Проповедь о.Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга
19 августа 2021 года в праздник Преображения Господня.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня — праздник Преображения Господня, и все люди, входящие в церковь, знают само содержание, Евангельское основание этого праздника. Христос взял с Собой на гору трёх Своих учеников и молился там. Может, Он молился как-то особенно, а может, так было всякий раз, когда Он молился, ибо в обычное время свидетелей Его молитвы не было: Он молился по ночам, уходя в уединённые места, и апостолов с Собой.не брал. Может, это было просто приоткровение тайны Его молитвенного возношения, восхождения к Богу, — может, это было особенное действие для того, чтобы явить ученикам Своим славу Свою. Но, так или иначе, во время молитвы Он преобразился перед ними и сиял, как свет, и облако покрыло апостолов, и они впали в состояние, в котором даже не могли ясно выразить, ЧТО они видели, ЧТО они слышали, ЧТО они испытывали; они только говорили, что «ХОРОШО нам здесь быть», — не понимая ни того, где они, кто они, ни того, что с ними будет дальше, — им было просто хорошо, они были причастны к неизреченному блаженству и видели в свете «паче солнечного света» Лик своего Учителя. И, когда видение кончилось, Христос запретил им об этом рассказывать, пока не будет воскресение Его из мертвых, — чтобы не сейчас же, спустившись с горы, они рассказали о том, каким они видели своего Учителя, — а чтобы только тогда, когда произойдут распятие и смерть, и воскресение, они бы засвидетельствовали об этом другим, — и ученикам Христа, — и тем, кому принесут они весть о Христе.
И в сегодняшнем апостольском послании апостол Петр говорит, вспоминая об этом, что «всё, что мы вам говорили, — не просто мечта и гадание — это свидетельство, потому что мы были свидетелями этого дивного, чудного преображения, этого проявления Божественного света в немощной, — а потом и истерзанной — природе Человека Иисуса Христа. Под покровом плоти сияло Божество. В сущности, им явилась удивительная тайна: в человеческом естестве, в тленной человеческой природе, в это самое человеческое тело, гнойное и смрадное, подлинно вселился Бог, Который не взял его, как оболочку, а стал Человеком, — смесившись, не смешиваясь, с человеческой природой; и, фактически, человеческая плоть сияла в Нём Божеством, наподобие Неопалимой купины, некогда призвавшей к служению Моисея. И сама эта Неопалимая купина была пророчеством именно о Христе, именно о воплощении Бога; что тленная, материальная вещь способна вместить в себя Бога, если Бог этого захочет.
Мы, конечно, радуемся и празднуем этот день Преображения, и потом когда-нибудь в поруганном, распятом теле видим Божественный свет, радость Божественную, подлинное достоинство Божества и Царства, — и всё. Мы поцеловали икону, поговорили, освятили яблоки, послушали проповедь — и ушли, в лучшем случае, унося мысль о том, что Христос действительно был Богом; подразумевается, что мы и так об этом знаем, произнося Символ веры, хотя до конца, — именно до конца — в это не веруем. Мы уходим, просто унося мысль, о том, что Бог стал Человеком, — но ко мне-то, грешному, какое это имеет отношение? Что мне с того, что Бог стал человеком? Не я же стал богом! И это — фундаментальное современное человеческое неверие. Христос Бог стал Человеком, чтобы человек стал Богом, — не когда-нибудь, в какой-то грядущей жизни, — а здесь и сейчас. И мы все с вами причащаемся Плоти и Крови Христовых, чтобы стать причастниками Божественного естества, благодати Святого Духа; чтобы, причастившись Тела и Крови Иисуса Христа, стать вместилищем Божества, чтобы стать тем же самым, чем являлся Христос, ибо в том и заключается спасение, чтобы простое, тленное человеческое естество сделать причастным Божественному, и Бог стал человеком для того, чтобы к этому приобщить человека, чтобы человек стал богом, — и мы все должны в это верить. Более того, мы все об этом говорим. Вот первая молитва ко причащению: «Причащаемся Боготворящих Твоих Тела и Крови». То есть, мы причащаемся Боготворящей благодати, — тому, что делает меня богом. Или в молитве Симеона Нового Богослова ко причащению: да буду как купина Неопалимая, чтобы благодать Твоего Божества не попалила тернии моей плоти. Мы постоянно свидетельствуем в молитвах, что мы причастны Божественному естеству, причащаясь Телу и Крови Иисуса Христа, но веруем ли мы в это? Нет. Поэтому восклицаем, сами себя оправдывая: «Да что же это такое? Да откуда мне взять любви? Да откуда мне взять верности? Да откуда мне взять молитвы, терпения или смирения? Это всё мне недоступно». Ложь! Совершенная ложь, обличающая неверие человека.
В нас живёт Бог, смиренный, кроткий, любящий; вся полнота любви вселилась, влилась в сердца наши благодатью Святого Духа. Мы причащаемся Любящему всех, — как же мы говорим, что не можем всех любить? Мы причащаемся Смиренному, Претерпевшему поругания, — как же мы говорим, что не можем терпеть? Мы причащаемся долготерпению Христа, ожидающего обращения грешников, — как же мы говорим, что мы не можем терпеть? Это неправда — не хотим! Не хотим любить, не хотим терпеть, не хотим молиться; не хотим — и не будем! А причащаемся только потому, что «так надо» или потому, что хотим быть здоровыми. Но основа телесного здоровья — здоровье нашего духа, верующего, что Христос пришёл в мир, чтобы спасти грешников, — нетерпеливых, злых, гневных, похотливых грешников, — и спасает нас именно тем, что с нами, грешными, соединяется; спасает именно тем, что входит в само нутро, глубинное нутро человеческого естества и преображает его по Своему образу, по Своему подобию, так что мы делаемся, — если захотим этого — преподобными.
Праздник Преображения Господня — это свидетельство того, что все мы должны и можем преобразиться так, как преобразился Христос, что свет, просвещающий Христа на горе Преображения, уже просвещает и наши сердца, наш ум, наше естество, если мы действительно веруем во Христа, и действительно с верой причащаемся Его Тела и Крови. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Видео: Павел Глинских
Текстовая запись: Елена Плотникова Вернуться к списку