Вернуться к списку

Слово о вере. Проповедь иерея Константина Корепанова в Неделю 4-ю по Пятидесятнице (10.07.2022)

Открыть видео
Открыть аудио
НЕДЕЛЯ 4-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Проповедь иерея Константина Корепанова. Записана на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга 10 июля 2022 года. На Богослужении читался отрывок из Евангелия от Матфея, в котором говорится о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил слугу сотника по вере этого сотника (Мф. 8:5–13).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали евангельский отрывок о вере. Идет Христос по дорогам Иудеи, Галилеи, Десятиградия, Палестины, из города в город, из села в село. Он ходит и к Нему, слыша о том, что Он может исцелять, приходят разные люди, прося и получая от Него исцеление. И вот, подошел некий сотник, который не был евреем, не был иудеем, не принадлежал к народу израильскому, но был у него слуга, которого он любил, который был ему нужен, к которому он привязался, и от которого он зависел. И он просил Христа его исцелить, но, зная некоторые особенности восприятия иудеев, — быть может, потому, что зайти к язычнику в дом правоверному иудею невозможно — или по какой-то другой причине, — но он говорит Христу: «Не надо идти ко мне. Я и так верю, что Ты можешь это сделать. Ибо и я – человек не великой власти, но, если я говорю кому-то что-то сделать, то люди идут и делают, независимо от того, нравлюсь я им или не нравлюсь, потому что так устроен мир. Если Ты – великий человек, каким я Тебя считаю, то одного слова Твоего достаточно, чтобы исцелился мой слуга». И Христос удивился такой вере и сказал: «Иди. По вере твоей да будет тебе. Как веровал ты, так и будет». И исцелел слуга в тот же час.

Это слово – о вере. Ведь слуга исцелился не только потому, что Христос может исцелить, а потому, что его хозяин поверил в то, что это случится. Вот, например, Христос пришел в Капернаум. И сказано в Евангелии: «Не мог Он сделать ни одного чуда из-за неверия их». В одном городе изобильно льются чудеса, потому что люди веруют. В другом не происходит ничего, потому что люди не веруют. Все зависит, в том числе, и от человека. Не кое-что зависит от человека, а кое-что – от Бога, — а все зависит от человека, и все зависит от Бога. Человек, как верит, так и получает. Всё просимое, все блага этой жизни, духовные особенно, он получает настолько, насколько верит. И ощущение присутствия Бога в своей жизни он получает настолько, насколько верит. И причащается он в радость, в мир или во осуждение настолько, насколько верит. И чувствует от силу христианства и внимает Божественному Писанию настолько, насколько верит. Мы все время упрекаем Бога, что Он – такой, или Он не так делает, или не то делает и не столько делает. Но Он может сказать нам: «Почему ты не веришь? Я бы дал тебе больше».

И это слово о вере очень важно, потому что верой все мы и получаем. Мы, как веруем — так и попадаем в вечную жизнь, как веруем, — так и попадаем в вечную смерть. В этом смысле, все — в наших руках. Поверишь – и будешь жить. Не поверишь – и умрешь. Не Бог посылает тебя в ад, а в самом твоем сердце, в самом твоем естестве, в душе заключены твои ключи и Царства и ада. Поверь – и будешь спасен. Не веришь – и шансов у тебя нет. Вера же, исходя из Священного Писания, понимается двояким образом. Больше всего и глубже всего — та вера, о которой свидетельствует Авраам, о которой свидетельствует Священное Писание, ссылаясь на Авраама: поверил Авраам, и это вменилось ему в праведность. Он просто поверил и оправдался, стал праведным. Поверил чему? Бог явился ему и сказал – вот этому явлению Бога и сказанному в этом явлении слову Авраам поверил и оправдался — что бы он там ни делал; именно потому, что он поверил тому откровению, которое дал ему Бог. Он поверил, в сущности, опыту, но опыту необыкновенному, и он был верен этому опыту несмотря на то, что двадцать пять лет у него не было сына и быть не могло. Но он в вере не изнемог. Бог явился и сказал, что так будет. Он поверил этим словам Божьим, — и оно так стало. Вера, как следствие опыта богообщения – это главное фундаментальное понятие представления о вере: когда человек именно встречается с Богом, — и эта встреча меняет его жизнь. Но прежде, чем встретиться с Богом, человек должен о Боге что-то знать. Он должен верить в Него силой своего ума. Авраам же верил в Бога, как в нечто отвлеченное, присутствующее в бытии, но не являющееся частью его жизни, пока Бог не открылся ему в откровении и не сказал ему главные слова. Тогда он поверил более, чем верил до сих пор. Изначально вера была действием его ума. Он верил, думал о Боге, приносил Ему жертвы, исполнял Его заповеди, но Бога не знал, пока Бог ему не открылся. И это откровение перевернуло всю жизнь Авраама.

