Вернуться к списку

Слово о.Константина Корепанова по окончании чтения 12 Страстных Евангелий

Открыть видео
Открыть аудио
Проповедь священника Константина Корепанова по окончании чтения 12 Страстных Евангелий на вечернем богослужении — утрени Великой пятницы, совершаемой вечером Великого четверга.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы все стоим перед Крестом Господа нашего Иисуса Христа, и стоим уже здесь несколько часов. Хорошо бы, конечно, чтобы вся жизнь наша была стоянием перед Крестом Господним, перед Крестом, на котором распят наш Бог. К этому невозможно привыкнуть: стоять перед Крестом, на котором распялся Бог, но мы – привыкли. Мы привыкаем к тому, что всегда видим Крест, что видим всегда Человека, и мы привыкли накладывать на себя крестное знамение или стоять перед Крестом, не размышляя, не проникаясь сердцем, что перед нами – распятый Бог. Так устроена наша падшая человеческая природа, и мы так её сами устроили. Мы все когда-то приходим в храм, и когда-то каждый из нас в первый раз переступив порог храма, увидел Крест и узнал, что на нём – Бог, что этот Крест – животворящий, и что Кровь – особенная. Он ещё какое-то время спустя услышит один церковный кондак, в котором Этот Висящий Человек сравнивается с виноградом, — мысленным виноградом, чей плод утоляет жажду любого сердца, ибо это есть плод Жизни. Это ещё когда-то будет, но человек начинает прибегать ко Кресту и просить себе жизни. Жизнь для него заключена в том, чтобы простились его грехи, чтобы он смог больше не грешить, и этому научить человека, делающего первые шаги в храме. «Господи, исцели меня от страсти! Господи, дай мне здоровье! Господи, прости мне мои грехи!» И так ходит человек и получает исцеление, потому что творит это Животворящий Крест, исцелили нас эти Животворящими Раны. Как сказал об этом Сам Христос: «Как Моисей вознёс змия, так вознесён будет Сын Человеческий» – давая понять, что любой уязвленный грехом или страстью, стоит только ему возгореться верой или коснуться с верой сердцем и устами ко Кресту, будет исцелён, грех станет бессильным, страсть перестанет действовать, потому что жало греха – смерть, а Христос победил смерть. Поэтому всякий из нас, припадая ко Кресту, получает прикосновение к Жизни, получает исцеление от греха, от боли, от скорби, от уныния, от тоски, и мы, постигая эту тайну Креста, начинаем приходить и черпать, черпать жизнь с этого Древа Жизни, стоящего посреди храма: «Придите, вкусите и познайте, яко благ Господь.»
Но жизнь наша продолжается, и мы прибегаем ко Христу, мы целуем другие иконы, начинаем молиться по-другому, и Крест занимает уже не самое главное, далеко не единственное место в нашей жизни и в нашем сердце. Но нет-нет – и совесть наша кольнёт нас и скажет: смотри, Он распят за тебя! И зашевелится наше сердце, и мы скажем: я тоже должен сделать что-то ради Тебя! Вот, пойду и попощусь. Вот, пойду и помолюсь. Вот, пойду и чем-нибудь пожертвую, чтобы это было для Тебя, – и делаю. И вы все здесь причастны этому деланию, вы стояли и терпели, и чувствовали усталость ног, спины, головы – хоть чуть-чуть прикоснулись к той физической боли, которую перенёс Он, – переносит Он, вися здесь. Ведь мы же должны её разделить! Если мы захотели быть Его учениками — хоть чуть-чуть прикоснуться этой боли мы должны!
Когда мы говорим о Его Страстях и Страданиях, мы часто забываем о том, что очень значительной частью этих страданий была боль, очень тяжело переносимая физическая боль; Его Тело болело, об этом говорила одна из стихир сегодняшней службы: «Каждый член Твой страдал, Христе» — и ладони, и голова, и ноги, само Тело, и позвоночник, – и каждая клеточка Его Тела страдала от боли. Если бы мы чаще об этой боли вспоминали, мы бы наши собственные физические страдания переносили гораздо более мирно. Боль бы не стала меньше, но мы бы знали, что Бог разделил с нами и физическую боль.
И вот, мы пытаемся что-то сделать: стоим на службе, или постимся, вспоминаем Его Крестные Страдания; и проходят годы, но до нас не сразу доходит самое главное: что значит слово «Крест». Бог весть, сколько лет мы проводим в Церкви, прежде, чем откроется нам эта сокровенная тайна – собственно, и никакая не тайна – просто поначалу она не открывается нам: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя» Себя отвергнуться – мы не понимаем, что это значит; мы думаем, что если мы постимся или ходим в храм – это и есть отвергнуться себя, – конечно, это тоже, но Христос делает не это.
