Открыть видео
Открыть аудио
Проповедь отца Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга в четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (16.06.2022). На Богослужении читался отрывок из Евангелия от Матфея (Мф 5:27–32), в котором Иисус Христос говорит о том, что же является прелюбодействием.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали в Евангельском чтении слова из Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа, в которой изложено духовно-нравственное учение Христа, которое очень отличается от того, что мы считаем добрым и хорошим. И вот, сегодня речь шла об одной заповеди, которая известна нам ещё со времён заповедей Моисея: не прелюбы сотвори, — то есть, не прелюбодействуй. И в целом, конечно, более или менее нормальный человек естественным образом хранит верность своей жене, или она хранит верность своему мужу. Особенно это было достаточно просто сделать в условиях многоженства израильского народа. Всем, конечно, казалось тогда, что вот, мы-де соблюдаем эту заповедь и не согрешаем против нее. И тогда Христос говорит слова, которые очень трудно вместить человеку грешному и в ту эпоху — и уж, тем более, в нынешнюю эпоху. Христос говорит, что всякий, кто смотрит на женщину или на мужчину с вожделением, уже прелюбодействует с ним, — с ней — в сердце своем. Что значит прелюбодействует, нам очень трудно понять. Мы ведь — не внимательные к своему сердцу люди. Мы сроду никуда не смотрим, и нам представляется, что сердце наше — чистое, потому что ничего-то у нас в сердце-то плохого и не происходит. У большинства-то людей, как им кажется, нет никаких вообще сложностей с этой сфере жизни человека. Но это обусловлено только тем, что человек не внимателен к своему сердцу. Скользя своими глазами, блуждая своими глазами направо и налево по улицам деревень, сел, городов, тем более по просторам интернета, он уверен: с ним ничего не происходит. На самом деле, это просто потому, что он не видит своего сердца. Так же бывает и с физической стороной нашей жизни. Есть люди, их большинство, — которые едят всё, что приходит им; вот, положили перед ними — они едят. А есть люди, у которых очень и очень больной желудок. И они десять раз подумают: а можно это съесть или нельзя? А если съедят, — то очень прислушиваются к деятельности своего ЖКТ, чтобы понять: повредила им эта еда, или нет. А мы едим всё, что попало, и ничего не чувствуем, и только потом почему-то у нас начинает всё болеть, и мы умираем от какой-нибудь неприятной болезни, мучительной, больной и узнаем, что эта болезнь развилась потому, что мы не ту пищу ели, — то есть, ели ту, которую есть нам категорически запрещено. Больной человек потому и больной, что он внимательно следит за развитием болезни в своем организме. А «здоровый» человек потому и считает себя здоровым, что он не знает, что он больной. Он уверен, что он здоровый, — но почему-то однажды вызывает врача или внезапно умирает от инфаркта, инсульта или ещё от какой-то болезни очень быстро или скоропостижно, — тот, кто считал себя совершенно здоровым.
Так и с душой нашей. Кажется, что нашему сердцу ничего не вредит из того, что мы смотрим и где блуждают наши глаза. Но это только потому, что мы думаем, что нам не вредит, и потому, что мы не следим внимательно за своим сердцем. На самом деле, всякий, кто смотрит на женщину или на мужчину с вожделением, уже прелюбодействует с ней или с ним в сердце своем.
У меня был эпизод, когда вот здесь, в этом храме давно, несколько лет тому назад плакала женщина от того, что она не может удержаться от незаконной связи с мужчиной. Женщине было 73 года. Она ничего не могла сделать с этим, хотя, конечно, она, до поры до времени считала, что она вполне здорова. Всю жизнь она прожила, практически, одна. Двадцать лет она жила без мужчины, без мужа, потому что развелась с ним, — пока не появился в ее жизни этот мужчина, ее бывший одноклассник. И она ничего не могла с собой сделать. Она плакала, но сделать была бессильна что-либо, потому что это может случиться с каждым. Как с каждым может случиться рак, или инсульт, или инфаркт. Природа у каждого человека одна, и Господь не зря обращается не только к каким-то к особо развратным людям, Он обращается ко всем: хранить свои глаза, хранить своё сердце — иначе случится беда, с которой ты не сможешь справиться. Ведь, на самом деле, это подлинно так. Когда человек думает, что он непоколебим — именно тогда он и падает. Когда человек думает, что он очень уязвим, он движется и ведет себя очень осторожно, и может пройти посреди сени смертной и не узнает зла. А человек, уверенный в себе, обязательно погибнет.
На самом деле, человеческая природа очень уязвима, — уязвима во всех отношениях. Она ведь — грешная природа. Как говорим мы словами пятидесятого псалма: я во грехах зачат своей матерью. С первых дней, до последних дней я проживаю жизнь свою во грехе. И если по какой-то причине я еще не согрешил грехами блуда и прелюбодействия, то только потому, что меня хранит благодать Божия.
