Собирать важно со Христом.
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга в четверг 20-й седмицы по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали слова Господа Иисуса Христа о тех, кто слышал Его. Он говорит всем слушающим: «Кто не собирает со Мной, тот расточает», – то есть, теряет. Вроде, собираешь, а у тебя – пусто, ничего нет. Вроде бы, делаешь множество усилий для того, чтобы обогатиться мирскими благами, душевными, духовными, – а у тебя всё через какую-то дыру утекает. И вот эти слова есть свидетельство Христа о том, что собирать нужно не просто так, а с Ним, со Христом. Бывает, человек делает очень много хороших, добрых дел, а ни к чему это не приводит ни в этой жизни, ни в будущей жизни. Про это и говорит Христос, что если человек не в Бога богатеет, не со Христом собирает богатство своей души, не со Христом делает добро, то это не приносит человеку никакой пользы. Мы привыкли думать, что добро само по себе хорошо, и никакой Христос при этом не нужен. Главное – быть хорошим человеком, делать добро, и этого достаточно. Но Христос говорит: Нет, недостаточно.
Вот, был такой замечательный человек в Иудее времен Иисуса Христа. Звали его Корнилий, сотник. Он был очень благочестив, очень праведный человек. На пирушки не ходил, со слугами обращался вежливо. Все, что положено, отдавал. Воинов своих берег и держал в дисциплине. Давал очень много милостыни и молился Богу, – очень много молился Богу, хотя и был римлянином. И в одно прекрасное время Бог послал ему Ангела. И Ангел сказал: «Корнилий, ты молодец. Ты очень хорошо сделал. И твои милостыни, и твои молитвы я видел и помню. Но если ты хочешь спастись, позови апостола Петра, и он тебе расскажет те слова о Христе, о спасении, которыми спасешься ты и твой дом». Значит, всех этих молитв, всех этих добрых дел, всей этой праведности было недостаточно, чтобы спастись. Нужно было все это положить на правильное основание, все это сделать во Христе.
И в нашей жизни нужно то же; как бы мала она ни была, она неуспешна только потому, что мы все делаем во имя свое. Терпим, потому что так надо, или потому что мы считаем это нужным, или потому что деваться некуда нам, и приходится терпеть. Если молимся, – молимся потому, что так надо, и никогда не думаем о том, со Христом ли мы делаем? Ради Христа ли мы это делаем, или нет?
Вот, апостол Павел поэтому на эту тему говорит: всё, что делаете, делайте только во имя Господа Иисуса Христа, – то есть, я делаю это потому, что так велит мне Христос. И поскольку я исполняю Его волю, поверив в Него, я получаю в момент совершения этого дела благодать Святаго Духа, которая и утешает, и вразумляет, и вдохновляет, и защищает, и укрепляет меня в вере, и дает мне приращение благодати. И вот про это говорит и святой преподобный Серафим Саровский в своей беседе о цели христианской жизни: только то, что делается во имя Иисуса Христа, по воле Иисуса Христа, с верой в то, что Христос здесь, за мной, в этот момент находится, потому что я исполняю Его волю. Только это собирает человека. Только это созидает его жизнь. Только это дает ему благодать. Конечно, человек может делать то, что действительно велит делать Бог, скажем, – терпеть какую-то жизненную ситуацию. И он терпит, сжимая зубы, сжимая сердце. Но если он не забывает ни на мгновение о том, что это и есть воля Божья, что именно этого от него Бог и хочет, – и что, раз этого Бог от него хочет, – то и Христос здесь незримо присутствует тогда, когда он терпит.
Если он забыл об этом, его терпение становится бесплодным. Оно ничего не делает, оно ничего не созидает в человеке. Потому что очень важно делать это во Христе, со Христом, ради Христа, силой Христовой, – тогда утешение Святого Духа будет всегда созидать и укреплять человека.
В этом беда всякого христианина, терпящего порой очень многое от обстоятельств жизни, от детей, от жен, от мужей, от работодателя, просто горестей человеческих, болезней. Как только он думает, что он делает хорошее дело, что он – молодец, оттого что он терпит, – а, собственно, и деваться-то некуда, надо терпеть, – как только память о Христе, вера во Христа, послушание Христу, мысль о Христе уходит из сознания человека – так дело его становится пустым. Оно больше не созидает человека.
И поэтому так важно, как говорили древние отцы, помнить о Господе всегда. Ради этой цели – и прежде всего, ради этой цели, – святые отцы придумали творить молитву Иисусову. Не потому, что она возводила их на какие-то заоблачные высоты или давала им какие-то особые благодатные дары, а потому что призыванием имени Иисуса Христа они сохраняли и память о Христе, и предстояние перед Христом, и мысль о том, что все ныне ими творимое они творят Его силой, Его благодатью, по Его воле. И потому они получали приращение благодати Святаго Духа, и потому созидалась их жизнь. И делать это можно любым другим способом, – скажем, Феофан Затворник говорит о памяти Божьей, которая присутствует всегда в сердце. У святых отцов много разных путей, но все они сводились к тому, чтобы всегда помнить о Христе, мыслить о Нём, верить в Него, призывать Его, несомненно, непоколебимо исповедуя, что то, что́ сейчас я переживаю в этом самом месте, в этом самом деле, в это самое время, – я творю волю Христову. А стало быть, с Ним я в этом месте, в этом обстоятельстве, в этом времени. А значит, и жизнь моя созидается и пребудет непоколебима до тех пор, пока я помню об этом. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Оператор: Владимир Лукин
Текстовая запись: Елена Плотникова
