Проповедь отца Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга в четверг 2-й седмицы по Пятидесятнице (23.06.2022). На Богослужении читался отрывок из Евангелия от Матфея (Мф 8:23–27).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы слышали в Евангельском чтении рассказ о том, как Христос и Его апостолы плыли по бурному морю: начался шторм. Поднялась высокая, по тем меркам, волна, – не девятый вал, конечно, – но и лодка их – далеко не пятимачтовый фрегат, – волны стали заливать её, ветер всё усиливался. Управлять лодкой при таком ветре они не могли, они ведь не мореходы, а рыбаки. А Христос спит на корме: Он устал и задремал. И вот, когда ветер стал усиливаться, апостолы стали роптать и возмущаться, – в конце концов, они разбудили Христа, говоря Ему: «Спаси нас, погибаем! Сейчас мы потонем все, а Ты спишь!» Тогда Христос встал и повелел ветру стихнуть. Ветер утих, волны прекратились, и лодка пристала к берегу.
Когда Он просыпается, Он упрекает их: почему вы усомнились, маловеры? То есть, на самом деле, вы не верите!
Представим себе такую ситуацию с нами – мы ведь тоже не верим! Мы тоже совершенно уверены, что ветер и волны сильны, и надо спасаться с помощью каких-то естественных человеческих средств: доски, умения плавать, или ещё помощи большого корабля, вертолёта сверху – мы ищем спасения в человеке, мы надеемся на человека. Мы надеемся, что сейчас придёт другой человек, – большой, умный, сильный, умеющий делать то, что я не умею, – и спасёт меня. Мы надеемся на человека опытнее себя, – я не скажу, что это плохо: хуже, когда человек надеется только на себя, когда он вообще ни в ком не нуждается и говорит: «Я сам справлюсь с любой бедой!» – это хуже. Надеяться на чужую помощь не так плохо, но это действительно маловерие, потому что человек уверен, во-первых, что Богу совершенно безразлично его состояние; каждый из нас глубоко убеждён, что Богу абсолютно нет дела, что он чувствует, нет дела до того, как он страдает, нет дела до того, что ему больно, – что Он совершенно равнодушен к его бедам и переживаниям. Но даже если бы Бог со Своей высоты обратил на меня внимание, опустил бы на него Свой взор, то всё равно, Он бы не смог мне помочь: Он – далеко, а я – здесь.
Вот это и есть маловерие, в которое мы погружены: мы, вроде бы, верим, что Бог есть, но, когда приходит тяжёлое состояние, мы совершенно убеждены, что Он нам помочь не может и не хочет. Поэтому в любой нашей беде – будь то болезнь или нищета, или страдание иного рода – мы ждём помощи от людей и не ждём помощи от Бога. За это состояние Бог нас всегда упрекает: почему вы всегда сомневаетесь, маловерные?
В этом же Евангелии от Матфея есть такие слова: «Если сын попросит у отца хлеба, – разве он даст ему камень?» Конечно, даст хлеба. Отец может упрекнуть сына, может побить его, может наказать его – но хлеб он всё равно даст, потому что он – сын его. Христос говорит: “Если вы, злые и лукавые, бессердечные и страстные, жестокие и гордые, всё-таки даёте хлеб вашим детям, когда они просят, то неужели Отец Небесный, Который есть Сила, Любовь и Милость, так не сделает?” Он всех нас создал и умер за нас на Кресте – неужели Он не даст нам то, что мы у Него просим? Получается, что мы не просто маловерные – мы какие-то извращённые: мы считаем, что мы умнее, добрее, милостивее Бога! Мы думаем, что человек у нас жалостливый, и он нам поможет, а Бог – не жалостливый, и нам не поможет. Значит, мы считаем человека источником добра и помощи, а Бога – злым и бессердечным. Разве это – вера? Разве это просто вера, – а уж, тем более, — разве это вера христианская? И, когда мы поймали себя на той мысли, что мы в своём сознании представили себе нашего Бога немилосердным – одёрнем себя, подойдём к Распятию, посмотрим на Его окровавленные ладони, на облитые кровью ноги, вспомним, для чего Он там висит, и что с этого Креста Он нам являет: что для Него нет ничего дороже, чем каждый из нас, ибо за каждого из нас Он пришёл и умер, – и это утвердит нас в вере. Вся проблема человека, особенно христианина, в том, что он не верит Богу, что он по-настоящему так и не познал любви Божией. Он так и не понял, как непостижимо любит его Бог, и что Он может и готов сделать всё для каждого человека, — но единственным источником, единственным способом для того, чтобы эти дары Божии, эта любовь Божия пролились на него, является вера. Он не может ничего сделать, если мы не верим. Христос творил великие чудеса, когда ходил по земле: усмирял бури, утишал волны, воскрешал мёртвых, исцелял больных; а пришёл в город Капернаум – и не сделал там ни одного чуда, ни единого, потому что никто в этом городе в Него не верил. Он просто не мог делать там чудеса. Для того, чтобы произошло чудо, нужно поверить; если не веришь – ничего не будет, ты останешься в той ситуации, в которой находишься.
Поверь, что ты – самое драгоценное чадо своего Бога: ведь Он умер за тебя, Он пролил за тебя кровь так, будто ты был единственным из всех сынов человеческих. Если даже после смерти нашего Бога на Кресте мы не верим в Его любовь, сострадание, милосердие к нам, – то что ещё Он может сделать для нас?
Посмотрим на Распятие, утвердимся в вере, будем непоколебимы в вере, и будем молиться и просить, доколе не получим того, что просим, ибо Господь никогда — НИКОГДА не оставляет человека, надеющегося на Него. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Сергей Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова
Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/OfZ0j4rjxGw
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/gd2wvAgpaE5HIg