Видеозапись сделана 11 июля во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня вы слышали слова Господа нашего Иисуса Христа, который говорит о том, что око для тела имеет очень важное значение: если око будет чисто, то и всё тело будет чистым. Он сразу указывает им на то, что бытие нашего тела, наше физиологическое и социальное бытие зависит не от того, что вокруг нас происходит, а от того, как мы на это смотрим, каково наше внутреннее зрение. То есть, как мы видим, — так мы и живём. Не объективная реальность важна для жизни нашего тела, а то, как мы видим эту реальность. И это дало основание святым отцам утверждать, что функцию ока в человеческом естестве, в человеческой душе имеет ум; именно он отвечает за то, чтобы как-то относиться, как-то воспринимать окружающую нас действительность. Ведь важно именно то, что мы видим; мы не знаем, что происходит на самом деле, — мы только видим то, что хотим видеть. Вот человек, который идёт по улице, — мы оцениваем его, хорошо ли, плохо ли; мы же ничего о нём не знаем — кто он такой, почему он такой, куда он идёт, что он делает, — но мы уже даём оценку, в соответствии с тем, что есть в нашей душе, а не с тем, что собой являет этот человек. Так же во всём этом мире, как совокупности людей, и производном всех человеческих войн, нами воспринимается не то, что есть на самом деле, а только то, что есть в нас самих. Этот мир говорит нам о том, что есть в нашей собственной душе. Если мы всех ненавидим, это не значит, что все плохие, — это значит, что в нашем сердце нет любви. Если мы всех любим, это не значит, что все — хорошие, это значит, что в нашем сердце есть любовь. Если мы видим мир, наполненный светом Христа, это не значит, что нет в нём зла, это значит, что мы пребываем в Боге. Если мы видим мир, отравленный ложью, отравленный злом, видим мир, в котором нет добра и света, — это не значит, что на самом деле в мире их нет; это значит, что наше сердце чуждо добра и света. В любом случае, всё, что мы говорим о мире, не есть то, что мир есть на самом деле, это — всего лишь то, чем полна наша собственная душа. Мы говорим так, как дышит, как мыслит, как живёт наше сердце. В этом — смысл слов Иисуса Христа. Он говорит, «всё зависит от того, как вы видите этот мир, как вы к нему относитесь, — что, на самом деле, у вас внутри, — и так вы и воспринимаете мир.» Что бы мы ни говорили о мире, — мы говорим всего лишь о самих себе, о том, что есть у нас на сердце. Любящий Бога, совершенно объятый Божественной любовью человек видит всех людей ангелами, хоть эти люди могут делать зло, создавать концлагеря, и сеять вокруг разные безобразия, но он видит людей ангелами. А другой человек, даже живя среди святых, видит всех одержимыми, злыми, темными — так, бывает, ребёнок, у которого в душе зло, видит родителей злыми и думает, что они таковы и есть, хотя это всего лишь правда о его собственном сердце. И так ребёнок, который любит своих родителей, видит их добрыми и благими, даже если они объективно нехорошие, и человек, общающийся с неблагополучными семьями, знает это, что на сердце ребёнка любовь, и он любит и считает своих родителей лучшими на свете, хотя они — точно, не таковы.
Поэтому надо думать не о том, чтоб изменить мир, — это не дано делать человеку, никогда и никому, — надо думать о том, чтобы изменить сердце. Если бы все люди изменили свое сердце, то и мир стал бы другим. Если бы люди видели любовь и добро, и жили в соответствии с любовью и добром, — то и мир бы был максимально добрым; но, оттого, что наше сердце зло, в мире много зла. Если мы хотим изменить это соотношение зла, — нужно менять свое собственное сердце. Нужно сделать так, чтобы в сердце не было зла, — тогда и в мире зла станет меньше. Поэтому святые подвижники испокон веков для того и трудились, чтобы очистить собственное сердце, ибо другой возможности у них нет.
