Открыть видео
Открыть аудио
НЕДЕЛЯ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ
9 января 2022 года, Неделя 29-я по Пятидесятнице, Неделя по Рождестве Христовом.
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга. На богослужении читался отрывок из Евангелия от Матфея о событиях, последующих за Рождеством Господа нашего Иисуса Христа
(Мф.2:13-23).
Какой урок можно вынести из описания этих событий? Как подобает нам относиться к скорбным обстоятельствам нашей жизни, если мы дерзаем называться христианами? Как стать орудием Господа и проводником Его воли в этом мире? Об этом сегодняшняя проповедь отца Константина.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Вы слышали сегодня в евангельском чтении рассказ о том, что произошло после рождения Иисуса Христа: о том, как Ироду, обманутому волхвами, взбрело в голову все-таки наказать, уничтожить конкурентов, убить рожденного Царя иудейского, и он посылает воинов, чтобы убить всех младенцев в этой местности; о том, как Иисус вместе со Своей Матерью и с Иосифом идет в Египет, где и пребывает некоторое время, а потом возвращается обратно в Палестину и поселяется в Назарете. Мы привыкли слышать эту историю. Мы привыкли слышать повествование о волхвах, о пастухах, о бегстве Иисуса. Но воспринимаем мы эту историю как лубочный рисунок, как театральную постановку. Мы воспринимаем это как некую мифологическую легенду, не сомневаясь, конечно, в ее достоверности. Но мы не переживаем это так, как порой переживаем художественные произведения. Мы не ощущаем реализма этой истории, и потому она просто проходит перед нашими глазами, не волнуя наших чувств, не касаясь нашего сердца, не давая просвещения нашему уму, а потому не несет нам того жизненного урока и жизненной силы, которую она в себе содержит.
Вот Вифлеем. Вот женщина, только что родившая ребенка. И к ней приходит весть, что надо срочно из этого города бежать. И бежать ни на родину и ни в какой другой иудейский город, а бежать нужно далеко, в чужую страну, в которой она никогда не была, в которой у неё нет близких людей. И вообще, она вчера еще не собиралась этого делать. Эта женщина безгрешна, в нашем понимании смысла этого слова. Она не совершила ни одного страшного греха. Она – праведная. Она носит на своих руках, чудесным образом данного ей Сына, рожденного от Бога. Она ведь должна была быть уверена, что с ней ничего плохого не произойдет. Она же ничем Бога не прогневала. Она же ничего плохого не сделала. Этот же ребенок – святой. Ему же не нужно ничего испытывать. Он же должен теперь навсегда быть носимым крыльями ангелов. Что же с Ним может плохого приключиться? А тут говорят: «Иди и спасайся в Египте». Она не ропщет и не возмущается. Она не говорит: «Зачем? За что? Почему? Зачем Мне нужно тогда было это все переживать? Зачем Мне нужен этот ребенок, если столько за него скорбей?». Ничего подобного в Её сознании и в Её сердце нет. Она, не заслужившая ничего из того, что с Ней произошло, принимает это совершенно спокойно, будто происходит нечто обыкновенное. Значит, мы видим образ жизни праведного человека, который переживает гонения и страх, боль и ненависть и принимает это как должное. Мы же, естественно, согрешившие премного и превелико, чего же удивляемся, если с нами происходит хоть какая-то скорбь или беда. Если святую и святого ненавидел мир, чего же удивляемся, если он ненавидит нас? Человек говорит: «Со мною поступают несправедливо». А с кем в этой жизни поступают справедливо? «Вот, — говорит человек, — я этого не заслужил». Он (Христос) тоже этого не заслужил, но и Она (Богородица) тоже. Но они же принимают это спокойно, ровно, как всё, подаваемое из руки Божьей. Вот они оказываются в чужой стране и принимают изгнание: не по грехам же, не по делам же, а просто по ненависти человеческой. И принимают это как должно – с миром и благодарением.
Почему же мы не можем? Потому что мы не верим. Для нас важно, что человек, нас ненавидящий, – негодяй и его нужно срочно наказать. А верующий человек принимает эту ненависть, как ситуацию, созданную Богом. Человек меня ненавидит – значит Бог так устроил.
Давид – его мы ныне вспоминаем, как праотца Иисуса по плоти,- выходит из города Иерусалима, и некий гнилой, поганый человечишка поносит этого царя иудейского самыми последними словами, руганью, бранью, уничижая его и бросая в него камни и грязь. Давид идет не один. Его сопровождает телохранители. И они говорят: «Давай мы эту собаку убьем». А Давид говорит: «Что вам, сыны Саруины? Если Бог повелел этому человеку злословить меня, разве вы можете запретить?» Так реагирует праведный человек. «Раз Бог велит мне бежать в Египет, кто воспротивится? Раз Бог велит мне терпеть эту укоризну, кто запретит? Раз Бог повелел этому человеку ненавидеть меня, что я такое, чтобы спорить с Богом своим?» Так отвечает праведный человек. Будь то честнейшая Херувим Матерь Божья, будь то праведник и святый Христос, будь то любой праведник Ветхого Завета: Ной ли, которому пришлось жить среди развращенного народа и спасаться в потопе, хотя он вовсе ничего плохого и не сделал, а вся жизнь его – труды, беды, потери, скитания, горе и боль, или праведный Иов, или Даниил, или Исайя. Кого бы мы не взяли из праведников Ветхого или Нового Заветов, все они, не сделав ничего, даже десятой, сотой доли того, чего сделали мы, принимали все на них обрушившееся, как получаемое из рук Божьих.
А если мы не можем это принять, то тогда Он спросит нас: «Где твоя вера? Почему ты называешь Меня Господом, а то, что Я посылаю тебе, ты не принимаешь? Если ты называешь Меня хозяином своей жизни, то почему не слушаешь Меня? Если ты называешь Меня Богом, то почему не считаешь, что Мой промысел управляет миром?» И мы слышим в этом страхе и трепете собственного сердца тот укор, о котором говорит Христос в одной из Своих последних бесед: «Придя, найду ли Я веру на земле?» Мыто считаем себя верующими. А на каком, собственно, основании? Только потому, что мы ходим в храм? Только потому, что мы причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа? Ну так и Иуда был апостолом. И Иуда был на Тайной вечери, но это ему ничуть не помогло. Вера-то ведь в том, чтобы веровать, что жизнь моя в руках Бога, и Он посылает то, что нужно, в нужное время и в нужный час. И нужно принять это с миром и доверием. И тогда неожиданно выяснится, что и мы стали орудием в руках Божьих, что мы стали орудием в руках Его промысла, как говорит сегодня евангельское чтение, ссылаясь на древнейший, давно забытый факт: «Из Египта, — говорит слово Божье, — воззвал Я Сына Моего». Здесь перекликаются два воззвания: исход израильского народа из Египта, и исход Сына Божьего Иисуса Христа из Египта и возвращение в Назарет. Два события, между которыми несколько столетий, перекликаются. И оказывается, что одно свидетельствует о другом. А сам приход Иисуса Христа давно и давно был задуман, предсказан. И каждый из нас, если доверит жизнь свою Богу, если, действительно, положится на Него и поймет, что Он управляет нашей жизнью, то несомненно, окажется, что и мы, в свою очередь, исполнили нечто, задуманное Богом и стали орудием Его славы, Его любви, Его милости и Его силы. Но только с послушными Ему Бог может сотворить это. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Сергий Комаров
Текстовая запись: Светлана Наумова, Ольга Масаева.
Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/VGVS9bXyEHE
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/_7v_ZWlr_l6avw
Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»