьёй, единственной в своём роде семьёй. И всякая семья, которая у нас есть, плохая или хорошая, – это всего лишь прообраз подлинной, настоящей семьи, в которую собирает нас Господь. Это есть настоящая и единственная семья; ни у кого никогда другой не будет! И мы узнаем это в день Страшного Суда. И те, кто пришли к Отцу и увидели своих братьев и сестёр, и обрадовались своим матерям и отцам, и сёстрам, и братьям, – и, ликуя, собрались за праздничным столом, — те узнают радость семьи. А те, которые не обрадуются этому, — те, которые не поняли тайны новой семьи, – у тех не будет ничего: ибо найти свои семьи, данные им на земле, они не смогут – каждый будет страдать в своём месте, в своей замкнутости, в своём одиночестве. Все наши земные семьи даны нам как прообраз семьи небесной, семьи Небесного Отца, наши отцы – прообраз Отца Небесного, наши матери – тоже прообраз Отца Небесного; наши земные, естественные братья и сёстры учат нас братским и сестринским отношениям, которые нам пригодятся в Царстве Божием, в Божьей семье, в Церкви. Но мы никак не можем этого понять.

Мы пришли сюда, к Богу, но нам не нужны здесь ни новые братья, ни сёстры, ни отцы, ни матери, ни священник, – и никакой человек, находящийся здесь в храме. Мы пришли сюда с одной мыслью: сделайте так, чтобы там, в своей семье, я чувствовал себя комфортно! Чтобы там, в моей семье, которая сейчас смотрит телевизор, футбол, или пьёт пиво, или копается в огороде – чтобы там мне было хорошо. Меня не интересуют люди, собранные здесь, я хочу там, с той семьёй провести вечность! И человек уходит из той единственной семьи, в которую призвал его Бог. Он возгнушался братьями и сестрами, отцами и матерями, он возгнушался Богом, призвавшим его под Свой покров – возгнушался Царством Божьим, оно ему не нужно, – он и в Церковь-то пришёл только для того, чтобы наладить свою семейную жизнь, привести в нормальное состояние мужа или жену, или ребёнка, – и не понимает, что и ребёнок, и муж, и жена придут в нормальное состояние в тот же день, когда ты придёшь в нормальное состояние сам, когда ты придёшь сюда, в Церковь, и скажешь: «вот мои отцы, вот мои матери, вот мои братья и сёстры. Я хочу разделить с вами вечность», – и оставите, и забудете, – как сказано в псалме, – дом отца своего, и возжелаете красоты Господа нашего Иисуса Христа.

И, когда это случится, вы увидите, что ваши семьи сами исцелились, потому что их болезни, болезни наших близких, их страсти, грехи, злоба и ненависть нужны были лишь для того, чтобы мы пришли сюда. Мы ничего не успеем в этой жизни, мы ничего не сможем сделать, ничего не достигнем, пока не поймём, что здесь, в Церкви, – наш дом, здесь наша семья, здесь мои братья и сёстры, здесь – мой Бог. И когда я это пойму и успокоюсь здесь, – то и с близкими моими, если это возможно, будут происходить изменения. И сын спросит: «Мама, где ты была? Почему ты такая радостная? Почему ты такая счастливая? Что ты нашла, что ты такого увидела, что лицо твоё сияет от радости?» «Иди, сын мой, посмотри – прииди и виждь! Может, и тебе понравится в новой нашей семье!» Только таким образом мы можем привести к Богу наших близких.

Если для нас главной целью нашей жизни является приведение к Богу наших близких, – мы никогда их не приведём. Во-первых, потому, что сделать это может только Бог, только Он приводит людей к Себе. Во-вторых, нам никогда этого не сделать, потому что они видят только искажённое от злобы, раздражённости и гордости наше лицо – и не хотят идти туда, где мы получаем это лицо. Они не хотят нас видеть такими. Но, если главной целью нашей жизни станет спасение себя, спасение, прежде всего, самого себя, не понимаемое, практически, утилитарно, как обретение смысла, радости, Бога, жизни, дома, семьи, — но когда мы сами придем домой, — тогда мы можем привести в этот дом других, можем послужить этому приводу. Но, если сами мы еще не обрели дома, и в храме нам еще трудно, и людей, здесь находящихся, мы не знаем, да и знать не хотим, то кого мы сюда приведем? Как мы это сможем сделать, если нам самим здесь плохо? Мы не обрели здесь ни мира, ни радости, ни любви, ни счастья, — куда мы поведем своих близких? Они не пойдут за нами. Как говорит Писание: «врачу, исцелись сам». Ты, хотящий привести своего сына, приведи себя, чтобы знать дорогу, чтобы получить свет и радость, и тогда ты сможешь послужить своему сыну обрести этот свет и радость.

