Вернуться к списку

Уповайте на Господа: вы лучше птиц. Проповедь священника Константина Корепанова (11.07.2024)

#оКонстантинКорепанов
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня вы слышали в Евангельском отрывке слова Господа нашего Иисуса Христа, которые вдохновляют нас непоколебимо верить, верить в Него. Для нас, людей, вышедших из материалистической и очень сильно идеологизированной эпохи, верить — означает признавать некую доктрину, признавать некие события действительно существовавшими – так, как мы верили, например, в коммунизм или в непогрешимость какого-то человека. Для нас это, в первую очередь, некая рациональная убежденность в каком-то факте, который нам представляется таковым. Мы, например, верим в существование Антарктиды или туманности Андромеды, хотя никогда не видели их собственными глазами, – но мы верим. Вот такой же верой для нас является вера во Христа. Мы так же верим во Христа, как верим в то, что Ленин действительно родился в Симбирске, хотя не было же нас там во время его рождения. А вера во Христа, на самом деле, – совсем другая. Вера библейская – это когда человек не просто признает своим рассудком некий религиозный или исторический факт, а когда он всё свое бытие, все свои надежды, всю свою жизнь связывает с бытием Бога, с тем, что Христос действительно пришёл к нам, грешникам, умер за наши грехи и явил на Кресте и любовь Свою к нам, и искупление наших грехов. И вера для нас – это всегда надежда, упование. Вот об этом сегодня Христос нам говорит. Он говорит: «Не бойтесь, если вас убивают. Не страшитесь, если вас ненавидят, потому что со Мной было то же самое. Потому что, если вы претерпите, – либо Я вас от этой клеветы и ненависти спасу, – либо вы погибнете и войдёте в Моё Царство». То есть человек, который связывает свою жизнь со Христом, в определенной степени, – безумный человек. Он выходит за границы этого мира, за границы того, как здесь живут люди. Для человека здесь пребывание есть единственно доступное, единственное, что́ он безусловно знает. И вот, я должен надеяться на Христа, довериться Христу, возложить упование на Христа, для того, чтобы тогда, когда эта жизнь прервётся, мне встретиться с Ним в вечной жизни, ибо Христос и пришёл открыть нам вечную жизнь.
Христианство учит нас решать не только вопрос устройства в этом бытии; и устройство в этом бытии связывается не столько с Христом, – но, в первую очередь, с пламенным желанием выйти из этого бытия навстречу Христу, для того, чтобы соединиться с Ним и жить в том Царстве, в котором пребывает Он Сам. В этом – торжество и радость Воскресения. И этому учит нас сегодня Христос. И, чтобы помочь нам понять это, чтобы объяснить Свое попечение о нас, Он приводит образ, понятный в ту эпоху, в той среде, в той реальности. Вот, на рынке продаются птички, маленькие крошечные птички. Их ловят мальчишки или бомжи, или еще кто-то, – и продают. Есть их нельзя, но им можно радоваться. Вот, их можно слушать, их можно посадить в клетку, и там они будут петь, и это будет красиво. Это промысел, ну, как у нас, скажем, в России, ловили щеглов, – или как где-нибудь на Канарских островах ловят канареек. Ну, – ловили, сейчас не ловят. Вот, это – простой промысел, приносящий достаточно стабильный доход. И вот, Христос говорит: ни одна эта птичка в силки не попадет без Моей воли. Потому что Бог заботится, конечно, не о птичке, Он заботится о том, чтобы у этого мальчишки или у этого бедного человека был кусок хлеба. И поэтому Он загоняет птичку в силки, чтобы птичка была продана, чтобы человек получил хлеб и был благодарен Богу. Даже птичка не попадётся в силки без воли Божьей. Он говорит: «Вы-то намного дороже для Меня этой птички. Вы намного дороже для Меня всего прочего. Если Я даже о птичках забочусь, – то насколько больше Я забочусь о вас!»
И у нас, когда проникнет нам в сердце этот образ, когда мы вживемся, вслушаемся, вдышимся в такое о нас попечение Божье, сразу возникает некое радостное умиление и утешение: вот как хорошо, как обо мне Бог заботится! Со мной точно ничего плохого не произойдет! И только мы так подумали, – как оно вдруг происходит: колесо пробито, гаишник останавливает, дверь от квартиры захлопнулась, ключи непонятно где. Муж приходит домой пьяный, ребёнок приносит двойку. Да как так-то? Я же думал, что Бог будет о мне заботиться, и всё будет у меня хорошо! Нет, всё не будет хорошо. Тогда в чём смысл этой заботы? Фишка в чём? В чём прикол тогда? Какой мне резон надеяться на Бога, если Он не может меня здесь от всех неурядиц защитить?

