Вернуться к списку

Проповедь о.Константина Корепанова. Исцеление гадаринского бесноватого (23.09.2021)


Аудио:

Проповедь священника Константина Корепанова.
Видеозапись сделана 23 сентября 2021 года во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
На Богослужении читался отрывок из Евангелия от Марка, в котором Господь наш Иисус Христос исцелил гадаринского бесноватого, одержимого легионом бесов (Мк 5:1–20).
Сегодня вы слышали в евангельском чтении очень известный, распространенный и часто читаемый сюжет: историю о том, как Христос исцеляет некоего бесноватого, в котором находится тьма тьмущая бесов. Когда Христос спрашивает человека бесноватого, точнее, беса, сидящего в нем: «Как имя твое?». Тот отвечает: «Имя мне – легион». Ибо множество бесов было в этом человеке. И дальше следует очень странная и загадочная ситуация. Этот бес, сидящий в человеке, знает силу, которой обладает стоящий перед ним Иисус, и знает, что Он изгонит всех бесов, просит не посылать их в преисподнюю, а направить куда-нибудь, — хотя бы вот в стадо этих свиней, которое пасется неподалеку. И Христос повелевает бесу выйти и войти в стадо свиное, — это свиное стадо, бросившись с обрыва, потонуло, погибло. И, естественно, бесы отправились туда, куда меньше всего хотели попасть.
Эта история говорит о многом, поскольку читается она часто. Люди обращают внимание на разный аспект этого сюжета. Но я хотел бы вам сказать о том, что из этой истории мы видим, что бесы ничего не могут сделать, если не будет им дано свыше. Даже в свинью сатана войти не может, если не будет это ему позволено Богом. Тем более – в человека не может бес войти просто так, потому что он — злой, коварный и жестокий, потому что он ненавидит людей. Если бы это было возможно, мы бы все были бесноватые, потому что ненависть его к роду человеческому не знает границ и пределов, и возможности его, как духа, необыкновенны и сокрушительны. Но благодатью Божией хранимые, мы не становимся для него пищей. Мы неуязвимы для него, если хранит нас благодать Божья. И всякий человек, одержимый бесом или страдающий какой-нибудь болезнью неизлечимой, имеет это только потому, что так было попущено Богом. А попущено это бывает Богом иногда – какими-то судьбами Божиими — для славы Его или для спасения человеков. Но чаще всего это случается по самонадеянности человека. Потому что человек надеется на себя, потому что он мнит о себе, потому что он считает себя неуязвимым или непоколебимым, потому что он считает, что сила его ограждает его. Потому что он думает, что он может с кем-то справиться не то что с бесами, — хотя есть люди, утверждающие и это, — а хотя бы с человеком, хотя бы с болезнью, хотя бы со скорбью. Человек – особенно последнего времени – стал невероятно самонадеянным, стал непостижимо, до уродства, до глупости самонадеянным. Он смело заявляет: «Я, я, я смогу, я справлюсь. У меня получится. Да, что вы говорите? Да я раньше же жил — и это я сделаю. Да я найду себе работу. Да я смогу победить страсть. Да я научусь молиться. Да я смогу перетерпеть. Да я обязательно буду победителем». Всегда говорит человек – денно и нощно – и думает, и думает, и думает так, что он может это сделать.
Величайший из апостолов, величайший из святых, апостол Павел, который и мертвых воскрешал, и больных исцелял, и бесов изгонял, был одержим бесом по временам и не мог с ним справиться. И, хотя он молился Богу так, как могут молиться только дивные святые вроде него, он не мог ничего сделать с этим бесом. И Бог сказал ему: «Оставь, так нужно, ибо сила Божья в немощи совершается. И когда ты слаб, когда ты немощен – только тогда ты силен».
Если великий из святых Павел не мог победить того, что было попущено Богом, — то что такое мы, утверждающие: сделаю, сделаю, сделаю, сделаю, сделаю? Если Богу будет угодно, если будет на то Его святая воля, если даст Он мне благодать Свою, то сделаю. А нет – так буду лежать в своей блевотине и пальцем пошевелить не смогу, сделать ничего не смогу, даже вытереть за собой эту блевотину не смогу, — чтобы смирился, наконец, человек и понял, что он может и чего он не может.
И мы немощны так именно потому, что горды. Не потому, что времена настали последние, не потому, что благодать Божья оскудела, а потому, что мы – непоколебимо гордые и всегда надеемся на себя, и всегда взываем к своим силам, и всегда просим самих себя, и так буквально говорим: «Давай, вставай, давай, поднимайся, ты можешь. Ты же – человек. Давай,» — подпинываем себя. Но это все — не то. Потому что, если мы встанем, поднимемся, — то как сильно раздуется наша гордыня! А веры, упования, ощущения своей зависимости от Христа — у нас нет. Именно поэтому мы немощны. Именно поэтому мы обложены со всех сторон немощью и ничего у нас не получается, мысли подумать доброй мы не можем. Чтобы, наконец, мы поняли, как мы бессильны, и воззвали к Богу. И если хоть что-то получится у нас – книжка прочитается, слово поймется, страсть победится, человек услышит наше слово – чтобы мы приписывали это не себе, а Богу. Ибо все лучшее всегда, во веки веков делает Бог. И плоды через нас приносит Бог. И это – Его дело, Его воля, Его сила, Его благодать. И Ему поэтому слава во веки веков. Аминь.

Вернуться к списку

Оставьте комментарий