Вернуться к списку

НЕДЕЛЯ 6-я ПО ПАСХЕ, О СЛЕПОМ

Открыть видео
Открыть аудио
НЕДЕЛЯ 6-я ПО ПАСХЕ, О СЛЕПОМ
Проповедь отца Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга (29.05.2022).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В Евангелии от Иоанна очень много говорится о свете, о Духе, о жизни; само Евангелие начинается со свидетельства о свете Истины, который просвещает всякого человека, приходящего в мир; Евангелие утверждает, что этот Свет каким-то образом воплотился, вошёл в жизнь, в этот мир, в историю. Очень много там дальше говорится о свете, и те слова, которые мы сегодня слышали в Евангелии, повторяются несколько раз в текстах евангелиста Иоанна Богослова, где Христос называет Себя (или евангелист называет Его) светом.

С этим светом всё не так просто. Мы привыкли воспринимать только один свет, тот, который видим нашими глазами. Светит солнце или электрическая лампочка, или просто какой-то источник огня – и мы называем это светом. Человек очень неуютно чувствует себя в темноте и хорошо чувствует себя днём: он видит, куда идти, что делать, чтобы не споткнуться, не упасть; он видит, где какая вещь лежит, он примерно понимает траекторию своего движения и те вещи, которые ему открываются в свете дня в этом мире. А когда свет этот исчезает, человек норовит создать искусственные источники освещения – будь то костёр, факел, свечи, или просто тот самый электрический свет, к которому мы так привыкли, хотя он – просто младенец в этом мире по сравнению со всей жизнью человека. И даже тот свет, который мы видим, к которому мы так привыкли, и который мы считаем самым лучшим и важным для нас, а слепоту – великим горем, – даже с ними не всё так просто. Ибо Книга Библии, Книга Бытия, начинается со слов: «И сказал Бог: Да будет свет, и стал свет». Но, тем не менее, светила, к которым мы привыкли, что они дают свет, – они появились только на четвёртый день творения. Что же за свет создаёт Бог? Вся суть этого мира, каким-то образом преломляется через природу света. Что есть свет? Да, в общем, какая нам разница, по сути дела? Мы же не задумываемся, как устроен воздух, или недра, или мрамор, или свеча, — мы просто пользуемся этим и живём, употребляя это так, как нам угодно: не обязательно же надо понимать, для того, чтобы жить. Но здесь, в сегодняшнем Евангелии, Господь связывает вопрос о свете с проблемой слепоты. А это уже – то, что волнует нас, и мы понимаем, что слепота – это очень страшная вещь: когда ты не видишь света, не видишь вещей, как они есть, не видишь лица любимого человека – лица матери, отца, жены, мужа, своего сына; когда ты не видишь, какая красота тебя окружает, когда ты не видишь, куда ты действительно ступаешь своей ногой, и куда простирается твоя рука, – ты действительно в бедственном положении, и слепым быть плохо, – мы все это знаем. Никто не захочет оказаться слепым, тем более – слепым навечно. Христос говорит: Если вы видите свет, то вы – зрячие; если вы не видите света, то вы слепы. Это все мы понимаем, но из этого Евангелия оказывается, что мы можем ослепнуть навечно, и ослепнуть не потому, что мы не видим солнечного света, но потому, что мы не видим какого-то другого света. Вот слепорожденный: он никогда в жизни не видел солнечного света, не видел света свечи или лампады – он никогда в жизни ничего не видел. Он родился слепым, он не различает даже светотеней. Я видел таких людей, причём именно слепорожденных, я работал с ними какое-то время своей жизни. Я видел, как они воспринимают мир. Попробуйте ребёнку объяснить, научить его, открыть жизнь и мир, когда он ничего не видит. Что такое «слон»? Что такое «стол»? Что такое «дерево»? Мы же понимаем это, потому что видим. Есть вещи, которые можно узнать осязанием. А как узнаешь вещи, которые больше, чем ты можешь осязать? Как ты получишь представление о мире, когда