Неделя 6-я по Пятидесятнице.
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Сергиевском женском монастыре в с. Алексеевка Саратовской области.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали в общем-то, хорошо известную Евангельскую историю о том, как Христос проводил исцеление. Ходит Он по Земле Святой иудейской, по Палестине, и творит, как бы мы сказали, чудеса. Мы очень любим чудеса; все любят чудеса, – но, на самом деле, Он творил исцеления, а не чудеса, но мы так привыкли воспринимать. Когда Его просят сотворить чудо, Он отказывается это делать всякий раз, когда Его просят именно чудо сотворить, – в том числе, когда чуда просим мы сами: “Господи, ну дай чудо! Ну сделай так, чтобы он уверовал! Ну покажи ему, что Ты есть!” – и ничего не происходит, не получается. Он не творит чудес в том смысле, в котором мы их просим. Он не маг, не волшебник, не кудесник, Он – Бог.
“Если тебе нужно здоровье, Я тебе его дам, только скажи, зачем? Что ты будешь делать дальше со своим здоровьем? Для чего оно тебе нужно?”
– я буду в храм ходить.
Хорошо, – возьми здоровье.
– я не могу на юг ездить, потому что у меня здоровья нет.
Ну, так может, хватит, поездил уже, остановись!
– я работать хочу!
Зачем?
– ну, хочется: привык я работать!
Нет, надо подумать о душе, хватит работать. Если тебе семью кормить надо, – конечно, тогда вот тебе здоровье, иди и корми свою семью. Но если ты просишь просто так, то просто так не дам. Скажи, зачем.
И вот, Он ходит и творит исцеления. Он исцеляет людей: язвы, болезни и расслабленность, – как в нашем случае.
И вот, принесли некие люди расслабленного человека, – парализованного, по-нашему говоря. Неизвестна причина, – то ли позвоночник у него перекосился, то ли инсульт у него, то ли ещё что-то – обездвижиться человек может по-разным причинам. Но вот, его принесли к Господу – и Он простил ему все грехи; а простив грехи, исцелил. И много шуму было там оттого, что Он простил грехи, но я хочу сказать о другом, – о том, что́ нам ближе.
Ведь этого человека кто-то принёс; он ведь сам ходить не может. И мы не знаем, веровал ли он, или нет; мы не знаем, что́ он им говорил; нам ничего не сказано, мы только знаем, что у него нашлись друзья, которые принесли его ко Господу, которые шли долго ли, коротко ли, которые ждали в очереди, – а в некоторых случаях и не ждали, а разобрали крышу дома и опустили прямо пред лицо Господа своего больного друга. И эта история – о том, как нужен человеку другой человек.
Вот ещё одна история об исцелении. Лежит некий человек, тоже расслабленный, тридцать восемь лет. Лежит и не может войти в волшебный источник, чтобы исцелиться; лежит и лежит, лежит и лежит. И, когда его встречает Христос и спрашивает: “Что лежишь-то?” – он говорит: “Человека нет у меня, который бы взял бы и опустил меня в эту купель, – нужен мне человек.”
И вот, Бог устроил мир таким, что человек человеку нужен; нужен для спасения, и это – чудо его устройства. Никто не может спастись один, – никто!
“Ну как же, батюшка Константин, – Антоний Великий же спасся!” Нет, не спасся. Он жил один, но кто-то раз в полгода приносил ему – что? Хлеб, немного хлеба: много ли надо святому человеку? Но этот человек хлеб приносил; он этот хлеб сам вырастил и этот хлеб принёс. Потому что без этих сухарей и Антоний бы не выжил. И дальше – больше: когда он думает, что достиг совершенной святости, Бог посылает его в Александрию к башмачнику, – к сапожнику: “Иди, поучись! Вот совершенный человек!” И Антоний пошёл и поучился, – даже Антоний без человека не может. Или, когда нужда была у Церкви, Ангел явился и послал Антония в Александрию, где надо было сказать людям слово Истины, и он пришёл и сказал.
Человек нужен человеку, поэтому Бог спасает людей в Церкви, – не в одиночку, а в Церкви; и без Церкви спастись невозможно. Не просто собираясь здесь и вместе молясь на Литургии, – но мы должны почувствовать не только плечо сестры или брата, но и его боль или её радость, его потребность или то, что́ он может мне дать.
Я не могу отремонтировать сантехнику в моём доме. Я, конечно могу этому научиться; посижу в интернете – Ютуб в помощь, – я научусь, худо-бедно (качественно всё равно не получится, – но как-то отремонтировать свой кран смогу), но сколько на это уйдёт времени? Так же я смогу отремонтировать свою машину (если, правда, полгода поучусь этому специально) – а может, и не смогу: всё зависит от того, какая поломка. Мне нужен человек, который умеет это делать, – чтобы, например, я приехал к вам. Есть такой человек, который помогает всем нашим в общине людям ремонтировать машины; сам он верующий, и помогает другим. А нужно ещё накормить, а нужно ещё одеть; это простые социальные связи, но они помогают нам понять главное: я один жить не могу, мне нужны люди, которые что-то умеют делать лучше, чем я.
