Видеозапись сделана 2 сентября во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
На Богослужении читался евангельский отрывок Мф. 24:13–28 в котором Господь наш Иисус Христос говорит о признаках конца света, и о том, что же важно для спасения в то время.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слушали слова Иисуса Христа апостолам из 24-ой главы Евангелия от Матфея, в которых Он говорит о знамениях конца этого мира, так называемом конце света, об апокалиптических событиях, и даёт ряд знамений, ряд узнаваемых событий, которые читаешь — и понимаешь; человек может узнать, увидеть или определить, что — да, конец уже близок, что он наступает, — вот об этом и говорит Христос. В этом перечне знамений, узнаваемых событий очень много чего интересного, много духовных советов, практических рекомендаций о том, что делать человеку, если действительно настанут последние времена. Но я не буду говорить об этом, я скажу о другом. Во-первых, я скажу о прямом повелении, которое содержится в двадцать четвёртой главе, которое, если уж мы считаем, что живём близко к последним временам, то это нам — прямой совет или прямая рекомендация. «Молитесь, — говорит Господь Иисус Христос, — чтобы бегство ваше не случилось ни зимой, ни в субботу.» То есть, не тогда, когда охладеет ваша душа, — или не тогда, когда она наполнена какими-то праздничными переживаниями, — то есть, чтобы мы всегда были готовы к тому, чтобы, если завтра протрубит труба архангела, оставив всё, выйти за пределы града, в котором мы живём, и принять ту судьбу, которую посылает нам Господь; чтобы быть бодрыми, чтобы быть готовыми идти и не быть связанными никакими хлопотами, попечениями самим. И в этом смысле это прошение, эта просьба актуальна для каждого человека, даже если он живёт не в последние времена, но во времена действительно беспокойные, тяжелые; если он знает, что они — беспокойные, тяжелые, соблазнительные, трудные, то первое, что он должен делать, — это молиться Богу о том, чтобы бегство его не случилось ни зимой, ни в субботу, чтобы действительно быть готовым всегда, оставив всё, отрясти прах этого мира и идти. На фоне такого видения последних событий совершенно нелепым представляется желание некоторых христиан собрать себе некое имущество как раз на конец света: запастись тёплой одеждой, питьевой водой, макаронами, консервами. Где мы слышим о таком повелении? Где Христос говорит о том, что мы должны это собирать? Где, в каком месте Он говорит о том, что, оставив всё, мы должны надеяться на мешок макарон, лежащий в подвале нашего дома, — думая, что, если что-то случится, у меня есть пропитание на время конца этого мира. Это — нелепо, и нелепость такого представления настолько очевидна всякому, мало-мальски знакомому со Священным Писанием человеку, хоть краешком сердца прикоснувшемуся к вере, — настолько очевидно, что тем нелепее выглядят люди, которые, хоть и убеждённые, что живут в последние времена, тем не менее, делают как раз то, чего в последние времена делать не нужно. Не нужно собирать себе какое-то пропитание, когда человек должен — и особенно в последние времена — уповать только на Бога. Если он надеется хоть на что-то, хоть на кого-то, — хоть на себя, хоть на запасы, хоть на деньги, хоть на что-нибудь кроме Бога, — он, несомненно, не вынесет присутствия антихриста. Ибо только абсолютное доверие Богу и упование на Бога и поможет перенести ту страшную скорбь, ибо, как сказал здесь же Христос, — не было скорби подобной той, которая будет в конце мира. Вы, конечно, не знаете всей скорби, которую пережило человечество. Я, как учитель истории, знаю об очень многих страшных событиях, о которых рассказать невозможно, перед лицом которых даже Великая Отечественная война покажется таким скромным и слабым событием, не таким страшным, какие порой переживало человечество. Так вот, в последнее время это переживание будет максимальным за всю историю существования человечества. И только человек совершенно, абсолютно доверяющий Богу, сможет выстоять в те дни, — естественно, выстоять не своими силами, а окружающей его благодатью Божией.
Но, как бы мы ни рассуждали о концах мира, самое главное — не в этом. Самое главное — в том, что, когда бы ни пришёл этот конец, для каждого конкретного человека самым страшным будет его собственный конец. Для всех нас в любом случае, история этого мира однажды закончится в день, когда мы умрём. Мы уже тогда придём на Страшный Суд, и уже тогда мы должны будем дать отчет о том, как мы жили, отчет о нашем уповании: на что мы надеялись в течение своей жизни — на себя ли, на связи, на друзей, на правительство, на деньги, на счета, на мужей или на жён, на подрастающих детей, которые будут нас кормить, на свои силы, таланты, способности — или на Бога, воскрешающего мёртвых. И каждый испытан будет именно в этом отношении: на что ты надеялся? Чем ты был жив, человек?
И вот, вполне может оказаться, как говорит Христос, что многие первые будут последними, а последние — первыми. Он говорит, что в нашей душе, в храме нашего естества может оказаться «мерзость запустения». То есть, мы, все христиане — храмы Святого Духа. Но вот именно Его в момент нашей смерти может внутри нас не оказаться. И не имеет смысла тогда совершенно ничто: ни то, сколько мы молились, ни то, сколько постились, ни то, сколько мы трудов подняли, ни как мы писали иконы, ни как мы пели на клиросе, ни какую мы милостыню творили — ибо всё это — ничто. Единственное, что нужно, — это чтобы храм наш был наполнен Богом, чтобы внутри нас не было пустоты, чтобы внутри нас была благодать Святого Духа, — и, сколь мало бы ее там ни было, её всегда будет достаточно, чтобы войти под кров Царства Небесного. Это — единственная валюта, которая принимается при входе; это — единственное, что мы можем принести нашему Богу, — больше ничто не нужно. Об этом говорит апостол Павел в послании к Коринфянам. Он говорит, что, даже если вы умрёте, тело своё предадите на сожжение ради Бога, а внутри вас — пусто, это не будет иметь никакого смысла; если вы всё имение раздадите, а внутри у вас — пусто, мерзость запустения, то нет вам в том никакой пользы. И вот, наполнить внутренность нашего тела, души, наполнить благодатью Святого Духа, — стяжать Святой Дух, как говорит преподобный Серафим Саровский, — вот это есть насущная, важнейшая, единственная задача жизни каждого христианина. Он должен делать именно то, что помогает ему получить благодать Святого Духа, а, получив, — удержать в себе эту благодать. И всякий, кто имеет в себе этой благодати хотя бы с крошечное горчичное семечко, несомненно, будет спасён. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Видео: Сергий Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова Вернуться к списку