Вернуться к списку

Проповедь о. Константина Корепанова в праздник Вознесения Господня (10.06.2021)


Проповедь священника Константина Корепанова в праздник Вознесения Господня.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня святая Церковь празднует день Вознесения Господа Иисуса Христа. Чего же праздновать людям? Чего же хорошего, если возлюбленный наш Господь, возлюбленный наш Учитель нас покинул? Именно так и воспринимали поначалу всё это Его ученики. Ему приходилось и укреплять их, и утешать, но до конца они не понимали, и стояли, печальным взором провожая возлюбленного своего Господа и Учителя, видя, как Он тает в небесах. И, естественно, им грустно. и поэтому для утешения им являются ангелы и говорят им: все равно, вы не навсегда прощаетесь, и Он вернётся, и будет всё иначе; но они уходят в печали, и пребывают в печали, и всё окончательно они познают только тогда, когда, спустя несколько дней, в том месте, где они находились, сходит благодать Святого Духа. В том числе и поэтому Он называется Духом Утешителем, потому что Он утешил апостолов в их печали, в их грусти, когда они прощались со своим Учителем. Ибо удивительным образом устроено спасение человека. Все мы слышали в евангельском чтении, в первом воскресном Евангелии, что Христос говорит: «Я — с вами до скончания века. Аминь.» Как же — с нами, Господи? Ведь Ты же ушёл, Ты же сидишь одесную Отца, Ты же не с нами, — где Ты? Я смотрю налево — Тебя нет; смотрю направо — Тебя нет. Вот враги пришли, а Тебя — нет. Вот скорбь, болезнь, — Тебя нет. Вот, был бы Ты рядом, — я бы Тебя умолил, я бы припал со своей болезнью, и Ты бы исцелил меня, как расслабленного, воскресил бы, как Лазаря, очистил бы и простил мои грехи, как блуднице, преобразил бы меня, как Закхея; — но нет Тебя, Господи, и мне плохо оттого, что я родился не в то время и не могу видеть Тебя, не могу слушать Тебя, не могу умолить Тебя.
Таково обычно восприятие человека, который не видит Христа. Конечно, он верит, что Христос — с ним до скончания века, но это — так же, как, примерно, мы представляем себе, что наш Президент о нас заботится; — естественно, о чём же ему ещё заботиться; — печётся день и ночь, — но тут-то, в моей нужде, его нет; он как бы — со мной, но я-то как бы, на самом деле, — один. Эта мысль точит каждого человека, потому что веры, подлинной веры Христовой в нём, увы, — нет. А тайна спасения — в том, что, как говорит Христос в прощальной беседе, «если Я с вами останусь до конца, то ничего хорошего в этом не будет, — ничего, потому что Я останусь только с вами, а вы умрёте; а остальные не будут со Мной, — таким образом, Я ни вас не утешу, — даже если Я буду жить с вами вечно, — но вы всё равно, так или иначе, уйдёте от Меня во тьму кромешную, и люди, которые на другом конце земли, никак со Мной не соприкоснутся. Я должен уйти, ибо только если Я уйду, Отец пошлёт вам Духа Святого, и только в Нём, с Ним Я буду с вами неразлучно.»
Ибо мы до конца не понимаем, что такое благодать Святого Духа. Мы переживаем это чувственно, эмоционально: вот, радостно, — значит, — благодать; грустно, — значит, — нет благодати. Но к нам пришёл Бог Дух Святой, утверждая присутствие Христа в этом мире навечно, не до скончания века, — а просто навечно, навсегда. Время кончится, а Его присутствие — в тех людях, которые отмечены печатью Святого Духа, не закончится никогда. В Духе Святом мы — со Христом, во Христе и перед лицом Христа, и Христос — в нас. Как мы читаем это в молитвах перед святым Причащением, «Ты — во мне, я — в Тебе, мы — одно.» Если бы Христос был с нами, Он был бы близко и далеко; я мог бы Его увидеть или не увидеть; если бы меня задержала семья, мне надо было идти к семье, а потом искать Христа — куда Он там ушел. А теперь Он — всегда здесь, со мной, и рядом со мной, и во мне. И всё моё естество переполняется Им, ибо такова жизнь христиан. И, если бы Дух Святой не сошёл, то мы бы не были во Христе, и никогда бы Он не смог быть с нами до скончания века. Дух Святой не может сойти, пока Христос не вознесся и не сел одесную Отца, чтобы питать Собою всё сущее, всё человечество, — всё, что привёл к Нему Отец.
И поэтому, хоть и не радовались апостолы, когда Христос уходил от них на высоту, но мы-то радуемся. Если мы – подлинные христиане и знаем, что благодаря этому восхождению, мы теперь навсегда — во Христе и со Христом; ибо Дух Святой – не ощущение, а Бог, который вселяется внутрь нас, делая из нас христиан, делая из нас сынов Божьих во Христе навсегда. Усыновляет, удочеряет нас Бог и навсегда соединяет неразрывной, неразлучной, неизменной связью со Христом.Как в одной истории из Патерика написано, как некий христианин влюбился в дочь жреца и очень хотел на ней жениться. Но жрец потребовал отречься от Христа. Этот человек отрёкся. Он потребовал, чтобы он богохульствовал, и человек богохульствовал. Он потребовал, чтобы он топтал и плевал на Распятие, и юноша сделал это. «И всё равно, — говорил жрец, — я не могу выдать дочь за тебя, потому что я вижу, что Бог от тебя не отрёкся, и ты по-прежнему со Христом. Иди, сделай вот ещё что…» И тогда юноша говорит: «Если после всего этого Бог от меня не отрёкся, что я, – совсем дурак, что буду упорствовать в этом отречении? Пойду лучше жить с Тем, Кто любит меня таким, какой я есть: в моей обнажённости, в моём грехе, в моей падшести, ибо Он умер за нас, когда мы были грешники, и Духа Святого давал нам тогда, когда мы были ещё грешниками.» И, зная это, сознавая это, христианин радуется, что Господь ушёл, ибо с тех пор Он навсегда остался с нами во веки веков. Аминь».
Видеозапись сделана 10 июня во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
Автор: Константин Корепанов
Видео: Елена Лукьянчикова
Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова
Аудиозапись: https://yadi.sk/d/fOLSIcgd9bK3QQ

Вернуться к списку

Оставьте комментарий