Вернуться к списку

Проповедь иерея Константина Корепанова у Креста. Пассия Великого поста (27.03.2022)

Проповедь иерея Константина Корепанова у Креста. Пассия Великого поста (27.03.2022)

Текстовую запись проповеди сделали Светлана Наумова и Елена Плотникова.

«Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый», поет ныне Святая Церковь, говоря, что Творец мира смирился до Воплощения и до смерти, и смерти крестной. Вот это чудо Божественного снихождения, чудо Божественного смирения пронзает всякое человеческое сердце, когда оно открывает для себя Христа. Христос не открывается иначе: Он открывается висящим на Кресте. Мы, конечно, знаем и Воскресение, и Пасху, и Рождество, но все мы, грешные люди, открываем Бога распятым на Кресте Человеком. И, пока мы не откроем это Его распятие, мы не можем приблизиться к Нему — а нам очень хочется к Нему приблизиться. Нам действительно очень хочется сначала познать Его, а потом принять тот Дар, который Он нам даёт. И сегодняшний акафист подходит к этому образу висящего на Кресте Бога с разных сторон. Мы можем возмущаться иудеями, которые так жестоко избивают заведомо невинного Человека; мы можем видеть, что Человек этот терпит неправду этого мира; мы можем посмотреть и почувствовать, что, на самом деле, это наши грехи довели Его до такого состояния: «Господи! Что же МЫ с Тобой сделали!» — не иудеи — а МЫ. По-разному можно смотреть на Крест, на котором распят наш Бог. Но Церковь никогда не забывает напоминать о том, что Крест этот — животворящий, что он животворит всякого, кто на него смотрит, кто в него верит, кто его на себя налагает, кто изображает в своём сердце знамение Креста, кто носит его неосужденно на своей груди, кто смотрит на него, целует его, поклоняется ему. Для всех этих людей Крест этот — животворящий. То есть, он животворит человека, если человек приходит ко Кресту. Это — дар Божий людям, как и Его живоносный Гроб, так и Его живоносный Крест. Орудия Его страдания и смерти несут нам жизнь. И всякий человек, припавший с верой ко Кресту, получает утешение, получает исцеление, он окунается в свет, который льётся с Креста, потому что это — светоносный Крест.

В греческой традиции есть практика делать надписание к Престолу «Царь Славы» , напоминая о Том, что это — Его торжество, это — Его победа — так мы и говорим в кондаке Кресту — что Он победил, а не сокрушился на этом Кресте. И последние слова Христа, всё-таки, не «Боже, Боже, почему Ты Меня оставил?» Последние Его слова — это: «Свершилось!» Он победил смерть, победил всё, что можно победить, сокрушил сатану, сокрушил тьму, Своей жизнью, Своей смертью восторжествовал — и потому все мы, припадая ко Кресту, черпаем от него жизнь, свет, любовь, веру — всё, что нам необходимо для этой жизни. В том числе и поэтому в середине поста Церковь полагает нам Крест — чтобы мы, черпая от него силы. смогли пройти поприще поста. А, пройдя поприще поста и, получив исцеление из света Христа, чтобы мы поняли, что так же можно пройти поприще мира. Ведь образ Великого поста – это образ нашей жизни, где в конце нас ждет пасха – наше собственное воскресение из мертвых. И, чтобы мы могли донести нашу жизнь до этой последней точки, нам нужен крест. И нам показывают его, являют его. Вот он, здесь, перед нами. Подходите, целуйте, лобызайте, получайте пользу, радость, отдохновение, свет — и идите дальше, чтобы хватило сил жить со Христом.

Почему же все мы, в горе и нужде приходя сюда, и целуя неоднократно Крест – ибо где такой храм, где не было бы Креста – почему мы уходим, несолоно хлебавши? Почему не чувствуем сил? Почему, заходя в храм унылыми, унылыми выходим? Почему, заходя печальными, уходим печальными? Почему, заходя в слезах, уходим в слезах? Почему мы не черпаем здесь утешения? Ведь, вот оно – источник жизни, который мы носим на груди, как в какой-нибудь древней волшебной сказке, источник вечной жизни — у нас на груди. И, стоит нам поцеловать крест с верой, и все – печаль ушла, горе прошло, гнев угас, уныние улетучилось, потому что мы припали к источнику, несущему жизнь. Почему с нами это не происходит? Потому что мы не верим; мы не верим, что висящий на Кресте человек есть Бог. Ведь, если бы мы верили, мы бы легко снесли укоризны другого человека — легко. Вы сегодня слышали в Евангельском свидетельстве: плевали Ему в лицо. А мы не можем перенести, когда нас ругают – даже не плюют – просто ругают, называя нас глупыми или злыми. Ну и что? Мы не можем это понести. Почему же Он мог? Мы не верим в Него. Мы слышим о том, что Его били тростью по голове. Его связали — терновый венец в насмешку: «Ишь, Ты, царь нашелся! Вот Тебе корона! Позорище! Стыдоба! Кто Ты такой?» А Иисус всё вынес молча, Он молчал. Его укоряют, называют лгуном – Он молчит. А мы – нет. Что же нам мешает молчать, если наш Бог молчал, наш Бог терпел, наш Бог выносил? Почему мы не можем? Потому что мы не верим.
«Вся наша религия в том, что Бог есть — и Он должен нам помогать. Мы пробегаем мимо Креста, идем к иконам и говорим: «Ну — давай, Господи, помоги.» Он говорит: «Я уже помог. Видишь — там вишу. Подойди, поцелуй Мои раны – они исцелят твои. Посмотри на Мою язву в боку — и все твои язвы будут исцелены. Посмотри, Я никого не сужу, — и у тебя достанет сил не судить никого. Смотри, Я распростер Свои ладони, чтобы принять тебя, грешника — и Мне нет дела до твоих грехов, Я просто хочу тебя обнять. Иди и ты твори так же: прости, обними, потерпи, не ропщи, не суди. Мне было хуже, чем тебе, потому что ту высоту, которую Я прошел, ты даже представить и измерить не можешь. Но Меня никто не унизил, никто не обидел, хотя Я, Бог, претерпел поношения, чтобы тебе, бедному человеку, помочь. Научитеся от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Аминь».

Краткий пересказ:

00:03 Висящий на кресте Бог

• Видео начинается с размышления о распятом Христе, который является образом божественного смирения и божественного снисхождения.
• Церковь напоминает о том, что крест животворящий и несет жизнь всем, кто верит в него и налагает его на себя.

03:22 Утешение и исцеление от креста

• Крест является источником света и жизни для верующих, которые получают утешение и исцеление от него.
• Церковь предлагает образ Великого поста как образа жизни, где крест является источником силы и света для преодоления испытаний и страданий.

06:42 Вера в распятого Христа

• Вера в распятого Христа является ключом к получению утешения и исцеления от креста.
• Если мы не верим в Христа, мы не можем черпать силу и утешение от креста.

07:15 Пример Христа

• Христос терпел унижения и страдания, чтобы помочь другим людям.
• Мы должны учиться у Христа смирению, терпению и прощению, чтобы обрести покой и мир в душе.

Краткий пересказ создан автоматически при помощи YandexGPT

Вернуться к списку