Открыть видео
Открыть аудио
НЕДЕЛЯ 4-я ПО ПАСХЕ, О РАССЛАБЛЕННОМ
Проповедь отца Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга (15.05.2022).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня — Неделя о расслабленном, и вы слышали евангельское чтение, в котором рассказывается о том, что была в Иерусалиме некая купальня, некий бассейн, обладавший целительными свойствами. Эти целительные свойства не принадлежали ему всегда, — а по временам, когда Ангел Господень сходил в этот бассейн, — и это было видно по особому движению воды, — и в этот момент вода приобретала целительные свойства, исцеляла всякую болезнь, какой бы ни болел человек. Но исцелялся только первый человек, успевший войти в этот бассейн. Надо было караулить, бодрствовать, смотреть, и, как только замечалось возмущение воды, надо было срочно окунуться в неё, чтобы получить исцеление. Естественно, вокруг этой купальни постоянно находилось множество болящих, которые надеялись, что им удастся увидеть возмущение воды; и среди этого собрания людей был некий расслабленный, парализованный человек, находившийся в этом состоянии почти сорок лет. Он, естественно, не мог никаким образом добраться до этой воды первым, поэтому лежал здесь уже много лет — благо это было всё-таки в южных широтах. Его-то и находит Христос, и именно к нему Он подходит. Расслабленный рассказывает Ему о своей беде, говоря: «Как же я могу сойти в воду, когда у меня нет человека?» И Христос его исцеляет, а человек радостно идёт домой, неся с собой ту лежанку, на которой он был, — и совершил промах, потому что в субботу носить с собой лежанку категорически запрещалось. Он был пойман иудеями, которые призвали его к ответу: «Почему ты в субботу носишь лежанку? Есть для этого другие дни.» — на что поначалу мудро отвечал расслабленный: «Тот, кто меня исцелил, сказал мне: Возьми свою лежанку и неси её домой.» Это же логично — послушаться того, кто тебя исцелил! Иудеи стали всячески укорять его, требовать ответа: кто его исцелил? И вот, вновь он встретился со Христом в храме, — и Христос сказал ему: «Смотри — больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего-нибудь хуже!» Но человек, вместо того, чтобы намотать на ус сделанное ему Христом замечание, поступает уже не столь мудро: он сам идёт к иудеям и доносит о том, что он не сам решил понести свою лежанку, — а это Иисус его соблазнил.
Вот такая незатейливая история, но в ней очень много смыслов, — вообще все воскресные Евангелия Пасхальных дней говорят об очень важных для спасения вещах, о чём-то очень важном. И обычно это — слова, связанные со свидетельством о Духе Святом. О чём же говорит именно этот Евангельский отрывок?
Этот расслабленный получил болезнь за свои грехи, поэтому Христос ему и говорит: «Смотри, больше не греши, — как бы не было с тобой чего похуже!» И кондак сегодняшний говорит о том, что душа наша расслаблена из-за грехов и грехами — и поэтому исцеление её необходимо. И мы просим, чтобы Христос предстал и исцелил душу нашу, расслабленную в грехах и неуместных деяниях. Но что значит «расслабленная во грехах»? Ведь нет человека, который бы не согрешил! И мы, когда крестимся, если мы хорошенько подготовились: года три читали Священное Писание, соблюдали все положенные посты, неукоснительно ходили в храм, беседовали со священником, много думали, читали святых отцов — и, наконец, крестились, — то, конечно, при такой подготовке ко Крещению, мы надеемся, что больше грешить не будем. Но, конечно, мы грешим, — что нас немало удивляет: как же так? Мы же не должны грешить, а грешим! И мы снова подвизаемся, чтобы не грешить, усиливаемся — и снова ничего у нас не получается. Мы начинаем читать умные книги святых отцов, собранные под обложкой «Добротолюбия», в надежде, что они-то точно научат нас не грешить, — и они нас ничему не учат. Прочитав «Добротолюбие» в четвёртый раз, заканчивая пятый том, человек понимает, что, на самом-то деле, отцы, написавшие эти тексты, написали о том, как они боролись со грехом, и как грех — частично и часто — их побеждал. Но они вставали и шли снова. Все книги святых отцов говорят о том, что и они — грешные люди, и они тоже были зависимы от греха, но боролись и побеждали; он тоже над ними имел определённую власть, и они падали иногда в ужасные, смертные грехи, — и остаться совершенно безукоризненными они не могли. И человек, угрызаясь, думает: «Как же так? Если они, подвизавшиеся в монастыре по тридцать-сорок лет, не могли не грешить, хотя, в конце концов, и достигли святости, — но, достигнув святости, говорили, что