Открыть видео
Открыть аудио
Проповедь священника Константина Корепанова 16 декабря 2021 года на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга. На богослужении читалась притча о злых виноградарях (Лк.20:9-18). Относится ли она к нам?
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня в очередной раз вы слышали притчу о работниках виноградника, о том, как некий человек насадил виноградник и отдал его арендатору. И, спустя некоторое время, идет спросить арендную плату, чтобы они дали то, что надлежит дать. Но арендаторы не стали отдавать, а посланного слугу избили, и еще одного избили, и третьего избили. Терпеливый хозяин виноградника посылает к ним сына своего, думая, что они постыдятся его. Но виноградари думают: это – наследник, убьем его — и виноградник будет наш. Это безумие человеческое. Но так устроен человек в своем безумии, что он не способен просчитать самых простых последствий своих шагов. И, естественно, человек, который совершает преступление, уверен сам в себе, что он никогда не будет за это преступление наказан. Человек, изменяющий своей жене уверен, что ему удастся скрыть факт своей измены и, получив удовольствие, он сохранит необходимый ему семейный комфорт. Человек, который ворует, думает, что никто никогда его не выведет на чистую воду, сколько бы ни было людей, прошедших этим путем и опытом познавших, что нет ничего тайного, что не стало бы явным. И, рано или поздно, здесь ли, там ли — человек будет иметь последствия любого, совершенного им преступления, любого, совершенного им греха.
И вот так вот, в таком безумии человек думает: ничего со мной не будет. Сейчас убью наследника. Но ведь хозяин-то виноградника — жив. И, в любом случае, если он терпеливо относился к тому, что поругались, надругались над его слугами, настолько суровее и жестче он отнесется к тому, что арендаторы убили его единственного сына. Что же он с ними сделает, когда придет? Но виноградари совершенно не думают об этом.
И в этом смысле, история израильского народа, о котором и произносит эту притчу Христос, является наглядным примером исполнения этой притчи. Как говорит нам евангелист Матфей: «Злых в зле погуби». То есть, злых этих людей ждет лютая погибель. И то, что произошло потом с израильским народом: разрушение их города, их страны, их жизни и рассеяние по всему миру на многие-многие столетия без возможности восстановить службу в своем храме, в своей жизни, ибо, как сказал Христос: «Оставляется дом ваш пуст». И мы, конечно, видя историю израильского народа, можем покивать головами и сказать: «Ну, вот, так вам и надо. Убили нашего Христа – вот и получите за это. Но Христа убили не только иудеи. Христа убили, прежде всего, наши с вами грехи, ибо Он пришел умереть не за злобу человеческую, а за всеобщий человеческий грех.
И, стало быть, эта притча о смерти Христа каким-то образом относится и к нам: а не мы ли те самые арендаторы, которые тоже возделывают виноградник Христов? Ибо каждому из нас даны таланты, та душа, та жизнь, то время, которое у нас есть. Разве оно нам принадлежит? Разве все это не есть дар? Как мы каждый раз, завершая литургию говорим в заамвонной молитве: «Всякий дар совершен свыше есть. Если он – подлинный дар, то он – Божий дар. И мы только арендуем этот дар, мы только пользуемся им. С чего мы решили, что все наши способности – ум ли, сила ли, кротость ли, любовь ли, творческий талант, да просто здоровье и жизнь, отпущенная нам – что они наши?
