Вернуться к списку

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Открыть видео
Открыть аудио
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

12 июня — престольный праздник в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга, а так же день хиротонии* нашего дорогого отца Константина.
Община будет поздравлять своего батюшку. Традиционной воскресной лекции из цикла «Беседы по Исааку Сирину» в этот раз не будет.
_________________________
* Рукоположение отца Константина во иерея было совершено в день Святой Троицы 4 июня 2017 года в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом.
_________________________

В этот праздничный день мы вновь возвращаемся к разговору, состоявшемуся у отца Константина Корепанова 3 ноябрь 2019 года в воскресной школе г. Верхняя Пышма. О Святой Троице в аспекте созидания и жизни в церковной общине. О жизни, к которой мы призваны. В этот раз добавлена текстовая запись беседы, сделанная Еленой Плотниковой и Светланой Наумовой.

Занятие 6. Бог Троица. Жизнь церковной общины (03.11.19)
Мы говорим о втором члене Символа Веры. «И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша»

Хотелось бы еще, останавливаясь на этом члене Символа Веры, акцентировать ваше внимание на двух таких, обычно ускользающих от нашего внимания явлениях свидетельства нашей веры. Первое — это то, что касается Святой Троицы, о которой мы говорили. Вы – взрослые люди. Большая часть из вас – с высшим образованием. Но, если я вам буду говорить о Святой Троице так, как о ней надо говорить, вы меня не поймете. Вы, конечно, будете слушать, и пытаясь, усиливаясь понять, что я имею в виду, вы будете тратить силы, – недавно прочитал, что умственная энергия забирает большую часть силы организма; когда человек думает, он тратит энергии больше, чем, когда он работает, – но при этом у вас ничего не получится. Вы будете пытаться понять, а у вас не получится. Это при том, что вы — взрослые люди, и у вас уже заведомо ум способен воспринимать рациональные вещи, — но вам это будет трудно. А когда мы говорим ребенку? С ним вообще не нужно говорить об этом. Конечно, Святая Троица – это очень важный, — может быть, как говорит Иван Васильевич Киреевский, – важнейший аспект нашей веры, важнейшее фундаментальное свидетельство нашей веры. И не случайно мы крестим во имя Отца и Сына и Святого Духа, и говорим Троичное исповедание во время Крещения. Но человек должен дорасти, — внутренне, духовно дорасти до способности воспринимать тайну Святой Троицы. Это не столько рациональный дискурс, сколько усилие воли, направленной ко Христу. Но это, все равно, — плод определенных духовных усилий и определенного развития человека, поэтому ребенку об этом говорить это не надо. Мне часто вопрос задают: «Как ребенку рассказать о Троице?» Никак. Не надо об этом говорить. Надо говорить о Боге. Вы ничего в этом не умаляете, потому что Бог у нас — один. Он называется Святая Троица. Его внутреннее бытие – это, действительно, — то, что мы говорим о Троичном догмате, но, вообще-то, это – Бог единый, щедрый, милостивый. Ребенку важно рассказать не о том, какова Его внутренняя структура или какие у Него свойства, – ребенок этого не понимает, он не может этого понять, он – ребенок, – ребенку надо говорить о том, как Бог его любит, как Бог о нем заботится, какой Он щедрый, какой Он милостивый, какой Он сильный. С этого начинается вхождение в веру. И, прежде всего, ребенка, когда он вырастает, интересует именно опыт чужой веры, опыт веры его родителей, опыт веры его знакомых, опыт веры его друзей. Он должен увидеть, пережить, понять, что Бог, действительно, — живой, Он действительно слышит, реагирует. И только через этот опыт переживания Божественного бытия человек становится верующим. Важно понимать, что Бог – это не есть некая абстракция, некий принцип, некое допущение, которое не имеет отношения к жизни человека. Важно говорить и вам самим, и ребенку постоянно говорить о том, что Бог – это живое, могучее Существо; Он всегда здесь, всегда с нами, всегда в нас, если мы причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа, Он всегда слышит шепот нашего сердца. Об этом надо говорить ребенку, и чаще напоминать об этом себе, чтобы вера наша не умалилась. А размышления о природе Бога – это тоже ценная вещь, но она не обязательна. Некоторые люди, которые получили от этого дар Божий, этим занимаются. А обычному человеку дается опытное знание Бога, а не размышления о Нем. Знать Бога гораздо важнее, — намного, неизмеримо важнее, чем знать о Нем. Жить с Ним гораздо важнее, чем о Нём читать. Молиться Ему гораздо важнее, чем размышлять о Его природе. И этому надо учить ребенка.