Или, скажем, митрополит Антоний Сурожский описывает свой опыт. Он – верующий с детства. Хотя вера его была далека от христианства, но он знал, что есть Бог, что Христос пришел в мир спасти грешников, и хотел за эту веру и пострадать, и умереть. Евангелия до этого и не читал вовсе – но, когда он открыл в первый раз евангельские страницы, Бог открылся ему живым присутствием, и жизнь этого человека изменилась. Вместо того, чтобы идти воевать за веру своих отцов, он стал служить Богу своих отцов и в монашестве — и как врач, и как монах, а потом — как архиерей Церкви Божией. Эта встреча, этот опыт изменил всю его жизнь. Но изначально-то всё-таки это была мысль, представление о Боге, — и представление это – не так-то мало. Вот, мы сегодня видим в истории с сотником, что он знал, верил, что Бог есть. Он верил, что Бог посылает Своих людей для того, чтобы изменить жизнь человека. Он верил, что есть закон Божий — и, как мог, в силу своего разумения, исполнял его — и получил просимое. Что происходило в его мыслях в это время, он нам говорит. Он говорит то, что мы слышим в его словах: «Я – маленький начальник, но я скажу — и люди делают». То есть, он рассуждал в уме так: «Если Бог есть, Он – большой начальник, и Его слова достаточно, чтобы исполнилось все, что Он скажет. Зачем я тогда буду какие-то непонятные движения делать? Подойду и скажу Богу напрямую: «Бог, сделай мне то, что надо». Естественно, Бог сделает». Таков был ход его мыслей. И Христос поощрил его: «Правильно ты думаешь. В Израиле Я такой веры не видел». Почему? Потому что израильтяне просто исполняют то, что нужно, никак не соотнося это с тем, что есть Живой Бог — просто так надо. Как мы, например, платим в автобусе, потому что так надо, и вовсе не думая, что это повелел Бог. Или сохраняем верность жене, просто потому, что так надо, — а не потому, что так повелел Бог. Или нам жалко эту собачку или этого нищего — мы помогли ему, потому что жалко, — а не потому, что это как-то соотносится с волей Бога.

Евреи привыкли к религии и совсем забыли думать о Боге. Поэтому веры у них было мало. Но разве у нас не так? Когда мы приходим что-то попросить, всё ведь — здесь, в нашей голове. Что мы думаем? «Господи, исцели моего сына», — говорим мы. И следующая мысль: «Ну, да. Кто я такой, чтоб Ты меня слушал? Кто я такая, чтобы Ты мне внимал? Понятно, Ты же слушаешь только великих святых, а я – грешник. Ну, хоть что-нибудь сделай, что можешь». И ничего не происходит: мы же не верим. Но мы, именно мы в этом виноваты. Не в Божьей милости дело, а в том, что мы не верим. Мысль может быть и другой: «Господи, исцели моего сына. Но я же грешный человек. Да, Ты не слушаешь. Нет, Господи, Ты сказал, что и грешников слушаешь. И Закхея послушал, и блудницу простил. Мне очень нужна Твоя помощь, Твое исцеление. Ты сказал в Писании: «Если сын попросит у отца хлеба, он ему даст». Я прошу у Тебя хлеба. Дай. Мне это нужно больше, чем хлеб. Ведь отец не отказывает сыну». И вы будете Им утешены и получите исцеленного ребенка. Всё в ваших мыслях: как веруете вы, о чем думаете — как работает ваша мысль. Мы можем думать так же, как этот сотник. Мы идем к Отцу. Отец же не отказывает своим детям. Не откажет и мне. Как может отказать Отец? Он сам обещал, что не откажет. И эта мысль утверждает нас в вере. Мы идем к Пресвятой Богородице и говорим Ей: «Пресвятая Богородица, исцели меня». Мысль расслабляет нас, а мы думаем: «Нет, я ж когда к мамочке своей прихожу, она же все исполнит, что я прошу. Поворчит, конечно, поругается, но сделает. Неужели Ты, Матерь Бога Вышнего, меньше милуешь нас, чем моя грешная мама? Несомненно, Ты услышишь и поможешь». И получите просимое.

От того, как вы думаете, как вы веруете, Каким вы представляете Бога, какие представления в вашей голове – от всего этого будет зависеть, получите вы или не получите. Пусть этот сотник, получивший просимое, станет для всех для нас вдохновляющим примером, чтобы просить, когда силы изнемогают, — помня, что Христос сказал две вещи: «Все, что ни попросите у Отца во Имя Мое – будет вам». Бог не может солгать. Веруйте – и получите. И еще – Бог никогда не оставит человека неуслышанным, с не исполненным прошением, если человек молится Ему день и ночь, — хотя и медлит услышать его. И поэтому будем молиться день и ночь, сколько потребуется, пока не получим просимое, потому что Богу не трудно это сделать, но по какой-то, пусть нам пока не понятной причине, Он медлит это сделать. Не будем унывать. Молитесь, и Бог каждому даст по вере его. Аминь.

Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Евгений Панферкин
Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова.

Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/0rZR6U6azlo
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/-mecSsyy0O2w-Q

Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»

Вернуться к списку