Вернуться к списку

Проповедь Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Открыть видео
Открыть аудио
НЕДЕЛЯ 24-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга в Неделю 24-ю по Пятидесятнице ( 5 декабря 2021 года). На Богослужении читалась притча из Евангелия от Луки о безумном богаче [Лк 12:16–21].

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали в Евангельском чтении притчу о безумном богаче. Эта притча в житейском плане понятна всем: у некоего богатого человека случился очень большой урожай — настолько большой, что даже его богатые житницы не могли этого урожая вместить. Поэтому, подумав, что бы ему сделать, он решает построить новые житницы, сломав старые, и загрузить в них всё, что он произвёл, — а дальше, как он думает, он уже может спокойно, не трудясь, жить и веселиться, не беспокоясь о грядущем наступающем дне. И ответил Бог этому безумному богачу: «Безумец! В эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Как некогда сказал Пётр Мамонов: «Какие могут быть планы на четверг, если в среду ты умрёшь? Ты же не знаешь этого!»

И всё-таки действия безумного богача представляются нам вполне логичными, разумными, осмысленными: если действительно урожай велик — что же, ему на полях надо гнить? Если он не вмещается в мою собственную житницу — естественно, я должен построить новую; это же разумно, это же нормальное хозяйственное решение. Чтобы сохранить урожай, нужно построить новые житницы, и тогда урожай будет спасён, этот дар Божий не будет выброшен, попран, уничтожен. С хозяйственной точки зрения он поступает вполне разумно. Если у нас вырос большой урожай, его же нужно сохранить; нужно изменить условия нашего социального бытия, если изменились наши средства, наши возможности, наш статус — в этом, собственно, ничего плохого нет. В чём же ошибся этот безумный богач? В чём, собственно, его безумие? Его безумие, в первую очередь, в том, что он решил, что будет долго жить, и именно на эти его слова и ответил Бог — не на то, что он решил принять какое-то хозяйственное решение, а на то, что он решил, что будет жить долго. Он посмел подумать, что дальше его жизнь будет тихой и безоблачной, что теперь у него есть достаточно имущества, чтобы прожить свою жизнь так, как он всё время мечтал. Эта мысль и вызвала вмешательство Бога в его жизнь: откуда ты знаешь, сколько ты проживёшь? Почему ты, человек, строишь планы, думаешь о том, что будет завтра, что будет послезавтра? Кто дал тебе право думать о том, что ты хозяин будущего дня? Именно эта мысль была у него: он — хозяин будущего дня, а, раз у него есть собственность, то он действительно подлинный хозяин. Каждый из нас думает, что он — хозяин грядущего дня, потому что мы строим какие-то планы, принимаем решения, причём очень далеко вперёд: через год сделаю то, через два сделаю это, через три — сделаю это. Человек уверен, что у него есть это время, уверен, что собственная его жизнь в стране и в мире будет точно такая, как он себе придумал. Но разве ты — хозяин жизни? Разве эта жизнь принадлежит тебе? Это — первое зло, и этому злу каждый из нас причастен: каждый из нас думает, что его жизнь принадлежит ему, и все дни этой жизни мои — что хочу, то и делаю! Захочу — поеду туда, захочу — поеду сюда; сделаю то, сделаю это. Человек чувствует себя хозяином своей жизни и, в этом смысле, мы все — такие же безумные богачи. Только для того, чтобы нам действительно осуществить все свои безумные замыслы, нам не хватает приличного достатка, избытка средств — тогда бы каждый из нас сказал бы: ну вот теперь-то, наконец-то заживу, все свои мечты исполню, всё, что задумал, осуществлю! Теперь-то ешь и пей, душа, и веселись, ибо всё ты можешь! Мы же все бы так сказали, как этот безумный богач! Но, слава Богу, — слава Богу, любящему нас — у нас нет этого избытка средств, и к первому безумию второго безумия мы не добавляем. И мы знаем, хотя бы просто своим собственным социальным опытом, что — да кто его знает, всё-таки в России живём, — Бог весть, что будет завтра; от сумы да тюрьмы не зарекайся, может, завтра нищими окажемся — может, богатыми, а завтра, может, и вообще не будет, — и всё это мы знаем, и если мы прожили чуть-чуть подольше, чем возраст младшего школьника, мы понимаем, что в жизни бывает всякое, и поэтому не строим совсем уж безумных планов, и до безумия безумного богача, слава Богу, не доходим.
