Вернуться к списку

Проповедь на праздник Сретения Господня.

Открыть видео
Открыть аудио
15 февраля 2022 года. Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г.Екатеринбурга в день праздника Сретения Господня.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня святая Церковь празднует праздник Сретения, вспоминается день, когда Младенец Иисус Христос был принесён в храм Иерусалимский, единственный храм во имя Господа на земле, для того, чтобы посвятить Его Богу, ибо таков был закон израильский — на него сегодня указывается в Евангельском чтении. Это посвящение и освящение младенца было, в сущности, рядовым явлением, это происходило в иерусалимском храме каждый день, ибо постоянно рождались дети, рождались мальчики — и приносились за них соответствующие жертвы, для того, чтобы их освятить и посвятить их Богу. Естественно, Иисус, как рождённый еврейский мальчик, приносится в храм во исполнение закона, для того, чтобы посвятить Его Богу.

Он и есть Бог, ставший человеком, но с момента вочеловечения, с момента Своего воплощения, Он становится подчинённым иным правилам, правилам Закона, и должен исполнить всякую правду, хотя Он в этой правде вовсе не нуждается: как Бог, Он есть источник всякой правды; — как человек, Он должен исполнить всякую правду. И Он, будучи свободным от всех условностей, порабощает Себя этим условностям, ибо такова жизнь человека. И, в этом смысле, образ старца Симеона, держащего на руках Младенца, в общем-то понятени даже знаком каждому из нас, если мы когда-нибудь держали на руках ребёнка, и этого ребёнка принесли в храм Божий для того, чтобы посвятить его Богу. Ведь именно в этом смысл крещения младенца.

Мы привыкли к употреблению слова «крещение» : «крестить ребёнка», «покрестить», «крестины», мало задумываясь о том, что значат эти слова. Но изначальный смысл того, что мы делаем, состоит именно в посвящении ребёнка Богу. А что значит посвятить ребёнка Богу? Это значит, что мы должны сказать Богу: «Это — не мой сын, это — Твой сын, это — Твой ребёнок; только Ты можешь его напитать и воспитать, только Ты — источник жизни для ребёнка. Я всего лишь послужил орудием, чтобы этот человек вошёл в жизнь, но он — Твой, и только Ты можешь его спасти, сохранить и воспитать, как должно». И тогда в конце Таинства посвящения, таинства Крещения священник, держа на руках младенца, выходил из алтаря или отходил от Царских врат и вручал этого ребёнка родителям: Бог, небесный Отец этого ребёнка, доверяет тебе воспитание этого сына твоего, этой дочери, — воспитай его, или её, как должно, — как сына и дочь Божьих. И этим действием всегда наполняется всё в Церкви. Как мы говорим на Божественной литургии: «Твоя от Твоих Тебе приносяще» : вот Твой ребёнок, которого Ты мне дал, — я отдаю его Тебе, — и, принимая этого ребёнка посвящённым и, в любом смысле, освящённым, потому что он имеет в себе Святого Духа, — принимай его из рук Божьих благоговейно и трепетно, чтобы воспитывать его, как ребёнка, данного нам Богом, — не как то, что нам принадлежит, а то, что всегда принадлежало и будет принадлежать Богу.