ты никогда в жизни ничего не видел? Всё своё представление, вся картина, которая есть у тебя в сознании, – не та, она неправильная. Ты ведь слепой, ты не только не видишь, куда сейчас идти, – ты вообще ничего не знаешь об этой жизни. Те вещи, которые другие привыкли понимать: «ромашка», «одуванчик», «сирень», «черёмуха» – что это такое? «Мужчина», «женщина»? Мы ведь привыкли к тому, что видим, – а человек слепорождённый вообще ничего не понимает, он же – слепой. Его представление о мире – никакие. Но, тем не менее, этот человек может любить и верить, ждать и надеяться, прощать, жалеть, терпеть, страдать – он же человеком остался. И, оказывается, для того, чтобы переживать эти глубокие человеческие чувства, вовсе не обязательно видеть этот мир. Для того, чтобы любить, не надо видеть. Для того, чтобы верить, совсем не надо видеть. Для того, чтобы перетерпеть укоризну, боль, хамство, нищету, не надо видеть. Для того, чтобы отдать последнюю копейку, не надо видеть. Для того, чтобы сделать добро человеку, помолиться за человека, вовсе не надо видеть. Это – свет души, которая не нуждается в том, чтобы глаза были открыты, и человек может быть светлым человеком, при том, что он ничего не видит. И среди слепорождённых детей были разные, — в основном, они были очень и очень добрыми. Иногда встречались злые, сильно расстроенные тем, что они не видят; но это совсем другой свет. Очень много зрячих людей, на самом деле, не видят этого света: они не знают, что такое любовь и добро, и честь, и мир, и прощение, и сострадание; они погружены во тьму, хотя видят ясно, что такое берёза и сирень, и храм, и человек, но внутри они – тёмные, мрачные. Откуда у человека это? Откуда он знает, что нужно любить или простить? Откуда он знает, что нужно терпеть или молчать, — откуда это знание даётся человеку? Почему один человек делает то, что наполняет жизнь его и других людей светом и миром, а другой человек, зрячий, наполняет жизнь свою и окружающих людей страданием, болью, ненавистью – тьмой беспросветной? От чего это зависит? Казалось бы, это зависит от знания: вот, я знаю, куда идти, я знаю законы этого мира, я читал учебник по физике и знаю, как устроена лампочка, телевизор, магнитофон, машина, самолёт, и могу всем этим пользоваться. Я знаю закон всемирного тяготения, закон преломления, закон отражения, закон жидкостей, газа, атома – но что это даёт мне, — лично мне? Конечно, если я ремонтирую машины, это важно, но жизнь моя от этого не меняется, я могу стать светлым человеком – а могу стать тёмным. Знание само по себе ничего не даёт. Ну, хорошо, буду читать Библию, это же — светлая книга. И вот, я читаю Библию, открываю – и нахожу, что надо делать то, что там написано; начинаю это делать, и неожиданно оказывается, что, оправдываясь библейскими словами, я творю зло: я, например, оправдываясь неправильно понятыми цитатами из Библии, могу уничтожать другой народ, могу изменять жене, могу бросить своих детей, – могу сделать всё, что угодно, – и всё это оправдать библейскими цитатами. Сколько лжи, ненависти, сколько зла в мире оправдывается Библией! Сколько людей, сколько заблудших душ ориентировались на библейские слова и оказались во тьме, начиная с буквально первых шагов христианства по земле, какие последователи пали, какие еретики Средних веков, или просто люди, которые, как говорит апостол Павел, «оказались внутри хищными волками» и губили Христово стадо, хотя они пришли туда, читая, слушая библейское слово. Как же так? Вот, я знаю Библию, – а становлюсь еретиком или убийцей? Или просто человеком соблазнившимся, прельщённым, увидевшим свет, который оказался тьмой? Как же мне быть тогда, если даже Библия не гарантирует: я, вроде, её знаю, но, со своим знанием Библии, остаюсь таким невыносимым человеком, что люди от меня бегут и говорят: «Лучше бы ты помолчал!»