Чтобы в мире стало больше света, надо, чтобы этого света было больше во мне. И на это указывает преподобный Серафим Саровский, говоря: «Стяжи дух мирен, — и тысячи вокруг тебя спасутся.» Когда ты мирен, когда в тебе угасает всякое раздражение и злоба и гнев, когда люди, кипящие гневом, соприкасаясь с тобой, умиротворяются, потому что не могут передать тебе свое раздражение, свой гнев, свою ненависть, и таким образом становятся мирными, становятся добрее, и поэтому святые отцы учили о том, что главное — это очищение, просвещение своего собственного сознания на основании того, что говорит Бог в Своем Откровении. Ведь из-за чего мы все так живём? Потому что некогда Адам и Ева послушались лжи, они поверили словам лжи, всего лишь поверили злу, — и весь мир рухнул. В их мире не было зла, они жили в раю; в их сердце не было зла, они были непорочны. Но они поверили злу, и зло проникло в их сердце. И с тех пор люди занимаются тем, что верят злу, верят лжи, верят тьме, всему плохому, впускают это в свое сердце, и мир становится пуст. Сатана не может изменить, испортить и разрушить этот мир, — ему это не дано; он просто стучится в сердце человеческое, навязывает ему ложь, чтобы человек принял эту ложь, — и тогда мир станет плохим. Сатана стучится злом в сердце человеческое, и когда человек это зло примет внутрь себя, мир становится злым. И через власть над сердцами человеческими сатана рассчитывает установить власть над всем миром, пленяя сердца человеческие ложью и злом, и поэтому испокон веков и до сего дня человек думает о том, как не поверить злу, и как верить Богу, изменяя своё сердце, ум и сознание чтобы они были светлыми, а не тёмными, добрыми, а не злыми, чтобы они принимали слова Христа, а не слова лжи.
И весь этот выбор — в руках человека. Вот, в «Книге притч» есть такой образ, — в девятой главе, и в предыдущих, седьмой и восьмой, — говорится о том, что Премудрость выходит на улицы проповедовать и привлекает людей к себе. И долго в пророчествах о Христе говорится о том, что Премудрость зовёт к себе людей, и тот, кто примет Её, будет жить, будет светлым, радостным, вечным. Но напротив, говорит «Книга притч», сидит женщина блудливая, грубая, несмысленная, которая тоже зовёт к себе людей, и, как говорится в этой книге, «её стопы приводят людей в преисподнюю, — в ад.» Вот так человек и находится между словами Премудрости — и словами глупости и лжи, и выбирает либо одно, либо — другое: либо слова Христа, либо — слова лжи, которые звучат шумно, громко, напыщенно, вроде бы радостно, — но заканчивается всё это в аду, во тьме, там, где нет жизни, света, ибо человек возлюбил ложь и тьму.
В нашем выборе что нам слушать? Что читать? Что смотреть? Кому верить? Богу или сатане? Зло ли слушать, и злу ли верить, — или слушать Добро и верить Христу? Это зависит от нас. Никто не может ничего сделать с этим миром, все делается только через человеческое сердце. И поэтому так важно было для святых отцов поставить на стражу нашей души око человеческого ума и просвещать этот ум Священным Писанием и молитвой. То есть, Слово Божие, которое единственное укрепляет наш ум и делает его непоколебимым, чтобы стоять в добре и свете, и если бы каждый из нас думал только об этом, и не смотрел бы на ложь и не погружался бы в суету своим умом, то мир бы давно уже стал гораздо лучше, чем он есть теперь на самом деле.
Поэтому, как говорит Христос, будем бодрствовать, трезвиться и молиться, чтобы не пойти дорогой наших прародителей, не пойти в погибель и не дать украсть у нас самое главное, наше сокровище: нашу веру во Христа, Который пришёл в мир грешников спасти, Который сильнее всех соблазнов, искушений, всякого зла и тьмы, и болезней, и смерти, и ненависти, разделения, — сильнее всего, — и Он — единственный Владыка нашей жизни. Аминь.
Аудиозапись проповеди: https://yadi.sk/d/ZZmCk-uxkAGw-A
Автор: Константин Корепанов
Видео: Владимир Игитханян
Текстовая запись: Елена Плотникова
Другая запись этой проповеди (другая камера): https://youtu.be/A-2gJDYRcmw Вернуться к списку