Проповедь священника Константина Корепанова.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня Святая Церковь празднует Сретение Господне, вспоминаются события сорокового дня после Рождества, когда Матерь Божья принесла Своего новорожденного Сына в храм, как того требовал Закон, ибо всякий новорожденный младенец мужского пола должен был быть посвящён, отдан Богу, и надо было выкупить его у Бога обратно в семью, – и для этого приносились соответствующие очистительные жертвы. Для этого, в общем-то, формального события, ничего, по нашему мнению, не значащего, был принесён Иисус, новорожденный младенец, на руках Божьей Матери, в храм Господень. Но эта, в общем, обрядовая процедура превратилась в некое торжество – торжество свидетельства о Христе: о Христе узнали люди, которые были здесь в храме. В храме Матерь Божью встретил старец Симеон, который был благочестив и праведен, имел в себе Святого Духа. Как Предание нам говорит, он был одним из переводчиков корпуса Библейских книг Ветхого Завета с еврейского языка на греческий, и ему было сказано, что он не умрёт, пока не увидит Спасителя, пришедшего в храм. И некая праведная Анна, дочь Фануйлова, вдова восьмидесяти с лишним лет, почти всю свою жизнь, лет с двадцати четырёх, постоянно пребывала в храме. Почти шестьдесят лет она ходила сюда каждый день.
И вот, им довелось не только встретить Спасителя, явившегося спасти человека, – но и засвидетельствовать другим, что это есть именно долгожданный Спаситель, долгожданное утешение, исполнение обещанного Богом в начале времён спасения человечества.
И, конечно, эта Встреча (слово Сретение означает «встреча») оказалась удивительным событием, ибо в храме люди встретились со своим Спасителем, со своим Богом, и уже понесли весть об этой Встрече в народ, который стал ждать: вот уже ходит по земле Тот, Кто пришёл спасти людей.
Встретиться со своим Спасителем можно хоть где, открыться человеку Бог может где угодно – на заводе, в офисе, в лесу, дома, – где угодно: и на святом месте, и не на святом, но эта история показывает нам, что ждать этой встречи нужно, прежде всего, в храме, ибо и Анна, и Симеон неотступно пребывали в храме именно для того, чтобы встретиться со своим Спасителем, со своим Богом. Где ещё ждать явления Спасителя, как не в храме? Где ещё можно надеяться на встречу с Ним, как не в храме? И поэтому они день и ночь ждут, приходя сюда, в храм, чтобы встретиться со Спасителем. И встретились, – и возрадовалось сердце и того, и другой – и они рассказали об этой встрече людям. Нас тоже – где бы мы ни встретились с Богом, где бы ни открылся нам Христос, Он ведёт и призывает идти в храм, ибо главная встреча совершается здесь, в храме. И если она не совершится здесь, в храме, она не совершится нигде. Эта встреча в храме с нашим Спасителем венчает и утверждает то откровение Бога, то свидетельство о Христе, которое было получено нами где-то в другом месте. Если действительно нам открылся Бог, если действительно мы уверовали, то мы обязательно Духом приводимся сюда, в храм, чтобы здесь встретиться со Христом, со своим Спасителем, со своим Богом. Если этого не произошло – то всё напрасно. Ибо, как говорит Христос, созывая всех людей на встречу: «Приидите и вкусите, – и увидите, яко благ Господь»; «Придите ешьте Тело Мое, и пейте Кровь, которая изливается за жизнь мира.» Если человек не будет, не сможет, не захочет причащаться, – всё, что было в его жизни, будет напрасным. Ради того, чтобы питать нас Своей Кровью, чтобы соединять на с Собой через причастие со Своим Телом, Бог стал человеком, и, отказываясь причащаться, мы уничижаем Кровь, пролитую за нас, и гнушаемся Телом, Которое было распято за нас на кресте.
И здесь – именно здесь – в причащении Тела и Крови Иисуса Христа Бог открывается в каждом из нас, Он встречается с каждым из нас, ибо, как говорится в последней священнической молитве, – причащающий есть Христос; это Он через священника даёт Своё Тело, и незримо присутствует здесь и питает Собой человека.
И мы все призываемся к тому, чтобы встретиться с Богом, в первую очередь, здесь, в Евхаристии, в причащении Его Тела и Крови, – здесь Он открывается Своему народу, здесь из обыкновенного человека делает Себе сына или дочь, делает его причастным Самому Себе, открывается как истинный Бог и Отец, Спаситель и Утешитель, соединяющий и соединяемый, питающий и причащающий нас Самому Себе.
Поэтому Сретение – праздник прежде всего церковный, ибо в храме произошла встреча Бога и человека, и продолжается это в храме изо дня в день. И это – единственное оправдание любого храма: мёртв храм, в котором не совершается Евхаристия; и нужен он, и стоит он, и стоять будет, как говорится в молитве, – до скончания века, – только для того, чтобы здесь приобщать людей к Богу, чтобы здесь Бог встречался с человеком, чтобы здесь происходило спасение человека, – ибо это и есть тот брачный пир, на который созываются все, – и горе тому человеку, который по любой причине (неважно, по благословной или неблагословной) отказался придти сюда, чтобы причаститься. Ибо ради этого продолжает стоять Церковь, и это – единственное, что продлевает существование мира, и глубже, выше, важнее этого нет ничего.
И да продлятся дни наши только для того, чтобы вновь и вновь приходить сюда и встречаться здесь с Господом своим, сочетаясь с Ним в таинстве Причащения Тела и Крови Его. Аминь.
Видеозапись сделана 15 февраля 2024 года во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга в день Праздника Сретения Господня.
Автор: Константин Корепанов
Оператор: Сергей Комаров
