Вернуться к списку

Ученики Христовы учатся смирению. Проповедь о. Константина Корепанова (1.09.2024)

УЧЕНИКИ ХРИСТОВЫ УЧАТСЯ СМИРЕНИЮ
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной литургии в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, в Попразднство Успения Пресвятой Богородицы.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня вы слышали в Апостольском чтении слова, которые обычно читаются в праздник, посвященный Пресвятой Богородице, поскольку сегодня продолжается попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Читался этот отрывок, замечательный во всех смыслах, который указывает нам на некий образ жизни нашего Учителя, Господа Иисуса Христа. А Он, говорит апостол Павел, – будучи образом Божьим, смирил Себя и был послушен до смерти, и смерти крестной, и поэтому Бог превознёс Его и даровал Ему имя выше всякого имени, чтобы перед Его именем поклонилось всякое колено небесных земных и преисподних. Он, униженный на земле, терпящий унижение и поношение во все дни Своего служения, хотя бы просто тем, что в Него не верили даже Его ученики, так что, как сегодня Он говорит, в том числе, и обличая их: «О, род лукавый и прелюбодейный, доколе буду с вами, доколе терплю вас?» Он терпел во все дни Своего земного служения, но не роптал, не возмущался, не перестраивал этот мир, не укорял тех, кто жили неправильно или нехорошо. Он принимал всех: и блудниц, и воров, и преступников, и разбойников, и разного рода людей, которые считались отбросами общества, – таких, как прокаженные, всякие нищие, всякую бедноту, голытьбу, – всему, что́ этим миром не ценилось, Он уделял внимание. Он дарил всем им Свою благодать, Свое внимание, Свою любовь, Свою заботу, а они платили Ему злом. В конце концов, убили Его, вознесли на крест, но и там, на Кресте, Он не проклинает, а, имея власть, как мы знаем, сокрушить и этот Крест, и этих воинов, Он этого не делает. Он смиряется под руку Своего Отца и исполняет то служение, которое нужно Ему исполнить, терпеливо проходя всё. И вот это действие, это послушание и это смирение разрушило оковы греха, сковавшие мир, разрушило узы неправды и разогнало тьму, сокрушило владык земли и владык небесных. Ибо этот Крест покорил под ноги Его всё; мало того, под Его ноги, – под наши ноги сатану сокрушил этот Крест, это смирение, это послушание Богу, это доверие и смиренное и терпеливое несение воли Божьей, исполнение воли Божьей. И вот этому Он призывает нас учиться: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь, и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Если Он – Учитель наш, а мы ученики Его, то мы должны учиться у Него смирению. Так Он сам заповедует нам: «Научитесь, яко кроток есмь и смирен сердцем.»
Ага, разбежались! Кто-то бы взял и стал слушаться Его? Сейчас, смиряться я буду перед мужем! Что я, с дуба упала, что ли? Смиряться я буду! Да ни в жизни! Да никогда, да не заставите! Кто он такой, а кто я? Посмотрите, сравните наши доходы, сравните уровни образования! Да не смирялась я никогда! Начальник передо мной на цыпочках ходит! Ещё я буду смиряться! Я ещё и на вас, батюшка, управу найду! Поверьте, у меня знаете, какие связи? Смогу, смогу! Но слушаться не буду! Никогда не слушалась и слушаться не собираюсь!
А вы думаете, мужчины лучше? Вы думаете, семинаристы нынешние собрались слушаться своего, ну скажем, дежурного помощника? Или преподавателя? Или архиерея? Да ни в жизнь! Скажет он им: иди сдавай экзамены, – найдут же отговорку, и не будут сдавать. Найдут, выкрутятся, где-то пошепчутся, где-то что-то поплачут, но не смирятся и не сделают того, что́ ждёт о них Бог. Не будут они учиться смирению! Не будут они учиться послушанию! Вот в этом вся беда наша: никто, нигде на своём месте не хочет смиряться. Не хочет учиться тому, чему учиться заповедано: ни граждане – своего президента, ни подчиненные – своего начальника, ни прихожане – своего священника, своего архиерея. Никто никого не слушает, никто ни перед кем не смиряется, никто не спрашивает: Господи, что Ты от меня хочешь, какова воля Твоя? Никто не задает этого вопроса. Каждый ищет своей воли, своего блага, своего дохода, – так и живёт весь мир, так и говорит любой прихожанин где угодно: так все живут! Конечно, так все живут, — только христианин должен жить иначе – ища не своей воли, а воли Божьей: «Отче! Да будет воля Твоя!» – говорим мы в молитве каждое утро, но только устами, а не сердцем. Да святится имя Твоё, чтобы я был проводником Твоей воли!

Окончание текстовой записи — в первом комментарии к этому видео.

Видеозапись сделана 1 сентября во время Божественной литургии в храме Успения Пресвятой, Богородицы в г. Верхняя Пышма пресс-службой Екатеринбургской епархии https://t.me/eparhia96/37927
Автор: Константин Корепанов
Текстовая запись: Елена Плотникова
Екатеринбургская Епархия
https://t.me/eparhia96/37927

И вот, сегодня Евангельское чтение, также посвященное Божьей Матери, дополняет, указывая на путь, как можно стяжать это смирение, как можно действительно смириться, потому что каждый спрашивает: ну как? я не понимаю, что́ такое смирение, – как мне это сделать? Вот история всем известная, история Марфы и Марии. Что делает одна? Она идёт и служит. Накрывает ли столы, моет ли посуду, но она служит, она же не о себе думает, а о Господе думает и о тех, кто с Ним пришёл, чтобы им было хорошо, она – служительница. А другая сидит у ног Иисуса и молится, внимает каждому Его слову. И вот вместе они смиренны, потому что ни одна из них не думает о себе, а только о том, чтобы угодить Богу. Одна внимает слову Божьему, другая – служит. И это есть путь для каждого христианина к смирению: служи всем, кому Бог повелел тебе служить. Жена – мужу, муж – жене, дети – родителям, родители – детям, подчиненные – государству, обществу, народу. Забыто уже это слово: народу твоему послужить; служитель будущий – Церкви, людям, Богу. Каждый призван к определенному служению, у каждого оно есть. Каждому назначено, даже если он один живёт. И он, молитвой ли, как Мария, слушанием ли слова Божьего, служит, как преподобный Серафим Саровский: вроде, прожил он целый век один, а скольким послужил и продолжает служить до сих пор, потому что он внимал Слову Божьему. И каждый человек совершит это в молитве или в служении, если только он примет это всем сердцем, не будет вычитывать молитву, а будет молиться весь, всё своё сердце, весь свой ум вверяя Богу, устремляя к Нему всё своё существо: Господи, что Ты хочешь? Какова Твоя воля? Услышь моё сердце, отверзи мои уста, да прославлю имя Твоё и исполню волю Твою, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Вернуться к списку