И что я должен сознавать? Я должен сознавать, что эти люди мне нужны, и я для чего-то этим людям нужен. Значит, я должен этих людей ценить и должен каждого благодарить: того, кто помыл пол в моём доме, того, кто помыл мне посуду, кто сварил мне ужин, кто пошил мне одежду – неважно, детскую ли распашонку или иерейское облачение, – кто-то это сделал, и он умеет это делать, – и я должен ему не просто формально сказать: “Спасибо, вот тебе 100 рублей!”, – я должен быть ему благодарен, потому что без этих людей жизнь была бы невозможна. Это так – во всём мире. Кто-то сейчас сражается неа фронте и отдаёт свою жизнь, кто-то для них что-то шьёт или делает снаряды. А кто-то – молится, кто-то прокладывает дороги, – вот, я ехал по чудеснейшей дороге; просто ехал и Бога благодарил за тех людей, которые такие чудесные дороги сделали, потому что думал, что, только съеду с М5, – всё, пойдут буераки, лес и горы, и заблудишься где-нибудь, а ночь наступает, – нет, оказалось, – чудесные дороги. Да, не как в Голландии, не освещенные пока, – но они чудесные. И кто-то это сделал, кто-то дал деньги, кто-то организовал – а кто-то честно выполнил свою работу. Понимаете? И это нужно чувствовать. Нужно чувствовать себя частью одного большого целого, частью семьи, частью народа, частью церковной общины. Чувствовать, что я нужен им и мне нужны другие, – чтобы, когда у меня горе, я бы не замыкался в себе, а позвонил: «Помоги, сестра, помолись! Или прибеги: надо посидеть с ребёнком, или ещё что-то сделай. Мне нужна твоя помощь.» Но при этом воспринимать эту помощь, понимая, что сестра свое время, свою жизнь уделила, чтобы мне послужить, чтобы мне что-то отдать, чтобы мне как-то согреть меня, помочь мне. И тогда, если мы почувствуем себя частью целого, это будет уже не просто коллектив, – нет: это совершенно особое устроение, когда мы начнём изнутри чувствовать, как много мне дают другие люди, как много они для меня делают, – как и то, что они делают ведь за счёт себя, понимаете?
Она могла бы посидеть у телевизора, а вместо этого идёт, к примеру, шить мне облачение. Она могла бы пойти в лес за грибами, и ей очень хочется, — но она идёт сидеть с моей бабушкой или с моей мамой, она отдает мне жизнь свою. Это и есть христианство, и этому нас учит Христос, Он ведь жизнь Свою отдал за нас, – за каждого. Столько, сколько Он, отдать не может никто.
Но мы, христиане, призываемся так воспринимать свою жизнь. И только тогда мы живём, когда мы отдаём себя другим людям; и только тогда мы христиане, когда мы ощущаем дар другого человека. Вот ребёнок, – ну, скажем, мой сын или ваша дочь. Я говорю: «Дочь, сходи в магазин.» И она идёт. Мы воспринимаем это, как должное: куда деваться, ведь дочка же, пусть только попробует не сделать, я ей ничего не дам, планшет не дам, и никуда не денется. Побежит, как миленькая. Ну да. И все так живут.
А если воспринять, что дочка оторвала себя от любимого дела и пошла туда, куда я её послал, хотя это может лично ей и не нужно, будет восприниматься, как ее дар мне. Это и есть любовь: когда она могла бы купить себе мороженку, а покупает мороженку брату. И брат должен оценить, что это — дар, что сестра от себя оторвала и отдала ему.
И муж должен понимать, что когда он возвращается и находит дома горячий ужин, это — дар его жены, – и Бога, и его жены. Поэтому он благодарит и Бога, и жену. Вот так нужно учить жить себя и других. Это и есть христианство, это и есть жизнь. Да, в ней есть ещё место и молитве, и покаянию, и много чему другому. Об этом тоже, может быть, сегодня поговорим. Но главное – это научиться быть благодарным; благодарным каждому человеку, который мне хоть чем-то помог, потому что он в этот момент разорвал замкнутость на себе и открылся мне: сказал слово, утешил, помог, вошёл в мою нужду, в мою потребность, что-то сделал не для себя, а для меня.
А мир говорит иначе: “Забудь всех, живи для себя. Один раз живёшь. Деньги заработал — истрать на себя. Нет у тебя свободного времени. Ты отдыхаешь – отдыхай. Нечего тебе тратиться на других.” И мы противостоим миру, противостоим сатане в этой своей потребности и желанию что-то сделать для другого человека, и благодарить, когда другой человек что-то для меня делает.
И особенно это важно в монашеской общине. Это – самое важное для монашеской общины, потому что здесь люди собраны для того, чтобы стяжать любовь. А любовь стяжевается, в первую очередь, тогда, когда мы отказываемся от чего-то для себя и делаем для другого. Мы можем помолиться за себя. У нас мало времени, много послушаний. Я не могу, у меня сил нет, я спать хочу. Мне надо помолиться за себя. Но приходит сестра и плачет: “Мне плохо, у меня уныние. Я не знаю, что делать.“ Я вместо того, чтобы молиться за себя, молюсь за нее: “Господи, да Бог со мной, сестре помоги, ей сейчас тяжело. Очень. Помоги.”
И вот, когда мы будем молиться за каждого брата и сестру, которая нуждается в помощи и поддержке, отдавать ему что-то и, главное, молиться за него, тогда мы почувствуем, как внутри нашего сердца забил источник живой воды, как там вдруг оказалась благодать, которая меня утешает, хотя я молился за другого; которая мне помогает, хотя я в этот момент думал о другом и помогал другому. Отдай свое сердце другому человеку, свое время, свою жизнь, свою молитву другому человеку – и Бог напитает тебя сторицей, и даст тебе больше, чем ты мог даже мечтать. Но ты должен оторвать от себя. Вот это и есть: кто отдаст душу свою ради Меня и Евангелия, тот обретет вечную жизнь. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Оператор: Наталья Фоменко
Текстовая запись: Елена Плотникова, Светлана Наумова
