Хранить Предание.
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга в четверг 27-й седмицы по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня в Апостольском чтении апостол Павел обращается к своему ученику, апостолу Тимофею: Стой, – говорит он ему, – в вере и держись того, что тебе передано, потому что есть много разумного (называет он это лжеименным разумом), увлёкшись которым многие люди отпали от веры. Эту заповедь апостол повторяет не впервые; много раз он об этом говорит, – чтобы люди держались того, что им передано, держались бы преданий, держались бы того, что они услышали от апостолов. Это предание есть благодать Святого Духа. Ибо не книги читали они, и не многочисленные повествования и рассказы о жизни святых они слышали. Вместе со Словом о Христе давалась благодать Святаго Духа через возложение апостольских рук, через крещение. И когда на них сходил Дух Святой, они веровали. Именно эта вера соединяла их со Христом, и во Христе они обретали все сокровища премудрости. Бог открывал им все, что нужно было познать, все, что им необходимо было для жизни, всю волю Божью, которую необходимо было принять каждому конкретному человеку. Всё – во Христе. Всё – через Христа. В нём мы имеем всю полноту, все сокровища; и о чем бы мы ни попросили Его, – о том, чтобы узнать, что́ делать, как быть, как поступить, почему это, а почему так, – если это действительно необходимо нам для жизни, Бог всё даст и всё откроет. Но параллельно с этим всегда существует знание, которое только кажется таковым, которое имеет только вид мудрости, хотя выглядит именно очень и очень мудро. И человек всегда, – и во времена апостола Павла увлекался этой мудростью, как-то стремился к этой мудрости, лжеимённой мудрости, ибо истинной мудрости нет у человека, который не знает Христа. Но человек всегда любопытен, он всегда хочет знать то, что ему интересно – неважно, в каких областях. Изучать ли Священное Писание или библейскую науку, изучать богословие или физику, или биологию, или социологию, или психологию, – что угодно; человеку это всегда интересно: “А почему так? А как оно на самом деле?” И вот, апостол Павел с переживанием говорит, что, увлекшись таким знанием, очень многие уже в его время отпали от веры. Не только в наше время, когда философией люди занимаются, и когда колдунов много, – в любое время, даже в времена апостола Павла, – человек может, увлёкшись соблазном знания, может отпасть от веры. А как это – отпасть от веры? А так, что человек, верующий знает, что во Христе – вся премудрость и все знания; он знает, что все в мире управляется Богом; он знает, что все в мире устрояется Богом человеку ко благу. И он верует такому Богу, молится такому Богу. Что́ бы с ним ни случилось, он постигает эту Божественную любовь, – в любом обстоятельстве своей жизни верующий человек приобщается к любви Божьей. Это и есть вера. Не важно, мучают ли его бесы или мучает его сосед. Неважно, валятся на него деньги или скорбные обстоятельства; неважно, болен он или здоров; неважно, гнетут его или хвалят, – в любом этом обстоятельстве человек познает Бога. В любом этом обстоятельстве человек открывает для себя Бога. В любом обстоятельстве Он приобщается той благодати, которая скрыта в этом обстоятельстве, в этом событии и приобщает его к Богу. И человек, – ходит ли он, спит ли, думает ли, читает ли, смотрит ли и готовит ужин, моет посуду или делает домашнее задание, – он всегда со Христом, всегда во Христе, всегда в Духе, всегда в мире, всегда в любви Божьей. Когда человек забывает об этой вере и хочет познать: а почему? а зачем? а для чего? а как? – сам по себе, вне Христа, хочет сам разобраться во всех этих вещах, – он как бы отодвигает Бога: “Подожди, я сам попробую это понять. Я сам попробую в этом разобраться. Я сам хочу знать. Мне очень соблазнительно быть таким же умным, как Ты”. И, фактически, он делает то же самое, что сделали Адам и Ева – он вкушает плод познания добра и зла. Он судит и рассуждает, очень часто судит людей, очень часто рассуждает о вещах, о которых не имеет никакого понятия. И, в конце концов, увлекшись гордыней, он низвергается в глубину зол, вот так же, как наши праотец и праматерь, которые не доверились тому, что открывал им Бог, а захотели сами узнать, как оно есть…
«И поэтому человек отпадает от веры, и он теряет возможность воспринимать свою жизнь как дар Божий. Жизнь во Христе и со Христом – это ведь удел смиренного. Это удел тех, про кого Христос сказал, «Если не смиритесь и не будете как дети, не можете войти в Царство Божие». А дети радуются Богу, обнимаются с Ним, благодарят Его и все попечение отдают Ему. А те, которые ещё не дети, говорят: не мешай, отойди, дай разобраться, я сам, не лезь! Это слова, которые говорит душа не смирившаяся, душа гордая, – и Бог отходит, оставляет человека наедине с самим собой, оставляет человека на его волю и прихоти: Попробуй сам. Посмотришь сам, – будешь ли ты иметь сокровище вечной жизни, или нет. И вот нам-то надлежит всем держаться Предания, доверять Богу, не пытаться понять ни те события, которые происходят в нашей жизни, ни те события, которые происходят в жизни нашей страны или мира. Мы ничего не узнаем про них, мы только погрузимся в ложь, которая в наше сердце внесёт тьму, раздражение, ненависть или еще что-то гораздо более худшее – неверие и отчаяние. А на самом деле, просто можно довериться Богу, и Бог откроет тебе то, что тебе необходимо знать. Ведь мир устроен не так, как мы думаем: “Дай мне понять, разобраться, – и я поверю, что это Твоя воля, Твой промысел, Твое дело”. – Нет, не так. Сначала поверь – доверься, прими все, что Я тебе даю, – и тогда, только доверившись и смирившись, ты сможешь понимать то, что Я делаю, если Я захочу тебе это открыть. Аминь».
Автор: Константин Корепанов
Оператор: Сергей Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова
Желающие поблагодарить батюшку, помочь его семье, могут делать это по одной из двух их карт:
1) Карта в Сбербанке 2202 2081 2754 8973 (Инна Викторовна К.).
2) Карта в Т-Банк (Тинькофф) 2200 7013 2315 7120
Просьба указать в комментарии: «Благотворительное пожертвование»
