НАСТАВЛЕНИЯ СВ. ИОАННА КАССИАНА РИМЛЯНИНА
ГЛАВА 8. Борьба с духом гнева.
Курс священника Константина Корепанова в передаче «Читаем Добротолюбие» на телеканале «Союз».
Глава 8 «Наставлений св. Иоанна Кассиана» содержит записи четырех выпусков передачи «Читаем Добротолюбие», выходивших в эфир на телеканале «Союз» с 29 июня по 20 июля 2020 года, и объединенных темой «Борьба с духом гнева».
Статья: https://vk.com/@korepanov_site-borba-s-duhom-gneva
Аудиозаписи отдельных выпусков: https://yadi.sk/d/59hg5alNebWbdA
Видеозапись на нашем канале в YouTube: https://youtu.be/kRrI6AoOcrY
Плейлист курса в ВКонтакте: https://vk.com/videos275816365?section=album_19
0:00 — Выпуск от 29 июня. Мы уверены, что гнев – это нормальная реакция здорового человека на ту ситуацию, на тот мир, в котором этот человек живет. Так ли это? Допустим ли гнев для христианина, особенно, если он постоянно причащается Тела и Крови Иисуса Христа?
Почему мы гневаемся? Наше возмущение, наш гнев всегда порождены нашим неведением в отношении собственных слабостей и нашим стремлением к комфортному бытию.
Но почему нас мир раздражает? Нас раздражает то, что мы живем в некомфортных условиях, мы живем в мире, а он некомфортный. А мы ждем, чтобы мир отвечал всем нашим пожеланиям и был нам приятным и удобным.
Мы пришли в этот мир, где мы странники и пришельцы. Наш дом на небесах, мы уйдем домой, где будем жить вечно. Чего же нам возмущаться тем, что этот мир, лежащий во зле, место нашей ссылки, нашего заключения, место подвига, смирения, терпения, молитвы, очень неудобен для нашего существования? Он и должен быть таким. И мы не должны любить мир, мы должны любить людей в этом мире. Но любить людей именно таких, какие они есть. Не идеальных людей, а вот этих, живых, молясь за них, помогая им, жалея, милуя, прощая, переживая вместе с ними, поддерживая их, вдохновляя, утешая. Когда надо, вразумляя. Мы должны любить этих людей, а мир, в котором они живут, должны ненавидеть.
А мы любим мир. Наш гнев в отношении тех событий, которые происходят в этом мире, показывает, что мы хотим, чтобы уже здесь наступило место нашего отдыха и упокоения, чтобы здесь было хорошо. Мы не хотим взять крест, не хотим страдать, не хотим изменять себя в смирении и молитве, чтобы стяжать любовь. Мы хотим, чтобы изменился мир.
21:11 — Чаще всего мы гневаемся на конкретного человека, пытаясь его чему-то научить. Мы и на коллективное бессознательное сердимся, но чаще всего сердимся на конкретного человека: он плохой, он должен быть другим. И в сердцах ему об этом говорим. Но гневаться на человека, который ведет себя неправильно, подобно тому, что бить больного человека за то, что он болен. Мы гневаемся не потому, что хотим реально что-то исправить, а нам просто нравится это состояние возмущенной правды.
Только вера, любовь, терпение могут что-то исправить, вылечить человека, поправить его духовное здоровье. Но для этого нужен труд, в первую очередь – труд молитвенный. А мы всегда стараемся сделать проще: накричал – и пошел дальше, не вмешиваясь в жизнь этого человека.
24:47 — Выпуск от 6 июля. Непрощенная обида. Она опасна тем, что через несколько дней острота ее уходит, обида чисто естественно забывается.
Даже если мы формально подошли к обидевшему нас человеку и вроде бы как бы простили, но если сразу отношения с ним не наладились, не восстановились именно в том самом ключе, в котором они были до обиды, значит, мы всё же этого человека не простили. Именно неспособность так же легко с ним общаться, как до обиды, показывает, что мы его не простили. Взаимосвязь тяготы на сердце и непрощенной обиды со временем теряется; мы не чувствуем, что это как-то связано с обидой, потому что обиды мы уже не помним, и нам кажется, что мы простили. Но если простили – иди так же смейся, улыбайся, радуйся с этим человеком, как было до обиды. Не можешь? Значит, не прощена обида и в сердце твоем боль и горечь греха.
33:52 — О природе гнева. Гнев, как и любая другая страсть, паразитирует на здоровом чувстве, вложенном Богом в наше естество.
Гнев – это не просто наша реакция на зло, и уж тем более не реакция на то, что нам не нравится. Хотя в обычном падшем состоянии именно это является гневом: мы просто гневаемся на то, что нам не нравится, неприятно, на то, что не соответствует нашим представлениям, ожиданиям, планам и так далее. Но гнев – это мобилизация всех наших человеческих сил на то, чтобы зло остановить. Если бы не было гнева, то сопротивляться злу естество не смогло бы, это именно отторжение от зла. Если человек зло останавливать не собирается, то никакого смысла мобилизовывать естество нет.
Из этого два вывода:
Первый. Человек должен иметь четкое представление, что в данной ситуации зло, которое он собираемся останавливать, может быть, вовсе и не зло.
Второй. Мы должны иметь дерзновение борьбы. Мы должны постоянно бороться со злом, и только эта постоянная борьба со злом делает нас способными выступить против зла.
В большинстве случаев (90%) люди, выходящие на борьбу со злом, не побеждают, а умножают его, потому что они не знают, что такое зло, и не способны с ним бороться.