Вот был такой великий царь и пророк Израиля, звали его Давид. Он был безукоризненно честен и всячески обращался к Богу, чтобы исполнить заповеди. Но и его однажды захлестнула страсть, и он согрешил с чужой женой, даже не задумываясь о том, что совершает смертный грех. А потом, чтобы ничто не мешало его слабости, убил её мужа. И только когда пришёл пророк и обличил его, он понял, что он наделал, насколько он ослеплён, насколько он поражён этой страстью, что во мгновение ока согрешил, сам не зная, как. Человек, знающий Бога, человек, молящийся Богу и святым, человек — пророк, праведник, один из лучших царей и, вообще, людей дохристианской эпохи, — в одно мгновение, — буквально, в секунду, — убит этой страстью, он согрешил.
Поэтому все святые отцы однозначно говорят: Будьте осторожны! Берегите свои глаза и храните своё сердце! Если вы не замечаете, как там развивается страсть — это не потому, что вы бесстрастны, а потому, что вы слепы; — внимайте своему сердцу.
И по этому же образцу можно говорить не только о прелюбодействе, но и о любой другой страсти. Вот, пришла женщина в гости к своей подруге, — такой же, как она, в годах — лет пятидесяти пяти — шестидесяти. Зашла она в гости поговорить, посмотреть. Подруга говорит: «Вот, мне подарили посудомоечную машину, — смотри, как хорошо!» Она посмотрела, потом они попили чай. Приходит она домой и думает: «Вот, подруга живёт с посудомоечной машиной, а как же я до сих пор, как дура какая, мою посуду руками? Что, я хуже её, что ли?» — И начинает думать, как бы ей приобрести машину посудомоечную. Пенсии не хватает, надо просить у детей. Они говорят: «Мама, зачем тебе машина? Ты же одна живёшь, за собой только моешь посуду — зачем тебе посудомоечная машина, — знаешь, сколько с ней хлопот будет?» «Нет, я хочу машину!» И приобретает эту машину посудомоечную, или дарят ей её, — помыла она в ней посуду три раза, — говорит: «Да ну её, эту машину! Я лучше руками помою, быстрее, а, главное, — качественнее будет!» Но это — ладно, от посудомоечной машины легко отвертеться, — а сколько есть у нас вещей, не нужных нам, и стоящих гораздо дороже! Сколько страстей подцепили мы только потому, что увидели что-то — и нам захотелось; увидели — и мы осудили; увидели — и сразу стали ненавидеть, хотя, на самом деле, даже и не поняли, что мы видим.
Святые отцы просят, чтобы мы были осторожны с тем, что видим, чтобы мы всегда ограничивали свои глаза, ибо эти глаза, на самом деле, есть око ума, — а ум у нас нечистый; он не освящён молитвой, не освящён чтением Священного Писания, он погружён во тьму, поэтому, если мы видим что-либо, — всё это рождает в нашем уме движения страсти.
Так что же — не смотреть тогда никуда? По возможности — не смотреть. Отцы и говорили об этом: «Храни свои очи!» Не надо заглядывать в каждый закоулок человеческой жизни. Отключи хотя бы новости, не слушай хотя бы сплетни, не смотри, как живут другие люди; у тебя достаточно своей жизни, жизни своих детей. Зачем тебе слышать и знать другое? Это же — любопытство: подглядеть, подсмотреть, подслушать, как живут другие. Человек должен внимать себе и своей жизни, быть внимательным к своему сердцу и иметь око ума обращённым не вовне: не на эту улицу, не на этот дом, не на эту жизнь, не на этот магазин — а внутрь себя, потому что там, внутри сердца, либо живёт Бог — либо не живёт. Если там не живёт Бог, то, рано или поздно, там поселится бес, и, быть может, не один. Как говорится об этом в притче Иисуса Христа: когда лукавый дух приходит и видит горницу, сердце человеческое, никем не занятым — Бога там нет, — то он берёт множество злейших себя духов и вселяется в сердце человека, по крайней мере, невыносимыми и мучительными страстями.
Поэтому все книги святых отцов, написанные ими, говорят о том, как хранить своё око, как хранить свой ум, чтобы сохранялась сокровенность нашего сердца, чтобы, молясь из сердца, стяжало внутри сердца благодать Святого Духа и созидало бы себя во Христе в силе Святого Духа,- тогда ни страсти, ни помыслы, ни прихоти, ни грехи, ни соблазны не смогут отвлечь нас от любви нашего Бога. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Видео: Екатерина Троенко
Текстовая запись: Елена Плотникова, Светлана Наумова.
Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/xeUap4Eov1Q
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/rpnmwJBL0Xpdqg
Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»