Вернуться к списку

Проповедь иерея Константина Корепанова после прочтения Евангелия на ночной Литургии (05.06.2021)


Видеозапись сделана в ночь с 4 на 5 июня в храме святителя Стефана Великопермского (г. Верхняя Пышма) на ночной Божественной литургии после прочтения Евангелия.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Если пребудете в словесе Моем, истинно, ученики Мои будете». Для того, чтобы называться учеником Иисуса Христа, для того, чтобы называться христианином, — ибо именно ученики Иисуса Христа называются христианами, – для этого надо пребывать в слове Господнем. У нас этого нет. Мы, собственно, говорим так же, как отвечают на этот вопрос иудеи. Они говорят: «Так, собственно говоря, мы и так дети Авраама, — чего ещё надо? Больше ничего не надо. Мы уже всё имеем. И мы — свободны, потому что мы родились от Авраама, мы – потомки Авраама.» Христос им говорит о пребывании в Слове, а они говорят о том, что они нечто сделали – к Слову отношения не имеющее. Мы так же рассуждаем. Мы говорим: «Господи, какое слово? Я же крещёный, — всё; — чего ещё надо? Причащаюсь, исповедуюсь, даже иногда посты соблюдаю, молюсь. Чего Тебе от меня ещё надо? Я и есть ученик. Раз я крещёный, стало быть, я и есть ученик. А Христос говорит, что для того, чтобы называться Его учеником, чтобы Христос был нашим учителем, надо быть в Слове. То есть, взять слово Иисуса Христа, облечься в него, одеться в него, сораствориться с этим словом так, чтобы всегда творить то, что сказал Христос.
Наша жизнь ужасна. Она ужасна, во-первых, потому, что мы много грешим. Это не так страшно, но всё равно печально. Но она ужасна ещё и потому, что мы все зашли в тупик наших безрадостных скорбей. Они у всех разные, но у всех состояние, в котором они находятся, кажется тупиковым, безвыходным; кругом – непонятно что. И, кажется: вот, единственная возможность – это сделать так-то и так-то, хотя совесть нам говорит, что Бог так не велит делать. Но что же делать-то в безвыходной ситуации? Надо так делать. И человек делает, и ситуация становится ещё более безвыходной, чем была до этого. И человек запутывается, как муха в паутине: одной лапкой, другой, третьей, потому что он всегда хочет сделать всё так, как он считает правильным. А в слове Божьем он не пребывает.
Если бы я спросил у вас, какие вы знаете заповеди, вы стали бы говорить о том, что надо молиться, надо ходить в храм, надо исповедоваться, надо посты соблюдать. Но нет таких заповедей, — нет. Это вы их придумали. Это вы так вошли в традицию, будто бы есть такие заповеди. Но Христос говорит не это. Он говорит: молитесь не просто так о чем-нибудь – молитесь за обижающих вас; благословляйте тех, кто делает вам зло; если вы поститесь, то делайте так, чтобы этого никто не увидел, никто об этом не узнал; если вы приходите в храм – примиритесь с теми, кто вас чем-то опечалил; попросите прощения и прощайте каждого человека, который согрешил против вас. Это всё заповеди совсем другие. И эти заповеди мы исполнять не хотим: не прощу, молиться за обижающего не буду. Если мне нужно будет молиться, то я буду делать это не так, как велит Господь, со смирением и кротостью. Я буду делать так, как мне это нравится, — в сущности, так, как делали фарисеи, чтобы об этом все узнали, чтобы об этом все услышали, и они уже получают награду свою. Поэтому жизнь наша безрадостна. Поэтому у нас нет утешений: потому что мы упорно не хотим исполнять Его слово: не судите! Да как же не судить-то?! Жить-то как, если не судить?! Что же делать-то тогда, если не судить? Чем заполнить пространство наших часов и дней, если не судить других людей? Это же с тоски можно умереть, если не судить? И вот человек судит, человек укоряет, человек ставит себя выше других людей и удивляется, почему жизнь тяжела, почему жизнь невыносима.
Не наши грехи, а наше неученичество тому виной. Он говорит: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Мы говорим: «Нет, Господи, Ты в жизни всё равно ничего не понимаешь. А я, всё-таки, дожил до седых волос – поди, знаю, как надо делать» — и делаем, запутываемся окончательно и бесповоротно. А всего-то надо послушаться и исполнить. Но именно этого нам не хватает. Именно это у нас не получается. И ничего не сделаешь, потому что мы, не облекаясь в слово Иисуса Христа совлекаемся Его благодати, и наша жизнь рассыпается. Тем более, что есть ненавидящий нас враг, который как раз и ждёт, чтобы мы были уязвимы, чтобы мы совлеклись благодати. Он ждёт, чтобы нанести свои удары, чтобы запнуть, чтобы уронить, чтобы уколоть, чтобы сделать что-то не так.
Если бы мы были всегда в Слове Господнем, то и Бог был бы всегда в нас – ибо Он и есть слово. Если бы мы слушали Его заповеди, благодать бы неотлучно была с нами, и враг бы ничего не смог с нами сделать, никуда бы нас не смог уронить, никакой неприятности не смог бы нам принести. Но, только слыша о заповедях, мы ужасаемся. Ну, вдумайтесь. Я прошу вас, вдумайтесь: что сложного в этих заповедях? Они не требуют отказаться от еды. Они даже не требуют отказаться от телевизора. Они даже не требуют отказаться от отпуска в Турции или на Бали, если позволяют средства. Они не требуют отказаться от сада, от пятикомнатной квартиры, от лимузина, от друзей, от вина – ни от чего отказаться не требуют. Они просто говорят: жалейте всех, любите всех и молитесь за всех – больше ничего от вас Я не прошу. «Я люблю вас, — говорит Христос, — Я простил вам всё, Я напитал вас Своей кровью. Идите, питайте Моей любовью сердца других людей. Пусть он плохой, пусть он жалкий, пусть он гордый – иди, согрей его той любовью, которую Я тебе дал. Я дам тебе ещё, чтобы у тебя всегда её хватало на людей. Вы идите и любите.»
Вот эта мысль – главное. Конечно, есть подвижнический труд монахов, есть подвижнический труд святителей, есть подвижнический труд родителей и учителей, и священников, — и много чего другого. Но для простого, обычного человека больше ничего не требуется. Получили любовь – отдавайте; прощены – прощайте; не осудил вас Христос за ваши бесчисленные согрешения – не судите и вы. И в сердце вашем будет мир, и вся жизнь ваша исправится так, что не заметить вы этого не сможете. Аминь».
Автор: Константин Корепанов
Видео: Евгений Панфёркин
Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова.
Для публикации на сайте Корепанов.рф, Ютуб-канале «Официальный лекторий свящ. Константина Корепанова» и в группе https://vk.com/korepanov_site

Вернуться к списку

Оставьте комментарий