СУББОТА ПРЕД БОГОЯВЛЕНИЕМ
Покайтесь, идет Христос Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. …
Покайтесь, ибо идет Тот, у Которого я не достоин развязать сандалии на ногах Его. Это Тот, Кто будет крестить вас Духом Святым и огнем, Тот, Кто возьмет грехи ваши. Агнец Божий, Спаситель мира, Мессия – как бы мы Его ни называли, – но идет Тот, ради Которого существует история, Тот, для Кого история станет и вертепом, и колыбелью, Тот, Кто святит историю, берет в себя всех тех людей в этой истории, которые имеют благодать наследовать жизнь вечную. Но начинается это слово о Христе с призыва к покаянию. “Покайтесь, ибо идет Христос”. И с тех самых пор и до сего дня, чтобы человек мог встретиться со Христом, требуется покаяние. Другого способа нет, другого способа выровнять путь Христа к душе каждого человека нет, – как только покаяние. Если человек хочет уверовать, он должен покаяться. Если он хочет соединиться со Христом в таинстве Крещения, он должен покаяться. Если он хочет соединиться со Христом в таинстве Причащения, он должен покаяться. Если он идет навстречу Христу в последний час своей жизни, он должен покаяться. Покаяние есть единственный путь, на котором возможна встреча Христа и человека. И, конечно, проходят годы, десятилетия, столетия, – и вот, мы встречаемся с тем, что для нас покаяние вместо того, чем оно было для Ветхого Завета, для людей Нового Завета, – для многих и многих поколений людей стало в лучшем случае перечислением наших грехов. В худшем – просто приемами у психолога: “Вот, у меня такая проблема, помогите мне ее решить“. “У меня такие грехи, сейчас я их все перечислю!”. Да нет! Ты не перечистишь своих грехов, – ни один священник этого не выдержит, потому что столько, сколько ты прожил, столько тебе и стоять здесь надо, чтобы перечислять свои грехи. За неделю пришел рассказать, – значит, неделю будешь стоять. За год пришел рассказать, – значит, год будешь стоять. Никогда, ни в каком обозримом будущем ни один человек не сможет перечистить всех своих грехов. И вовсе не ради этого существует чин исповеди и таинство покаяния. Покаяние есть не перечисление своих грехов и даже не раскаяние в своих грехах, потому что много на страницах Библии описывается людей, которые раскаялись в своих грехах и погибли, потому что раскаяние – это не покаяние. Раскаяние в своих грехах – это сожаление о том, что мы их сделали. Да, мы сожалеем об этом, и человек, сожалея о том, что он совершил аборт, или убийство, или прелюбодейство, или что-нибудь поменьше, так и ходит с этим грехом, пилит себя, бичует себя,– но жизни, которую принёс ему Христос, не получает; но вера, которая бы могла его животворить, не загорается в нем. Он просто потихоньку сводит себя с ума, погружает себя в депрессию, потом в отчаянии умирает, проклиная и себя, и час, когда родился, и Бога, его сотворившего. Ни к чему это не привело. Само по себе сознание своего греха ничего хорошего с человеком не делает. Человек может сознавать свой грех и ненавидеть и себя, и родителей, и тех, кто его соблазнил на этот грех, и Бога его сотворившего. Само по себе это не спасает. Покаяние – это обращение, разворот человека к Богу, когда Бог становится единственной – или, по крайней мере, – главнейшей целью, главнейшим принципом, главнейшим Лицом, определяющим всю его жизнь, когда все остальное становится неважным, второстепенным, третьестепенным, просто ненужным и никчемным: “Ты, Господи, Ты, – и больше никого мне не надо. Ты – Свет моих очей, Ты – душа моя; Ты – жизнь моя, дыхание мое, радость моя”. Когда человек понимает, что все для него – Бог; только тогда, когда он отвращается от всех других целей, всех других желаний и всего себя приносит ко Христу, и, разворачиваясь, говорит: “Ты – все для меня” – только тогда человек готов встретиться со Христом. Только тогда он понимает это простое, – ну ведь простое же дело: ведь если Бог есть, как мы все тут, кажется, верим, – так для чего еще жить, как не для Него? Если Он сотворил меня, и все для меня, и всю красоту этого мира, и все эти небеса и будущую жизнь для меня. Если Он для меня умер, Если Он всецело обо мне заботится, как я это знаю по опыту своей жизни, – так для чего же мне еще и жить-то?
″Поднимем глаза кверху, посмотрим в небеса, которые меняют человека. Потому что мы все время думаем о земном, как будто нет никакого Бога. Нет, неплохо жить, иметь работу, рожать детей и прочее, но ведь это все дает Бог. Ведь без Него и ребенок же не родится, и работа не найдется, и денег там не заплатят, и сделать ее не смогу, если Бог обо мне не позаботится. Вопрос ведь не в том, чтобы всю жизнь молиться или стоять в храме, а в том, чтобы все свое упование, всю свою надежду возложить на Него. Если Он не поможет, не поможет никто. Если Он не накормит, не накормит никто. Если Он никаким образом меня не защитит, никто меня не защитит. ни стальная дверь, ни куча охраны, никто мне ничего не сделает, если Бог со мной. И никто не сможет защитить, если Бога со мной нет. Ведь всё гораздо проще. Мы все свели к каким-то религиозным действиям, будто бы их требует от меня Бог. А Он требует мое сердце: “Ты просто возложи надежду на Меня. Знай, что без Меня у тебя ничего не выйдет. Ну попробуй, попробуй, – не выходит! Ну, вот видишь, – просто доверься Мне, покайся” Это значит – доверься Богу, возверзи на Него все свои печали, расскажи Ему все свои скорби, поведай Ему все, что тебе хочется, и все, чего ты боишься, и все, чего тебе трудно, – и Он исполнит это все, и ты познаешь, что Бог есть жизнь твоя. Спаситель, Отец, Искупитель, что Он есть все для тебя. И второй Евангельский отрывок сегодня как раз про это и говорит, приводя притчу о некоем злом судье, который “и человеков не боялся, и Бога не стыдился”, но за неотступностью просьбы одной вдовицы помог ей, – чтобы только отвязалась. Так если, говорится, – эта сволочь, которая не смогла выдержать неприступности молитвы, помогла-таки бедной вдове, – так неужели Бог не поможет каждому из нас, а надо только чуть-чуть продлить свою молитву, чуть-чуть потерпеть, чуть-чуть еще ударить в дверь Его милосердия! Так надо это делать! Он не может отказывать, Он не может не услышать, Он не может не помочь нам, потому что Он – Бог наш. Аминь″.