И второе, что хотелось сказать о Троице. Только один аспект расскажу вам, потому что он может помочь вам принять некий образ жизни. Бог наш – есть единое целостное Бытие, в котором три ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. И каждая из этих ипостасей не является единым владетелем Божественной природы. Но каждая ипостась все свое Божественное бытие отдает другим ипостасям. То есть, Отец свое Божественное бытие, — все, что у Него есть, — отдает Сыну, а Сын всё, что у Него есть, отдает Отцу и Духу, и Дух — все, что у Него есть, всё это полное Божественное бытие, — отдает Сыну и Отцу. И, таким образом, Они и достигают полноты единства: всё, что есть у Одного, есть у Других. Поэтому Бог достигает единства. У Них всё — одно на Троих, потому что никто ничего в этой жизни не называет Своим. И поэтому достигается полное единение, а полное единение Трех и является состоянием, которое, когда мы в него входим, когда мы к нему прикасаемся, мы называем словом – «любовь». Это не наша любовь, как она есть, как мы ее себе представляем. Но, когда человек прикасается к тайне Троицы, он переживает огромный, неизреченный опыт любви Божией. И поэтому все мы, как Церковь, призваны именно к такому бытию. И именно это бытие будет бытием Божественным. Именно это и будет в Царстве Божием. И тот, кто к этому не готов, не способен и не хочет в этом участвовать, не сможет там жить. А это бытие предполагает, что каждый человек ничего своим не считает. Он все отдает своим братьям в Церкви, – все свое время, все свои силы, все свои возможности, — все, что у него есть, – он отдает. И эта способность отдавать безраздельно все и делает человека способным к тому, чтобы жить с Богом, делает способным жить в Царстве Божием. Другого Царства Божьего не существует, потому что Царство Божие – это Церковь, где у нас — одна природа, одно бытие на всех. И мы можем уместиться в этом бытии, если безраздельно готовы делиться всем, что у нас есть, — иначе нас просто не вместит это Царство Божие, мы не сможем там жить. Поэтому вся наша земная жизнь есть опыт подготовки к этому бытию. В книге «Деяния святых Апостолов» есть сюжет, что на апостолов сошел Святой Дух. Мы празднуем это событие в праздник Святой Троицы, – сошествие Святого духа на апостолов. И, когда Святой дух сошел на апостолов, апостол Петр вышел и начал проповедовать о милости, щедрости Бога, о том, что благодать излилась, — и теперь мы подобны Богу. И от этого одного его слова, сразу, в тот же день, крестились три тысячи человек; на другой день еще почти столько же крестилось. И дальше про них сказано: «И они стали продавать свое имущество и приносить его апостолам». Они не могли, – это благодать так действовала, – ничего сделать с собой. Они не могли позволить себе пользоваться чем-то сами для себя, если они не делят это с другими. Это было невыносимо, — такая была полнота Духа, что они не могли присвоить себе ничего, они все отдавали. И, когда они это делали, про них сказано в книге «Деяния святых Апостолов»: «И было у них одно сердце». Потому что, когда ты отдаешь человеку всё, у тебя с ним — одно сердце. Такой должна быть Церковь. Понятно, что мы сейчас очень далеко ушли от этого. Ушли не потому, что Бог обессилел, а потому, что мы перестали в это верить. Мы перестали верить, что, на самом деле, в Церкви мы должны быть людьми, безраздельно отдающими себя другим.

Окончание текстовой записи лекции доступно по ссылке, прикрепленной к этому сообщению.

Вернуться к списку