Какой мне резон надеяться на Бога, если Он не может меня здесь от всех неурядиц защитить?
Но Он-то пришёл не даровать нам здесь спокойную жизнь, – Он пришел нас спасти, чтобы встретить нас в Царстве Своем, чтобы даровать нам это Царство, чтобы упокоить нас в вечных обителях, ибо здесь нет ничего вечного, нет ничего постоянного, нет даже ничего настоящего и стоящего. Всё это – дым, всё это – прелесть, всё это сгниет, сгорит, пропадёт, и ничем пользоваться мы всё равно, рано или поздно, не сможем, потому что умрём и ничего отсюда не возьмём. И поэтому Он заботится не о том, как даровать нам тленные блага, а о том, как даровать блага нетленные, вечные. И поэтому Он всё делает для того, чтобы нам здесь было хорошо, потому что Он не хочет, чтобы мы страдали и мучились, – но, в то же время, Он заботится о том, чтобы мы никогда не потеряли устремлённости к горнему, к вечной жизни, к вечному Царству. И когда Он наблюдает, что мы начинаем надеяться на себя или привязываться к миру, или еще что-то такое, что нам помешает войти в вечную жизнь, Он позволяет случиться скорби какой-нибудь. Но вера наша в том и состоит, как Он говорит сегодня, своими словами, – чтобы мы, видя, что с нами что-то происходит нам неприятное, для нас неожиданное, – чтобы мы твёрдо знали, что это происходит, потому что так хочет Бог. Если я попал в силок, – то по Его воле. Если я попал в больницу, то по Его воле. Если со мной случился рак, – так по Его же воле. Если со мной случилась беда – по Его воле. Я предал себя Богу, и все, что происходит со мной, происходит исключительно по Его воле, ибо Он – мой Господь, Хозяин, Бог. Вот такой вере учит Он нас. Мы-то, конечно, люди мирские, в смысле – миром пропитаны. Мы хотим, в первую очередь, комфорта здесь. Он и не против. Ибо, как Любовь, Он не радуется страданиям живущих людей. Но Он бдительно следит за тем, чтобы спокойное здесь пребывания не мешало нам идти в Царство Божие. Если мы идём, если мы, как говорится в тех же Его словах, ищем Царство Божие, стремимся к Царству Божьему, если воля Божия для нас – самая главная, самая важная, самая вожделенная в мире, то и всё остальное у нас есть, и ничего не пропадает, и ничего с нами не происходит, потому что мы основали жизнь свою на твёрдом камне верности Его воле. Но, как только мы начинаем жить своей волей и начинаем надеяться на мир, Он начинает тихонько стучаться: «Остановись, что ты делаешь, ты не туда идешь! Одумайся, обратись снова ко Мне!» И если мы послушаем этого шёпота в виде царапины на ноге, занозы в руке, или неправильного квиточка от ЖКХ, или ГИБДД, или ещё какой-нибудь организации, в которой мы работаем, и нас это смутит, но мы поймём, что что-то делаем не то, и обратимся снова к Царству Божьему, – всё снова вернётся. Но если мы не слышим шёпота Божьего, если мы не вразумляемся, и упорно двигаемся, возлюбив снова мир и отрекшись от надежды на Бога, и перестанем любить Его и стремиться к Нему, – тогда посылаются скорби всё более и более тяжёлые, цель и задачи которых – показать нам, насколько глупо надеяться на мир, насколько тленна и временна человеческая жизнь, и надо устремиться и прилепиться к Богу, к вечности, и не переставать идти в Царство Божие с чувством, что мы возвращаемся домой. Аминь.

Автор: Константин Корепанов
Оператор: Сергей Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова.

Вернуться к списку