И вот, когда мы находимся на каком-то изгибе нашей жизни, открывая Евангелие или стоя у Креста, или когда мы слушаем эту удивительную службу, или просто зажигаемся от очередного страдания, нам вдруг открывается то, что мы должны пройти этот путь с Ним. Мы должны позволить не быть нашей воле. Мы должны позволить не настаивать на своей воле. Мы должны позволить другому человеку делать свою волю. Мы должны смириться перед другим человеком, мы должны смириться перед Богом, Который послал нам этого человека. И тогда мы понимаем, собственно то, что сделал Христос, потому что, конечно, Он страдал невыносимо физически. Эта боль была очень велика. Но и до Него физически страдали люди, и после Него люди будут физически страдать, человечество с каждым столетием изобретает всё новые и новые пытки, чтобы заставить человека страдать больше. И люди будут страдать. Но Христос не этими страданиями только искупает нас, а тем, что Он, имея право, имея власть, имея возможности, чтобы было так, как Он хочет, — всё предал Отцу и принял то, что посылает Ему Отец.
Сегодня в Евангелии несколько раз звучало это слово: «Не Моя, Господи, воля, Отче святый, а Твоя да будет.» Он может умолить Бога, и придут легионы ангелов, но Он этого не делает. Он принимает этих злых, коварных, жестоких, лукавых людей и терпит их для того, чтобы спасти нас. В сущности, Он принимает не иудеев, или предательство Иуды, или Пилата, или какого-нибудь Ирода, или воина, бьющего его по ланитам. Он принимает нас всех. Он принимает нас всех. Он не судит. Он не укоряет. Он просто висит, распятый, перед нашим лицом и говорит: «Вот это – плод твоей воли. Вот то, что ты хотел. Я умер. Ты хотел, чтоб Меня не было – Меня нет. Ты должен действительно осознать: вот, к чему приводит твоя воля. Ты убиваешь Бога. Ты говоришь: я хочу, чтоб было так, как я хочу – это смерть. Жизнь – это когда ты говоришь: Отче, да будет воля Твоя. Это – жизнь. Жизнь всякого сотворённого существа, всякого разумного существа – в том, чтобы исполнить сознательно волю Божью, а значит — отдать себя Богу. Отче, не моя воля будет, но Твоя. Вот пришел человек: Отче, да будет воля Твоя. Вот пришел другой, вот пришел третий. Они что-то хотят, что-то требуют от меня. Отче, да будет воля Твоя.»
И вот так, совлекаясь греховного тела плоти, совлекаясь грехопадения и своеволия, желания отдохнуть, накричать, сорваться, поучить, осудить – человек распинается со Христом на Кресте. Так он и следует за Ним. и он понимает, что значит Крест Христов, он принимает эту дорогу жизни. Другой нет. Только отказ от своей воли ради воли Отца нашего Небесного есть единственный путь жизни – к Господу. Как же нам трудно, как же трудно совлечься своей воли! Если бы не Христос, висящий перед нами на Кресте, если бы не Христос, несущий Свой Крест, — в Царство, уготованное нам от создания мира, мы бы никогда не вошли, у нас не хватило бы сил. Но Он, Подвигоположник, — первый, взявший Крест, говорит: «Вы можете делать, что хотите. Я не буду вас судить, но вы убьёте Меня. Где-нибудь, хотя бы в собственном сердце вашем, вы Меня убьёте. А убив Меня, вы убьёте жизнь. Поэтому Я позволяю вам делать то, что вы хотите, но взываю к вам, люди: жизнь – это воля Бога, жизнь – это покориться Отцу небесному, жизнь – это принять Его волю, как единственное основание жизни, ибо когда-то Адам и Ева тем и пропали, что исполнили свою волю, вместо воли Божьей. И путь обратный таков же: исполнить волю Божью, вместо своей. Он — с нами. Он — впереди нас. Он держит нас за руку, порой несёт на руках. Он не отдаст нас никому, пока мы идём этим узким путём – единственным путём, ведущим в жизнь вечную.
Всякий раз, стоя здесь, перед распятым Богом, мы должны набраться сил, чтобы сказать то единственное, что надлежит сказать всякому разумному существу: Отче, да будет воля Твоя! Аминь.

Автор: Константин Корепанов
Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова.

Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/s2xSAmer-9P2ug
Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/bfNqX3o5h1k

https://youtu.be/cN7F1sfl5_Q
Тут видеозапись проповеди в лучшем качестве. Записано на видеокамеру прихожанами Свято-Троицкого собора.

Вернуться к списку

Оставьте комментарий