Открыть видео
Открыть аудио
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга в Неделю о блудном сыне (20 февраля 2022 года).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня — неделя о блудном сыне, воскресный день, когда читается притча о блудном сыне, — всем, безусловно, хорошо известное Евангельское чтение. Конечно, мы все, люди, более или менее принадлежащие церковной традиции, более или менее принадлежащие мировой и русской культуре, воспринимаем этот сюжет, как притчу о покаянии, порой совершенно традиционно её понимаем, но не вчитываясь, что именно в этой притче говорит Христос. И потому, хотя это, действительно, — притча о покаянии, покаяния мы не понимаем.
Вот сын потребовал от отца следующую ему часть имения и ушёл «на страну далече», и совершенно определённо говорится о том, что он жил там блудно, — то есть, попросту говоря, те средства, которые он получил от отца, свою половину причитающегося ему состояния он истратил, покупая женщин и проводя с ними время в удовольствиях. Он даже не слишком разнообразил свои удовольствия: проводил достаточно вольную, по молодости приятную, но совершенно безрассудную, нелепую жизнь. Естественно, скоро все деньги закончились, и он стал жить худо. А дальше, вроде бы, должно начаться покаяние, но где оно — покаяние? Он осознал, что оскорбил отца? Нет. Он осознал, что отец его любит? Нет. Он осознал, что плохо жить блудной жизнью? Нет. Он осознал, что плохо жить без отца? — Нет, ему просто стало плохо, физически плохо: есть он хочет, голодно живёт. И он вдруг вспоминает, что слуги, наёмники в доме отца его, жили вполне прилично, гораздо лучше, чем он теперь. «Пойду, попрошусь в наёмники, — просто буду за деньги работать в доме отца, — всё лучше, чем здесь!» — где оно, покаяние? Нет его!
И вот он идёт, в надежде, что, наконец-то, с завтрашнего дня у него начнётся нормальная жизнь, он снова будет есть и пить, и спать в тепле — хотя, конечно, не так, как когда он был у отца сыном, — но всё-таки лучше, чем сейчас, среди свиней, не имея возможности поесть даже того, что едят свиньи. Он просто думает о куске чуть лучшего пирога — даже не о счастье, — а просто хлебе насущном, просто рогожки под собой, просто о каком-то угле и крыше над головой — больше он ни о чём не думает. И когда увидел его издалека отец, — и умилился, как говорит Писание, — и выбежал навстречу, — вот тогда свершилось покаяние: когда идущий сын, ищущий хлеба и рогожки, обрёл любовь своего Отца.
Мы можем истоптать все дороги мира, мы можем исстучать все двери в ограде дома Отчего, но покаяния не случится, если Отец не выйдет нам навстречу, если Отец не откроет нам дверь, если Он не обнимет нас и не уведет за стол. Мы можем бессмысленно и бестолково бить себя в грудь, кланяться и стегать себя плетьми, морить себя голодом – бесполезно, если Он не выйдет к нам навстречу. Именно то, что Он выходит к нам навстречу и обнимает нас – это меняет нашу жизнь. Мы вдруг узнаем с ужасом и потрясением, что Он нас действительно любит. Любит не так, как мы того заслуживаем, — а просто любит вообще, без отношения к тому, чего мы заслуживаем и чего мы не заслуживаем, Он просто любит безусловно. И, встречаясь с этой любовью, вся жизнь человека переворачивается. Но она никогда не перевернется, пока человек не познает эту безусловную, эту обжигающую, испепеляющую любовь своего Бога.
Именно с этого начинается христианская жизнь, — да вообще, жизнь начинается с того, что мы – люди, оказавшиеся случайно, мимо проходили Отцовского дома, и увидели Отца, выбегающего к нам навстречу, который нам почему-то рад и который почему-то нас ждет, и который почему-то нас готов напитать теми благами, о которых мы и мечтать не смели, потому что не знали, что такие блага есть. Покаяние не в том состоит, чтобы просить и умолять. Покаяние — в том, чтобы встретиться с любовью Отца, осознать себя перед лицом этой любви, этой любви совершенно даже не недостойным, просто не способным эту любовь вместить. И вот тогда, перед лицом этой любви человек меняется, преображается и делается способным к ответной любви.
Конечно, мы читаем тексты наших святых отцов или хотя бы текст вчерашнего канона. Его писали люди о том, как они плачут, как они ищут, как они расточили имение, как они возвращаются к отцу. Но покаяние не в этом. Это ведь пишут люди, которые уже встретились с любовью Бога. Это — люди, которые уже такими стали, которых мы называем святыми. Потому они пишут молитвенные тексты, сочиняют замечательные слова покаяния, потому что они — по эту сторону любви Отцовской. Потому что они уже познали ее, они и осознают весь путь к Нему, как особый путь покаянного делания, но в начале подлинного покаяния – любого истинного покаяния, любого шага к Богу, любого, что в конце концов, приводит нас к жизни и истине, лежит только одно — это Его собственная любовь. Это Он позвал, это Он открылся. Это Он открыл двери и объятия. Это Он сказал: «Чадо». Это Он приготовил трапезу, это Он посадил меня за нее, это Он дал перстень. Это всё – Он.
Христианство – это не слово о наших трудах, и покаянии, и плаче, и слезах, и даже не о наших подвигах. Христианство – это слово о Его любви, это свидетельство о Его любви, это проповедь о Его любви, потому это — Благовестие. Бог вышел нам навстречу, чтобы нас обнять даже Своими окровавленными руками, прижав к Своей окровавленной груди, чтобы сказать каждому из нас: «Чадо, ты пришел домой, успокойся. Я тебя люблю». Аминь.
Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/9EelWvDXpi8
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/k7VJJjZ6jIQk7w
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Евгений Панферкин
Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова.
Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»