Вот, пришли к Иову друзья, чтобы – казалось бы – поддержать его, а начинают добивать этого измученного человека, ориентируясь на своё знание о Боге, о вере, которые суть тьма. Иов, несчастный, измученный, обкраденный, оболганный, больной, сидит на мусорной куче в свете, — а они, счастливые, довольные, богатые и знаменитые, пребывают во тьме. Так как же тогда быть человеку, если даже Библия не гарантирует, что человек будет действительно в свете? И как много людей, читающих другие книги, читающих даже молитвы и Псалтирь, а света внутри их нет! Что же такое свет?

И сегодняшний слепорожденный — слепой по существу, он просто получил чудо. Он ничего не знает; скорее всего, он был добрый человек. Долгие годы прошения милостыни смирили его душу, а смирение есть свет. Но дело не в этом только. Когда его исцелили, он совершенно ясно понял, что это есть Бог: никто не может исцелить слепоту человека, кроме Того, Кто есть подлинный свет. Солнце не может вылечить моей слепоты, свечка не может вылечить моей слепоты. Только Тот, Кто есть свет по существу, то есть Бог, – Тот и может вылечить слепоту людей. Этот вылеченный человек понял, что он говорит с Богом. Он не знает, как; он не может объяснить этого, он не учился в семинарии, он не читал «Догматического Богословия», Библию не читал, – он ведь только что прозрел. Но он всем сердцем откликнулся: «Это есть Бог!» И он свидетельствует об этом, хотя его все стараются убедить, что это не так. Только плохой, грешный человек оклеветывает Того, Кто даровал ему свет, оклеветывает Того, Кто даровал ему совершенно иное познание: изнутри высветив познание Бога. И он свидетельствует об этом. И заканчивается этот отрывок тем, что он приходит ко Христу и поклоняется Ему, как источнику Жизни и Света. Таким образом, он обрёл двойное зрение: он увидел этот чувственный свет, увидел солнце и лес, – но он увидел и себя и Бога в этом свете и поклонился Тому, Кто есть истинный Свет. А те, которые были, казалось бы, зрячими, видящими, – они говорят: «Нет, это не Бог, это даже не праведник, это – грешный человек!» Человека, делающего добро, они называют грешным; они сами себя погружают в слепоту. Они отрицают очевидные вещи, и поэтому они сами замыкают себя в слепоте – и уже навсегда. Ибо если человек не познал света, Бога, — то он навсегда пребывает во тьме. Эта тьма не кончится никогда, и наступит ещё более тяжёлое время, когда тьма будет невыносимой. Но человек предпочёл быть слепым, быть на дне, чем обрести свет. Как сказал Христос по этому поводу: «Если свет, который в тебе, есть тьма – то какова же тьма?» Что же ты будешь делать, человек, если свой собственный свет ты погасил? Ты попадёшь в совершенную тьму, где света нет вообще – что ты будешь делать?

Это слово обращено к нам внутрь, мы сами ещё не определились. Мы пришли, вроде бы, к свету, мы пришли, вроде бы, ко Христу. Сейчас большая часть будет причащаться этого Света из Чаши Христовой и пойдёт дальше… – что? Светить людям. Мы пойдём дальше и понесём этот свет людям, мы сделаем их жизнь светлой, радостной, доброй и тёплой. Мы станем светом для окружающих людей, — или мы понесём наши сердца в тьму? От чего это зависит? Все причащаются, но один выходит – и злится, ропщет, не благодарит, ругает, пьёт, делает зло; – а другой, действительно, идёт и светит. От чего зависит? Христос в другом Евангелии сказал нам притчу: «Ты видишь сучок в глазу брата своего – а бревна, которое в твоём собственном глазу, не видишь. Значит, ты слепой. Если ты видишь недостатки в ближнем, ты – слепой человек. Ты ничего не видишь, ты пребываешь во тьме».

Как же не вижу? Вот же, я вижу: он же грешит!

Нет, это – тьма скрывает от тебя очертания вещей. Ночью все кошки серы; ты ничего не видишь и ничего не понимаешь, потому что ты слепой. Слепому представляется на ощупь что-то, и только зрячий видит, что это на самом деле. Для того, чтобы стать зрячим, ты должен увидеть Христа, ты должен встретиться со Христом, прикоснуться ко Христу, позволить Ему жить в твоём сердце, в твоей душе, освещая твой собственный ум. И, пока ум твой пребывает во тьме, ты видишь грехи твоих ближних. Ты это видишь, потому что ты – тёмный и мрачный, в твоём сердце тьма. Обратись ко Христу, открой Ему своё сердце, прими Его Слово, которое есть Свет, прими Его заповедь, которая есть Свет, и освети этой заповедью своё сердце. Ты увидишь, что, на самом деле, тёмный только ты, а всё остальное есть свет. Все остальные люди залиты светом Божественной любви — ты не видишь этого? Значит, ты – слепой.

Священное Писание называет ангелов светлыми, а бесов – тёмными. Священное Писание называет души человеческие светлыми – вы видели этот свет? Макарий Великий говорит, что нет ничего прекраснее на земле души человеческой – вы видите этот свет? Вы видите Божественную любовь? Вы видите, как Бог обнимает мир? Вы благодарите Его за каждый прожитый день, ибо он прожит в Свете Иисуса Христа? Нет? Тогда вы ходите во тьме! Обратитесь к свету, чтобы свет осиял вас, – и вы увидите, что всё – совсем не так, как вам казалось. Все очертания только признак тьмы, которая в нашем сердце. Чтобы этого не было, нужно покаяться, ведь покаяние и есть обращение от тьмы к свету. И, когда мы каемся, обращаемся к свету, светом напитывается наша душа, мы видим светлыми всех, – и светлую жизнь, и любовь Бога, излившуюся в мир Духом Святым. И когда мы причащаемся, мы возрастаем в этом свете, и ходим в свете, и любим, потому что знаем любовь Божью, – это и есть свет.

Если в нас этого нет, то надо покаяться, обратиться к свету, и он осветит наше сердце и покажет, где – истинная тьма, а где – истинный свет, чтобы мы смогли стать подлинными детьми света. Аминь.

Записала Елена Плотникова.

Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/1qaTKxwuozk
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/P4sJyhPccHfURQ

Ссылка на аудиозапись лекции отца Константина на тему: «Смысл Недель от Пасхи до Вознесения Господня»: https://disk.yandex.ru/d/5oLMlg5uO92LfQ

Вернуться к списку

Оставьте комментарий