Видеозапись сделана 1 июля во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
Во имя отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали, братья и сестры, отрывок апостольский из послания к Филипийцам, который читается во дни Богородичных праздников; он читается в эти дни, но непосредственного отношения к личности Пресвятой Богородицы не имеет. Он имеет отношение к тому делу, которое Она сделала, к тому состоянию, в котором Она тоже пребывала. Отрывок говорит о том, что в нас должны быть такие же чувства, как во Христе Иисусе. А Он, будучи образом Божьим, не желал восхитить Себе первенство и власть, но, умалив Себя, смирил Себя, быв послушен даже до смерти, и смерти крестной. И поэтому Бог превознёс Его и даровал Ему Имя выше всякого имени, чтобы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено: небесных, земных и преисподних, и чтобы всякое из них исповедовало, что Иисус есть Христос во славу Бога Отца.
Матерь Божия сделала то же самое, потому что таков был Христос. Бог, невмещаемый, вмещается в Её чрево. Бог, Владыка всего сущего, становится подчинённым. Он становится подчинённым условностям, законам, скорбям, насилию, жестокости, болезни, сну, жажде, голоду и смерти. Он Сам Себя отдает в повиновение всем этим обстоятельствам и терпит их, — терпит. И евангельский отрывок сегодня говорит о том же: Он может усмирять бурю, но терпит её. Он усмирил её только потому, что испугались ученики. А Сам Он терпит бурность и жажду, голод и холод, скорбность и трудность, — всё, что выпало на долю нашего здешнего бытия, — всему Он Себя добровольно подчинил, будучи от всего этого по Божественному естеству свободным. И этому Он учит нас, к этому Он присоединяет нас и говорит: если вы хотите быть моими учениками, то отвергнитесь себя, возьмите крест и следуйте за Мной, — смирите себя, будьте послушными. Да, для нас это — самое трудное, нет ничего труднее в этом мире, чем подлинное, праведное послушание, потому что очень не хочется слушаться. У нас есть своё мнение, свои взгляды, свой образ жизни; мы думаем, что надо делать иначе, и вообще, все кругом всё делают неправильно. Но надо смирить себя и подчиниться. Ведь и Христос мог прийти не как новорождённый младенец, а как Хозяин этого мира: «Что вы тут устроили?! Во что вы превратили землю, которую Я дал вам? Царствуете неправильно, командуете неправильно, рожаете неправильно, воспитываете неправильно, молитесь неправильно, слушаете неправильно, живёте неправильно, заповеди Божии исполняете неправильно. Пошли все вон!» Он мог и так сделать. Но Он не так сделал. Он смирил Себя, ни слова не говоря упрёка за то, что люди живут не так. Он не кричит на своих апостолов, которые даже накануне страстей Христовых думают о том, кто из них будет первый, кто из них будет главный. Он терпеливо объясняет им, в чём суть подлинной жизни. Он не возмущается неправильным судом Пилата или беззаконием мира. Он не учит нас, не обличает. Он смиряет Себя и Сам первый исполняет всё это: всё то, что нам трудно исполнить, всё то, что невыносимо для нас, все послушания этой жизни.
И поэтому, за то, что Он послушал Бога и смирил Себя перед Богом, подчинив всем условностям этого мира Себя, Бог и превознёс Его и даровал Ему Имя, Которым мы живы и Которым мы спасаемся. И если мы тоже хотим идти Его путём, то мы должны смириться, пройти этим крестным путём жизнь нашу, подчинив себя Богу, Который волей Своей поставил над нами тех людей, которых поставил. Терпеливо и со смирением мы должны пройти это поприще. И тогда нас ждёт небесная слава. Но если мы непослушны и горды, то мы тем самым отрекаемся от Христа, мы не хотим идти Его путём, а идём, как и все, широким путём, ведущим в погибель. Да, труден путь послушания, крестный путь послушания, но другого пути в Царство Божие нет. Нет другого пути, чтобы влилась в нас жизнь Христа. Ибо Господь строптивым, гордым противится и только смиренным даёт благодать. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Видео: Сергий Комаров
Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова Вернуться к списку