Но все равно, в последний день этого мира, в последний самый час этого мира все люди будут судиться по тому единственному признаку: любит ли он Бога, творит ли он Его волю, или нет. И это будет страшный суд и страшное разделение, ибо люди, которых мы любили в этой жизни, могут оказаться не любящими Бога, и нам нужно это принять. Христос говорит нам об этом: «Кто любит отца или мать свою, или братьев, или сестер больше, чем Меня — не достоин Меня». Мы должны принять, как это принимает Бог, что если человек не хочет творить Его волю, заставить его нельзя. Он творит всегда свою волю, а своя воля — смерть. Человек любит свою волю, — значит, он любит смерть. Мы все время ходим и молим Бога, чтобы Он пощадил наших близких и не понимаем, что от Бога это не зависит никаким образом. Он всех пришел спасти и пощадить. Но не все люди хотят исполнять Его волю. Он рад всем помочь и говорит каждому человеку: «Приди, дочь, приди, сыне, и сделай то, что Я тебе скажу». А люди Ему говорят: «Нет. Отвяжись. Я хочу жить так, как я хочу!» – и наши молитвы бессильны помочь. Мы ничего не сможем сделать, пока человек не хочет исполнять волю своего Бога. Не в Боге жизнь и смерть наша. Не в Боге — в нас самих, — хотим мы или не хотим мы быть с Богом, жить по Его воле, любить Его и каждого человека. Если не хотим — заставить нельзя, и нет сил в этом мире и в том, чтобы спасти этого человека, ибо он возлюбил смерть, и жить он не хочет.

Но чтобы достучаться до человека, чтобы открыть ему красоту жизни по воле Божьей, мы должны эту красоту вкусить, мы должны сами познать радость, свет, силу, любовь, жизнь по воле Божьей, вместить себя в волю Божью, чтобы эта воля Божья играла радостью на нашем лице, чтобы мы не делали то, что велит Бог, со скрипом и ропотом: «Вот, опять надо это делать, опять милостыню давать, опять прощать, опять любить, опять не судить, — как это все достало, когда это все кончится!» Кто пойдет за нами, если мы сами еще никуда не пришли?

Возлюбим заповеди Божьи. Повинуем себя им до той поры, пока их не возлюбим. А когда возлюбим сами — то и близкие наши, те, кто хоть немного расположен любить Бога, потянутся и придут. По-другому их привести нельзя. Как говорится в одном старом советском стишке, который в прежние времена знал каждый, — в стихотворении Чуковского «Краденое солнце», — помните, там был такой большой-большой медведь: когда солнце украдено было, он потерял своих медвежат, и бегал по лесу в темноте, ища этих медвежат, а найти не мог. И маленький, крошечный зайка говорит: «Медведь, дурень ты этакий: что ты ревешь? Ты же не заяц, а медведь. Ты пойди, крокодила исцарапай, — тогда солнце будет на небе сиять, и тогда твои медвежата толстопятые сами к деду прибегут, скажут: «Дедушка, мы тут!»

Ты солнце включи в своей жизни. Ты Богом озарись сам, и тогда люди все к тебе побегут, не только дети и внуки, мужья и жены, — но и много-много людей вокруг. Включи солнце в своем сердце, — вмести Христа, и ты увидишь, как много это может изменить. Как сказал преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен — и тысячи вокруг тебя спасутся». Аминь.

Автор: Константин Корепанов
Видео: Сергей Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова, Светлана Наумова.

Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/OfV-M7fqIHY
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/DbtqoeRmCwME1g

Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»

Вернуться к списку