Но если бы нам дали возможность, мы бы все стали такими, как он, и в гордыне действительно бы мнили себя хозяевами жизни, хозяевами каждого дня. Мы так и думаем про дни, просто как бы сдерживаем свои порывы и свои пламенные мечты, пожелания, обещания, надежды, и себя хотя бы в уме — а то и словами — поправляем: «Впрочем, — как Бог даст! Если Богу будет угодно, то сделаем то и то. Если живы будем — то сможем. Если Бог даст здоровье, то сделаем». Мы сдерживаем себя на краю пропасти, чтобы не сорваться в неё, как безумный богач. А, стало быть, каждый из нас от сердца может сказать слова: «Благодарю Тебя, Господи, за то, что у меня есть, и благодарю Тебя за то, чего у меня нет!» Потому что, если этого нет, то это тоже по промыслу Божию. Если этого нет, — это значит, что Бог знает, к чему бы нас это здесь могло бы привести. Если бы мы сумели правильно себя оценивать, если бы умели действительно знать себя, знать свою природу, свои глубины, бездны своей души, то мы бы действительно искренне Бога благодарили не только за то, что у нас есть, но и за то, чего у нас нет; ибо Бог в Премудрости Своей, промыслом Своим избавил нас от той пропасти, в которую мы могли бы свалиться. Но вывод делает Господь из этой притчи: «Так бывает со всеми, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Вот это — представление не только о том, что каждый из нас мнит себя хозяином своей жизни, — а о том, что мы забываем, что жизнь наша принадлежит Богу. Это Он решает, когда и куда нам пойти. Сегодня придёт человек и попросит, завтра — позовёт; потом что-нибудь сделается совсем не по нашей воле; мы должны жить так, чтобы вся наша жизнь и каждый наш день был посвящён Богу, — а, значит, мы должны каждый день говорить: «Господи, что Ты хочешь, чтобы я сделал?» Да мы бы и говорили это — да мы устами это и говорим, когда произносим молитву «Отче наш», мы устами говорим: «Да будет воля Твоя», но сердце наше — не в словах молитвы. Оно — в мечтах, в надеждах, в планах, в обидах, в гневе, в раздражении, в осуждении — в чём угодно, только не в словах этой молитвы: «да будет воля Твоя, Господи, как на небе, так и на земле!» Если бы мы вверили всю свою жизнь в руки Бога и каждый день не просто бы начинали с молитвы — это доброе дело — но не просто бы начинали с молитвы, а действительно бы посвящали день Богу: «Господи, это Твой день, это Твоя жизнь — делай с ней, что Тебе угодно!» Это, в сущности, и есть вера; это и есть то упование, которое было доступно даже людям Ветхого Завета. В очень древние времена люди умели так жить, а мы, христиане, совершенно разучились жить, отдавая не только свои начатки, не только свои прибытки, но и каждый свой день посвящая Богу. Ведь Христос говорит: «Ищите прежде Царство Божие, и остальное всё приложится вам, ибо Отец ваш Небесный знает, в чём вы имеете нужду». Если бы мы научились, вставая утром с постели, не просто вычитывать утренние молитвы, а именно молитвенно обращаясь к Богу со словами молитвы «Отче наш», вознести её и посвятить себя и своих близких и всю свою жизнь Христу Богу предав, как мы и говорим на каждой литии, — то тогда бы в этот день происходило именно то, что должно, и реакция наша была бы именно такая, какая нужна. И тогда бы мы восходили с каждым днём всё больше и больше к подлинному и глубокому Богообщению, и каждое мгновение нашей жизни мы бы проживали с Богом. Мы же не проживаем только потому, что не посвящаем этот день Ему, богатеем в себя, а не в Бога, живём для себя, а не для Бога, хотя всякий раз, в эти дни особенно часто, погребая наших умерших, мы слышим слова, что «верующие в Него и живут для Бога, и умирают для Бога; а потому живут ли они, или умирают — они всегда в Боге». Мы же всё хотим богатеть в себя, для себя, во славу имени своего, — поэтому тех сокровищ, той силы, той жизни, которую открыл Бог во Христе, в том числе в причащении Телу и Крови Иисуса Христа, — мы не можем этих сокровищ почерпнуть, мы не можем даже их попробовать на вкус, потому что не хотим посвятить жизнь свою воле Божией. Аминь.

Видеозапись на нашем канале в YoyTube: https://youtu.be/klH08L8DiHw
Аудиозапись: https://yadi.sk/d/RgPY7RwHdI3hYA

Автор: Константин Корепанов
Видео: Евгений Панферкин
Текстовая запись: Елена Плотникова

Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»

Вернуться к списку

Оставьте комментарий