хуже их нет никого на земле, — как же мне, грешному человеку, живущему в миру, — как же мне побороться с грехом? И человек изнемогает, человек унывает, человек отчаивается и понимает, что бороться с грехом — это всё равно, что бороться с ветряными мельницами, — он не может достичь безгрешности, если он не баптист, конечно. Никак и никогда не достичь ему безгрешности, — всё равно он ставится перед неизбежностью греха. Апостол Иоанн Богослов в Первом своём послании говорит, что если человек подумает, что он не имеет греха, или отречётся от этого: я-де — безгрешный, — то он отрекается от Христа, такой человек — лжец, и Христос ему не нужен. Ибо Христос пришёл в мир, чтобы спасти грешников, — и, пока я — грешник, у меня есть надежда на спасение; как только я возомнил себя безгрешным, Христос и Его исцеляющие Таинства, благодать, Жизнь, Святые Дары мне уже не нужны: зачем? Я уже и так безгрешен. Как же получается: я столько лет боролся с грехом — и понял только, что мне его не победить, — что же тогда происходит с человеком? Что принёс Христос на землю? Почему душа моя расслаблена в грехах? Почему душа моя не может не творить грех? Почему я весь полон грехом, — как пленник, как мертвец, лежащий во гробе с придавленной каменной плитой — не могу пошевелиться от окружающих меня грехов? Что со мной происходит, и что мне может сделать Бог? Ведь я прихожу часто в храм не только для того, чтобы попросить каких-то благ у Бога; я ведь хочу и от грехов освободиться, и мне кажется, что это — возможно; и только временами я понимаю, что не могу. Ведь человек, десять-пятнадцать лет приходящий на исповедь, уже со слезами на глазах говорит: «Ничего не получается! Грех по-прежнему победил меня!» И в таком кругу вращается каждый христианин, — не умея понять того, что сделал с ним Христос: Он пришёл не освободить нас от грехов, Он пришёл нас от них защитить и спасти. Когда мы слышим слова: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» — надо понимать, о чём идёт речь. Ведь человек не может не грешить. «Несть человек, иже жив будет и не согрешит. Только один кроме греха.» Что же Он даёт нам? Он даёт нам жизнь, и сила этой жизни — в том, чтобы грех не имел над нами власти. Он совершается, этот грех — по неведению, по немощи — по куче разных причин, — но он не может нас умертвить, потому что Жизнь, живущая в нас, сильнее этого греха. И мы, впадая во грехи, не унываем; падая, мы снова восстаём, скидываем с себя эти грехи — и идём дальше, потому что мы — живые. Отсюда и понятие «смертного» греха, это — особый грех, который убивает во мне жизнь; он не просто пачкает меня — он меня убивает. А все остальные грехи не страшны, потому что Христос сокрушил власть греха над человеком, — если человек живой.
Каждый более или менее нормальный человек иногда моется; кто-то — каждый день, кто-то — раз в неделю, кто-то — раз в год, — но всё равно, он чувствует потребность умыться. Но ведь грязь, которая прилипла к нашему телу, не мешает нам жить; она может вонять, может смердеть, может быть неприятной и каким-то образом раздражать нашу телесность, — но она не мешает нам жить, и мы, смыв эту грязь, вовсе не уверены, — каждый абсолютно точно знает, что через день или через неделю снова придётся мыться. Но это же не вводит нас в депрессию, в отчаяние: что за жизнь на этой земле, что приходится каждый день умываться, каждые полчаса мыть руки, каждую неделю ходить в баню! Ну как жить на этой земле?
Мир лежит во зле. Мы живём в этом мире и, естественно, пачкаемся этим грехом, — но это не значит, что мы не должны жить! Это не значит, что мы не должны делать то, что велит делать нам Христос! Только обращать внимание нужно не на грязь, а на то, чтобы жить! Вот, машина застряла в грязи — мы идём и вытаскиваем машину, а не думаем: «Ух ты! Я же как запачкаюсь-то теперь! Что мне делать-то?» — Идём, вытаскиваем, — и человек едет дальше. Мы видим, что в грязь упала наша серёжка — мы наклоняемся, достаём её, хотя руки у нас грязные. Мы выходим осенью или весной на улицу; кругом едут грязные машины, которые обрызгивают нас грязью; мы идём на работу или в магазин и не переживаем по этому поводу: есть стиральная машина, ванна, душ — мы отмоемся, — но надо жить!
Это — образ жизни со Христом. Он нас оживил, чтобы мы жили и делали то, что Он нам заповедал. А если мы запачкались и пали в грех — для этого есть покаяние, причащение, — но мы должны жить! Страх греха не должен паралимзовать наше желание исполнить волю Божью, сделать то, что Он нам велит. А что Он нам велит? А Он велит нам любить людей.