Если бы христиане — я не говорю о всех людях, — если бы христиане вникли, в чём смысл этого посвящения, то все наши дети были бы святыми, потому что их освятила благодать Божия. Но мы, на самом деле, приходим на крещение совсем по другой причине: «Ты, Господи, сделай всё, что надо, чтобы мой сын был мне на радость, мне на утешение, чтобы я всегда гордилась этим ребенком и радовалась тому, что у меня такой замечательное утешение есть, и чтобы я управляла его жизнью и решала, каким ему быть, и всё бы я делала то, что я считаю нужным для радости и счастья этого ребенка». А Богу места в жизни этого ребенка нет. Мы заслонили собой всё. Мы не отдали его Богу, мы склонились над ним и закрыли от него Небо, — почему же мы удивляемся, что наши дети беспомощны, жестоки, что они отравлены страстями, своевольны, и не то, что не любят Бога, — а не любят даже и нас, потому что мы заслонили от них источник жизни, источник любви, источник радости. И потому детям нашим так плохо, — и потому они болеют, — чтобы хотя бы через скорби телесные нам напомнить о том, что есть у них другой источник, что не мы можем управлять жизнью наших детей, что только Бог – хозяин, подлинный Хозяин жизни этого ребенка. Отдайте детей ваших Богу, посвятите их Ему. Ведь каждый день, когда мы служим литургию, много-много раз мы говорим: «Сами себя, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Так исполним то, что мы говорим – предадим все жизни наши Богу. Так и скажем: «Я ничего не могу. Я не могу его воспитать. Я не могу даже сохранить его жизнь, даже если буду держать за руку все двадцать четыре часа в сутки – я не смогу сохранить ему жизнь, она не зависит от меня. Любая болезнь, или злой человек, или пьяный за рулем, или ещё что-то может украсть от меня моего ребенка. Только Ты в состоянии защитить его. Только Ты знаешь, как научить его добру. Я не знаю». И потому вся наша жизнь и отношения наши с детьми учат нас тому, что все наши усилия бесполезны, если Бог не будет Учителем, Господом, Врачом и Воспитателем этого ребенка.

И вот этот образ Младенца на руках священника – он напоминает всем нам не только о том, что наши дети должны быть посвящены Богу, и только так будут счастливы. Сама икона сегодняшнего праздника напоминает нам о том, что наша жизнь тоже должна быть посвящена Господу. И только тогда благодать будет действовать в нас. Вот, евангельский отрывок заканчивается сегодня тем, что именно потому, что Иисус был принесен в храм, Он получил благодать, по человечеству Своему, был освящен и возрастал в любви у Бога и у людей. Посвятим жизнь свою Богу: она ведь не нам принадлежит, и мы не то, что жизнь собственных детей, но и нашу жизнь не можем изменить. Мы не можем ничего сделать с ней: какое есть у нас здоровье – такое и есть, какие есть привычки – такие и есть, какие есть у нас слабости и немощи – никуда от этого не денешься. Так отдадим ее Богу – Творцу и Хозяину, Он знает, как ее изменить, как ее исправить как ее напитать. «Это – Твоя жизнь, Господи. Делай со мной, что хочешь, только веди меня Своей рукой, к Своей цели. Будь для меня Поводырем и Учителем, Наставником, Богом, Отцом, Жизнью, Радостью, Светом, Славой, Опорой, Защитником – всем будь для меня». Это нужно не только сказать словами. Это нужно сказать всем сердцем. Это и значит – исповедать Бога своим Господом.

Мы же, на самом деле, придумали себе планы, придумали себе цели, придумали себе какие-то заботы и говорим: «Господи, помоги мне осуществить то, что я хочу, помоги мне достичь того, чего я желаю, помоги мне стяжать деньги, славу, здоровье, внимание людей. Сделай меня таким-то и таким-то, каким я хочу. Я хочу получить образование – дай мне его. Я хочу быть здоровым – дай мне здоровье». Хоть бы кто-нибудь пришел и спросил: «Господи, а что Ты хочешь от меня? Для чего Ты меня создал? Что Ты запланировал в моей жизни? Какие у Тебя планы на меня?» Мы никогда этого не делаем. Мы только ропщем и возмущаемся тем, что все идет не так, и ни разу не спросили: «Господи, а Ты-то что думаешь по этому поводу?» Хотя все несчастья нашей жизни, все осуждения, и злословия, и страсти, и беды происходят от того, что мы живем по своей воле, а не по Его. Если бы мы спросили: «А Ты хочешь, чтобы я это сделал? А Ты хочешь, чтобы я здесь учился? А Ты хочешь, чтобы я здесь работал? А Ты хочешь, чтобы я здесь жил? А Ты хочешь, чтобы я был здоровым? Ты-то Сам, – Хозяин, Бог, Творец, Отец, – что Ты хочешь от меня?» Ведь это и есть жизнь верующего человека – прийти и сказать не «Господи, исполни мою волю», а «Господи, я пришел исполнить Твою волю. Я – Твой раб. Я – Твой сын. Научи меня творить волю Твою». Аминь.

Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/JElVFqm-IRE
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/8tHZqNWecb2oUA

Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Сергей Комаров
Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова.

Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»

Вернуться к списку

Оставьте комментарий