Видеозапись сделана 7 июня в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга во время Божественной литургии в праздник Рождества честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Сегодня святая Церковь чтит память святого пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Христова, Иоанна Крестителя. Как говорит Священное Писание, не было до Христа людей, которые бы были более чистыми, светлыми, праведными, благочестивыми, чем этот человек, которому Бог судил прожить, с нашей точки зрения, очень короткую жизнь, ибо это всего лишь тридцать с небольшим лет. Всего лишь тридцать лет. И спустя две тысячи лет этого человека помнят, ему молятся, к нему взывают, на него смотрят, у него учатся и помнят, и чтят память этого человека, ибо так велит Бог.
Святой Иоанн Предтеча стал олицетворением всей праведности Ветхого Завета. И праведность эта, как нам может показаться, состоит совсем не в том, чтобы соблюдать постановления закона, ибо он не приносил жертвы в храм, он не исполнял ритуальных обязанностей. Его праведность состояла не во внешней форме. Он никогда не был в Иерусалиме, никогда не делал того, что предписано ритуальной частью Ветхого закона. Он исполнял правду закона, в которой главными было упование на Бога и отсутствие ропота. Если человек не научился этим двум делам, ему никогда в жизни не встретиться со Христом, — никогда в жизни. Он может ходить в церковь, мнить себя молящимся человеком просто потому, что читает Молитвослов, думать о том, что он христианин только потому, что носит на себе крест. Но он не знает Бога, он никогда не встретится со Христом, никогда не познает радости жизни во Христе и щедрости Божьей, благодати Святаго Духа, потому что отсутствие надежды на Бога и ропот — что суть одно и то же, – делает его недоступным для благодати Божьей.
Весь Ветхий завет Бог учил человека не роптать, не жаловаться на свою судьбу, ибо хозяин нашей жизни — Бог, и Он лучше знает, кому что давать: кому болезни, кому скорби, кому инвалидность, кому гонение, кому нищету; и что кому — Он распределяет мерой. Ветхий Завет учил человека верить Ему. Но даже Захария, отец Иоанна Предтечи, — уж на что праведный человек, — не мог этого вместить и роптал. Роптал на то, что у него нет детей, роптал, когда увидел Ангела, стоящего одесную алтаря и не послушал слова этого Ангела, за что был наказан немотой.
Иоанн Креститель — не такой. Он не роптал от того, что у него нет дома, он не роптал на то, что у него нет одежды, он не роптал на то, что ему нечего есть, он не роптал на то, что ему никто не верит, он не роптал на то, что его никто не слушает, он не роптал на то, что над ним издеваются, он не роптал на тюрьму, он не роптал на смертную казнь – он всецело вверил себя Богу и шёл тем путём, которым определил ему идти Господь. Мы прожили в два раза больше, чем он. Мы прожили гораздо счастливую, гораздо более наполненную богатствами жизнь, но ропщем, и ропщем, и ропщем. Мы недовольны всем: размером зарплаты, количеством внимания, количеством здоровья. Мы недовольны тем, что нас не любят, недовольны тем, что нас гонят, недовольны тем, что кто-то что-то имеет против нас, что нас ревнуют, что нам завидуют, и сами ревнуем и завидуем, и поэтому далеко отстоим от Иисуса Христа. Мы не можем приблизиться к Нему, потому что не исполнили первейшего основания того, что делает нас доступными для благодати Божьей: веры — веры в то, что и волос с нашей головы не упадёт без воли Божьей, что все они сочтены.
Священное Писание говорит, что на рынке продаются птички. Вот, птички попали в силки. Они попали в силки потому, что их туда загнал Бог. Ни одна птичка, говорит Христос, не попадёт в силки без воли Бога. Для чего это надо? А Бог весть. Может, чтобы смирить гордый нрав этой птички, — а быть может, для того, чтобы дать пропитание мальчишке, который эту птичку поймал. Но, так или иначе, любая птичка, любая рыбка оказывается в силках, в сети или на удочке, потому что Бог это сделал. Неужели мы хуже птичек? Неужели мы хуже рыбок маленьких: какой-нибудь уклейки или голавля? Что с нами может произойти такого, что не Бог определил? Да как может думать верующий человек, что с нами происходят гонения, которые не Бог поднял; что с нами происходят болезни, которые не Бог допустил; что у нас умирает ребёнок не по воле Божией; что у нас умирают родители не по воле Божией; что к нам поселился злой сосед не по воле Божьей? Тогда где наша вера? В чём она? В том, что мы ходим в храм и топчем этот дом? Она в том, чтобы верить, что ничто с нами не происходит без воли Божьей, — ничего совершенно, и ничего не может произойти. Заболели, потому что так Богу угодно, и выздоровели потому, что так Богу угодно, лишились ноги, потому что так Богу угодно, и не лишились её, потому что так было Богу угодно; у нас талантливый ребёнок, потому что так Богу угодно; и кто-то преступник, потому что так Богу угодно. Вот так думает верующий человек. Вот так думает верующий человек. Так думал Иов, праведник Ветхого Завета, один из лучших, может быть, второй после Иоанна Предтечи; он знал, что всё, что ни делается, — скорби ли, гонения, ненависть и злоба, смерть или нищета – всё в руках Божьих. Если мы не думаем так, если мы не верим так, то нет у нас ни веры, ни надежды на Бога. И мы бьёмся пред вратами Его благодати и не можем переступить порога, потому что порог переступается верой, верой в то, что Бог – Хозяин нашей жизни. Именно это мы хотим сказать, когда говорим: «Господи, Господи». Ибо называть Бога Господом – это значит называть Его Хозяином своей жизни. Аминь.
Записали Светлана Наумова, Елена Плотникова. Вернуться к списку