Вернуться к списку

Проповедь о. Константина Корепанова в Неделю 7-ю по Пасхе (13.06.2021)


Проповедь священника Константина Корепанова в Неделю 7-ю по Пасхе.
Видеозапись сделана 13 июня во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
Автор: Константин Корепанов
Видео: Павел Глинских
Текстовая запись: Елена Плотникова
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня вы слышали в евангельском чтении начала семнадцатой главы Евангелия от Иоанна так называемое первосвященническое моление. Господь Иисус Христос выступает как Первосвященник и посвящает Себя Богу в жертву за людей, за учеников Своих, не только за тех, которые сейчас стоят или не стоят с Ним в Гефсиманском саду, — присутствуют тут всего лишь трое Его учеников, — а за всех, кто когда-либо станет Его учеником, «за всех, уверовавших по слову их, — говорит Он, — приношу Я Себя в жертву, посвящаю Себя Тебе.» При этом Иисус говорит такие слова: «Я передал слово Твоё этим ученикам, и они сохранили это слово.» И только то, что они сохранили Его слово, и делает их Его учениками, вводит их в статус учеников. А, стало быть, то, что Христос принёс Себя в жертву, и омыл людей Своей Кровью, делает нас причастными этой благодати только тогда, когда мы сохраняем слово Иисуса Христа, когда мы бережно его храним. И в апостольском отрывке также: апостол Павел, завершая свои апостольские путешествия, подводя итог своей миссионерской деятельности, беседует с пресвитерами и старшими из церкви города Эфеса, высадившись в небольшом посёлке Милите. Он не переживает за то, что будет, он не скорбит о том, что больше никогда он не увидит этих людей. Он не думает: «А что с ними будет? Как они без меня проживут? Кто их будет теперь наставлять? Кто будет теперь утешать? Кто будет теперь уврачевывать их души?» Он говорит: «Я предаю вас всех Богу и слову благодати Его», — опять-таки, — слову. То есть, если вы слышали это слово и питаетесь словом, — то этого вполне достаточно, чтобы сохранить себя в Боге, ибо благодать имеет именно такую силу, что она уже дана человеку в таинстве Крещения, и человек, получив эту благодать, свет в своем сердце, может, просто питаясь тем или иным словом Божьим, помочь возрасти этому семени жизни, брошенному в недра его сердца. Ведь мы не помогаем семечку расти. Вот, бросили мы какое-то семечко в землю, — мы же не пытаемся вытянуть оттуда какую-то жизнь; она сама прорастает; надо только помогать, поливая, защищая от сорняков, — но семя растёт само. Вот так — и с семенем Жизни, брошенным в наше сердце: оно само прорастёт. Жизнь сама жительствует, и мы ничего не можем ни убавить от неё, ни прибавить к ней; надо только питать её словом Божиим, нужно только хранить это слово Божие, как ту питательную среду, в которой семя этого слова Жизни и прорастает, и поэтому все внимание христианина должно быть сосредоточено на слове Божием, ибо это — жизнь его; это — не заповеди, просто похожие на уголовный кодекс, ибо каждое слово в Священном Писании есть жизнь в самом глубоком, совершенном и полном смысле этого слова. Как человек изголодавшийся хватает хлеб и ест, не очень заботясь о том, очень он вкусный, или не очень, понятный, — непонятный, — где изготовлен, как изготовлен, — бутерброд или просто хлеб, он просто ест, потому что он голоден; и получает жизнь, и живёт, — так христианин должен питаться словом Божиим, так же воспринимая каждое слово из Священного Писания, как жизнь, которая изливается и питает то семя Жизни, которое ему дано Богом в таинстве святого Крещения. Но разве мы так читаем Священное Писание? Мы читаем, потому что надо читать, потому что таково правило, таково дело наше христианское; так и быть, — буду читать сегодня слово Божие, прочитаю одну главу, две главы, — полглавы; прочитал — и забыл. Но ведь вычитал же, исполнил правило! — Ну и что? Это — всё равно, что на хлеб смотреть и по крошке, с неохотой класть себе в рот. Больше никакого эффекта не будет: скучно же хлеб-то есть! Вот так мы относимся к слову Божиему.
Мне рассказывали люди, — да и каждый из вас знает про переживших войну: когда пришло письмо с фронта, и мать или жена хранила это письмо, перечитывая его, — не потому, что таково правило супружеской жизни, не потому, что таково правило материнского воспитания, — а потому, что это — последние, быть может, строчки письма, — единственное, что осталось у неё от дорогого человека. Она вчитывается в эти слова, в эти буквы и живёт этим. Как мы смотрим на лицо дорогого человека, впитываем в себя его черты лица, — дорогие, любимые, — не потому, что так надо: в пять пятнадцать — посмотреть на фотографию жены или мужа, — не потому, что во вторник в семь часов надо придти на могилу мамы, — а потому, что сердце нас зовёт туда; — так ли мы читаем Священное Писание? Мы просто включили его в правило и читаем, потому что так надо, но не насыщаемся жизнью, потому что приступаем к Писанию без любви, без любви к Тому, Кто нам это письмо написал, к Тому, Кто оставил в этих строчках жизнь, — и потому у нас ничего не происходит, поэтому мы — мёртвые сердцем, по названию христиане, — в сущности, исповедуем, что мы пусты, черствы, сердца наши огрубели, окаменели, и Бога мы не чувствуем, и жизни вечной не чувствуем, и Духа не чувствуем, и благодати, — ничего не чувствуем, — ни любви, ни смирения, ни веры. Мы ходим потому, что надо, потому что так заведено, — и оно будет так продолжаться до тех пор, пока мы не раскроем Священное Писание и не начнем его читать не потому, что так надо, а потому, что это — дорогое Письмо дорогого для нас Человека, потому что это — Завет наш, Завет Жизни, потому что мы изголодались и хотим жить, потому что мы устали от смерти, от ненависти и злобы, и читаем, вчитываемся, вслушиваемся в эти слова, храним их, — и тогда мы увидим, как жизнь начнёт в нас прорастать. Полюбите Священное Писание! Полюбите не потому, что так надо, а потому, что ничего дороже нет! Ведь с каким интересом мы читаем какой-то лунный календарь, — нам интересно, когда и что надо сажать, и что когда вырастет. Может, смысла в этом нет, но нам интересно. Мы читаем всё, что нам интересно, но Священное Писание нам не интересно. Это — обличение наше, и ничего не изменится в нашей жизни, пока Слово Божие не станет нам интересно, — не потому, что оно делает нас умнее, не для того, чтобы жонглировать его словами, обличая ими других людей, а для того, чтобы жить, — жить этим Словом, — и тогда каждый, кто полюбит Священное Писание, поверит ему, увидит, как прорастает в нём это семя Жизни и дарит свет, и действительно, по слову Божьему, из малого горчичного семечка вырастает огромное дерево, в котором могут укрыться все страждущие и обремененные, ибо семя это есть Жизнь. Аминь».
Аудиозапись: https://yadi.sk/d/eCBKkm3nWqkoUQ

Вернуться к списку

Оставьте комментарий