50:08 — Выпуск от 13 июля. Может ли гнев быть праведным? Гнев будет праведен, если человек действительно восстает против зла, и это его восстание против зла есть воля Бога. Чаще всего гнев неправеден, потому что не направлен на зло, направлен на то, что злом не является и остановить его гневающийся не может, да и не желает.
Как научиться отличать зло от добра? Человек должен научиться видеть собственное зло и гневаться на него. Если он этого не делает, если он этого делать не умеет, если гнев его на собственное зло небольшой, невеликий, то сто процентов всякий его гнев, куда бы он ни был направлен, абсолютно никакого отношения к Божьему праведному гневу не имеет. Это просто дьявольские силки, он просто дает место дьяволу, он просто тешит собственную гордыню и собственное самолюбие. Если человек не гневается на зло внутри себя, у него нет никакой возможности различать зло в этом мире и нет никакой возможности это зло когда-нибудь остановить.
Если человек не научился гневаться на себя, он просто слеп. Раз он не видит зла даже в самом себе, он не видит зла вообще. Это просто прелесть, слепота. Он кидается на то, что ему представляется злым, точно так же, как Дон Кихот боролся с ветряными мельницами, потому что думал, что это страшный злодей, великан, который все разрушает вокруг. То же самое представляет наша борьба со злом, если мы не боремся со злом, которое внутри нас.
1:01:29 — Можно ли победить гнев, отгородившись от людей? Иоанн Кассиан свидетельствует об фундаментальной ошибке. Устав от суеты вокруг, человек часто думает: «Если не будет раздражающих факторов, то я буду спокойно молиться. Если моей семьи, моей работы, глупых людей, скверных родственников, тупых начальников не будет, то я могу наконец посвятить себя нормальной молитвенной жизни, я смогу смиряться и молиться». Но ведь так не бывает, ведь само смирение и возможно только при наличии каких-то раздражающих факторов, без них мы не можем смириться. Именно принимая раздражающие факторы и не отвечая на них раздражением, мы с миром их принимаем, то есть смиряемся, понимая, что, наверно, в этом воля Божья; наверно, человек немощен; наверно, он несчастен; наверно, у него есть причины. А когда я ответственность за свои грехи перелагаю на других людей – это не христианство. Смиряться мы можем тогда, когда есть с чем смиряться, когда есть что-то, что не по нашей воле, не по нашей прихоти, не по нашим желаниям.Чтобы этому состоянию научиться, чтобы его стяжать, для этого надо понять, что ты не пуп земли, что ты не являешься главным в этой жизни, и принять то, что есть законы, тебе не подвластные, ты должен под эти законы подстроиться, ты должен с миром их принять. Не ты хозяин этого мира, не ты управляешь судьбами людей, не тебе решать, что сейчас делать, а есть на это твой Хозяин, который велит тебе принять это, пережить вот это и сейчас сделать именно вот это. Этому и учит смирение. Если ты отказываешься от этих вещей, ты отказываешься от смирения. Братья, приход, трудовой коллектив, семья то место, где я не только должен смириться, но я могу смириться, то есть то место, где я могу победить свой гнев, стяжать молитву за ближних, стяжать любовь к ним и только после этого могу уйти в уединение. Общежитие дает первоначальный опыт исполнения заповедей, возрастания в вере и благодать именно через обуздание своего гнева и раздражения, когда я стяжаю молитву и смирение как плоды веры и действия благодати.
1:14:46 — Выпуск от 20 июля. Окончание разговора о том, что уединение для страстного человека не полезно.
Если человек не в состоянии переносить немощи ближнего, не может носить тяготы другого, соответственно, не может исполнять евангельский закон, закон Христа – значит, он не смирился, он превозносится над людьми, осуждает их. Выходя в пустыню с таким состоянием сердца, естественно, человек готовит себе погибель.
Вторая мысль: уединение опасно тем, что страсти прячутся во время уединения. Это особенно характерно для современных уединенников, которые запираются дома, ища там молитвенного уединения, отрешенности. Когда человек пребывает в уединении собственной квартиры, ему, естественно, кажется, что все страсти побеждены, отступили, потому что нет раздражающих факторов: телевизор молчит, рекламу он не смотрит, с людьми не общается, живет один.
Уединение купирует страсти; оно их не изгоняет, не очищает сердце, оно только делает их невидимыми. Болезнь есть, но она, как сейчас принято говорить, проходит бессимптомно. Наша душа разрушается, мы гибнем, но этого не знаем, потому что никаких внешних проявлений того, что мы гибнем, нет. Люди могли бы нам это рассказать, но мы их, как единственное врачевство и лекарство, выгнали из своей жизни, поэтому пребываем неисцеленными.
Апостол Павел говорит, что закон Христа состоит в том, чтобы носить немощи друг друга (см. Гал. 6, 2). Если мы не в состоянии носить немощи друг друга, то этим свидетельствуем, что исполнять закон Христа мы не хотим и исполнять не будем – мы хотим удобного, приятного уединения, в котором пребываем в самообольщении. Вот что мы ищем себе на погибель.
Опубликованные нами главы:
Глава 1. Цель и конец подвижничества
https://vk.com/wall-156269624_1913
Глава 2. Каким должно быть наше отречение от мира
https://vk.com/wall-156269624_1925
Глава 3. О борьбе плоти и духа. Теплохладность.
https://vk.com/wall-156269624_1927
Глава 4. Общее очертание страстей и борьбы с ними. Типология страстей. https://vk.com/wall-156269624_1935
Глава 5. Борьба со страстью чревоугодия.
https://vk.com/wall-156269624_1955
Глава 6 . Борьба с духом блуда.
https://vk.com/wall-156269624_1980
Глава 7. Борьба с духом сребролюбия.
https://vk.com/wall-156269624_1986
Вернуться к списку