«Ну ладно, любить, допустим, Серафима Саровского — это я понимаю, очень его люблю; надеюсь съездить и помолиться ему; желательно при этом не встретиться с одним грешником — а то он ещё осквернит меня, и я приду к Серафиму Саровскому грязным. Хочу придти чистым — поэтому буду идти тайными дорогами или в броневике, чтобы не выйти ни на одной остановке, — а то кто-нибудь что-нибудь скажет или спросит, или заставит поговорить — невольно согрешишь!» — Так, что ли?
Любить Серафима Саровского легко, а меня — совсем нет. И любого, стоящего в этом храме, очень трудно любить: он же грешник. И, начиная его любить, невольно прикасаешься ко греху, который в нём: кто-то — унылый, и пытаясь его утешить, приходишь в отчаяние: как его утешить-то? Он не утешается! А другой — жадный, третий — ревнивый, четвёртый — гневный, пятый — похотливый, шестой — постоянно песни поёт разные, неинтересные. И с этим человеком надо жить, любить его, служить ему, помогать ему, заботиться о нём, молиться за него; и я невольно прикасаюсь к его греху, а он опаляет меня либо своей жадностью и гневом, либо ревностью и сребролюбием, и я невольно или вольно впадаю в осуждение, — лучше я и подходить к нему не буду, — и к этому не буду, и к тому не буду — чтобы не согрешить! И получается, что, из страха перед грехом, я перестаю делать дело Божие, я перестаю жить, потому что жизнь во Христе мне дана для того, чтобы я шёл и делал добрые дела, для этого во Христе сотворил меня Бог: «Иди и люби!»
А я — боюсь греха, сижу дома — лучше не выйду: слава Богу, доставка есть, товары доставят, буду сидеть, что-то делать, но не согрешу! И приду на Страшный Суд, радостный, довольный — не то, что эти грешники, в храмы, на работу и в магазины ходящие! Я-то — не такой! Уверенный в себе, я приду, — и скажет мне Господь мой, как тому человеку, который сохранил талант: «Бросьте его во тьму кромешнюю, где будет плач и скрежет зубов!» Ведь именно этим мы занимаемся: пытаемся сохранить талант, чтобы не потерять, не запачкаться. А другие двое слуг с талантами бросились на рынок, бегали в пыли, в поту, в зной, рисковали: а вдруг их выгонят? А вдруг не получится? А вдруг вместо пользы принесу вред? А может, потеряю все эти деньги? Но, в итоге, к приходу хозяина, они удвоили свои таланты и их похвалил Христос. Мы не должны бояться грехов, мы должны бояться не исполнить волю Божью. Мы можем бояться смертных грехов, — и, строго говоря, для христианина, если он — то, что он есть, смертный грех не может его споткнуть, не должен, — если только мы — не то, что мы есть на самом деле. А все многочисленные грехи и грешки — они ничто, Христос их все смыл на Кресте Своею пролитою Кровью, и в таинстве Причащения мы об этом и говорим: вот, мы сюда приходим, сейчас, через минуту выйдет священник с Чашей и скажет: Ты, Господи, пришёл в мир грешников спасти, из которых я — первый! И каждый из нас мысленно к этому присоединяется: «Да, Господи! А я после батюшки — второй! А я — третий! Я — четвёртый!» — все в очереди выстроились, один грешник другого краше. Но мы здесь омываемся, очищаемся, и все наши грехи убеляются, как снег, потому что мы очищаемся не для того, чтобы достичь безгрешности, а для того, чтоб иметь силы жить и любить и выходить за порог этого храма, и нести радость, мир, любовь, смысл, утешение тем людям, которые там живут, — вот для чего христианин. А мы — из страха, из-за власти греха над нами расслабили силы, потому что потеряли жизнь. Надо прикоснуться ко Христу, надо попросить Его вернуть нам потерянную жизнь, потерянную любовь, потерянную радость, — вед это было когда-то, — когда мы крестились или когда обратились ко Христу: «Верни мне жизнь, Господи! Я хочу жить, чтобы делать добро, чтобы служить людям, чтобы любить, чтобы утешать. Чтобы поднимать падающего, чтобы помогать изнемогающему, чтобы питать голодного, чтобы всем, кто печален и уныл, говорить: Христос воскресе!
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Евгений Панферкин
Текстовая запись: Елена Плотникова.
Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/aw1cKmC3KK0
Аудиозапись: https://disk.yandex.ru/d/UJgPxh8B4zSAAg