Мы приходим к Богу, как будто мы — хозяева сами своей жизни. Но без Его помощи мы не можем сделать ничего. Поэтому приходим и говорим Ему: «Знаешь, Господи, со своей жизнью я как-нибудь справлюсь, а вот в жизни ближних моих помоги. Я не могу. Ты помоги». А Он стоит и молчит. Долго так молчит в ответ на наши молитвы, пока, наконец, мы не скажем: «Господи, что же Ты молчишь? Я же Тебя прошу». А Он нам скажет: «А где плоды твоей жизни? Что ты принес Мне за то, что Я тебе дал?» — «Что дал Ты мне, Господи? Это же моя жизнь.» — «Я дал тебе время, Я дал тебе ум, Я дал тебе мужа, Я дал тебе людей, Я дал тебе замечательную мать или замечательного отца, Я дал тебе все то, что ты имеешь. Где твоя измененная, плодоносящая любовью жизнь? Почему ты ищешь спасения для другого, а сам спасаться не хочешь? Почему ты мечтаешь, чтобы спасся другой, а сам этого не ищешь? Почему ты не приносишь Мне своих плодов? Я тебе дал виноградник. Где твой виноград? Принеси его Мне и скажи: вот, Господи, виноград, который Ты мне дал, и я принес им благо. Я насытил этим виноградом посланных Тобой людей. Я насытил виноградом страждущих, посланных от Тебя. Я напитал Тебя Твоим виноградом в темнице и в больнице. Я напитал Тебя Твоим виноградом, когда Ты нуждался в этом. Я отдам Тебе Твои плоды, то, что Ты дал мне. Я сделал вино любви и напоил этим вином скорбящего человека… Тогда, конечно, — скажет нам Бог, — приди, сын Мой, дочь Моя. Ты был верным служителем Моим и из Моего виноградника в твоих руках получилась великая польза. От тебя вышли утешенными, напитанными люди. Ты правильно потрудился. Прими законную награду. Живи в этом винограднике вечно».
Но если мы ничего не принесли, если мы никого не утешили? Да, что там – чем дышать, если мы с вами — злые, отчаянные, напряженные, ожесточенные, просто ослепшие от внутренней боли, от внутреннего одиночества, не желающие, не имеющие возможности любить хоть кого-нибудь, — какой плод мы принесли? Вот, нам сорок, пятьдесят, шестьдесят или семьдесят лет, а мы ходим и стонем: «Господи, какая нелепая жизнь, какая ужасная жизнь, как все плохо, как все плохо, как все плохо!» Он говорит нам: «Я же дал тебе виноградник. Я же вложил в тебя Свои дары. Я же люблю тебя теплом Моей любви. Ты же причащался Моих Тела и Крови. Ты же питался Моей любовью. Где плод твоей любви? Кого ты любишь?» И человеку нечего ответить; он, как тот арендатор, со страхом ждет, когда придет хозяин виноградника и погубит его, ибо плодов виноградника он не принес. А принести надо. Нужно понять, что вся моя жизнь, от первого моего слова мама, от любящих глаз матери над моей колыбелью, от первого моего греха, когда я познал, что я – негодяй, от первых моих слез, пролитых перед Богом, когда я познал, что Бог и меня, негодяя, любит, — то с конца моей жизни до последнего моего исповедования, вся моя жизнь есть плод Его любви, Его заботы. Это Он смотрел на меня глазами матери. Это Его руки держали мое тело и пеленали меня, когда я был хрупким. Это Его слова звучали в речи моего отца, когда он учил меня жизни. Это Он открывал мне глаза, чтобы в книгах я находил слова, это Он посылал мне учителей. Это Он, когда я грешил, поднимал меня, чтобы я не впал в отчаяние. И вся моя жизнь – есть дело Его любви. И Он просит только одного: «Познай Мою любовь, чтобы успеть тебе полюбить, чтобы успеть тебе хоть кого-то согреть». А мы всё — в прошлом, в прошлом: то не сделали, другое не сделали, тому не помогли, этому не успели сказать: у тебя есть два часа жизни или полчаса жизни – иди и поделись любовью своей хоть в эти полчаса хоть с кем-то; утешь медсестру, которая с тобой рядом, ставит тебе капельницы; позвони своей жене или сыну и скажи, что лучше его никого не было в твоей жизни. Ну хоть что-то сделай! Для того, чтоб принести плод любви – хоть кого-то полюби. И тогда ты принесешь нужный плод Хозяину виноградника — и Он встретит тебя с радостью. Аминь.
Видеозапись на нашем канале в YoyTube: https://youtu.be/Q94yuEGqcA4
Аудиозапись: https://yadi.sk/d/aRFswThwFIUbVQ
Автор: Константин Корепанов
Оператор: Сергей Комаров
Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова.
Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»