Проповедь иерея Константина Корепанова в среду первой седмицы Великого поста после Великого повечерия с чтением канона преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня в одном из тропарей Великого Канона вы слышали, как преподобный Андрей Критский вспоминает образ всем хорошо известного милосердного самарянина. Мы и есть тот самый человек, впавший в руки разбойников. Да, мы ходили не тем путём, зашли не в те дебри, ни на кого не полагаясь, кроме себя самого, И разбойники напали на нас, изранили нас, нанесли нам ужасные, глубокие язвы. Разбойники суть бесы, провоцирующие наши страсти, а в руки бесов мы попали потому, что шли не тем путём, не с Богом. Когда человек идёт так, как велит ему Бог, — тогда благодать Божия покрывает его, отражает все нападения бесовские, обращая их в ничто. Человек просто должен бодрствовать и молиться, исполняя волю Божью. Но когда он уклоняется от пути Божьего, когда он идёт не в горний Иерусалим, а вниз, в долину мерзкую, в долину Иерихонскую, — тогда он обнажается от благодати Божией и становится уязвимым для порока и впадает в многочисленные страсти. И вот, мы лежим, стонем, ожидая, чтобы кто-то нас призрел, поднял, исцелил. У нас нет сил; мы знаем, что шли не туда, — но идти туда, куда надо, мы уже не можем. Мы изранены, расслаблены, немощны и беспомощны. И мы просим: «Господи, Иисусе Христе, приди, возлей масло и вино. Возьми нас, посади нас на осла и увези нас в лечебницу, где нас вылечат, чтобы были силы идти дальше за Тобой, в горний Иерусалим.» Вот такой образ рисует нам тропарь, и раскрывает нам, что и елей, и вино, и осёл — это то, чем мы можем спастись: это милость Божья, это наши дела покаяния и слёзы, которые необходимы для того, чтобы омылись наши раны, — но всё это: и дела покаяния, и слёзы, — и, естественно, милость Божью изливает на нас Христос. Каждый знает это по своему опыту: хотел бы поплакать — да не получается, — хоть ты тресни, хоть какое там умилительное песнопение в молитвослове попробуй сказать, а слёз нет, сердце окаменело, — где же их взять? Мы просим: мы знаем, что слёзы умягчают сердце, расплавляют лёд, разбивают камень, — но нету слёз! Дай мне слёзы, чтобы мне плакать о грехах, начиная от самой первой песни покаянного канона. Излей милость Твою на нас, чтобы раны моих грехов закрылись, ибо память о грехах и страстях мучает меня, и я не могу ничего с собой поделать. И ещё нужны какие-то дела покаяния. Вот этого мы, к сожалению, не понимаем. Конечно, сейчас придёт нищий, и мы дадим ему милостыню, — наверное, — скорее всего. Но не это же — дело покаяния. Ну, в храм мы сегодня пришли, это — дело покаяния? Нет. Человек никак не может уразуметь, что есть необходимое условие, без которого невозможно ни излияние милости, — ни излияние слёз твоего измученного сердца. Пророк Исайя в самой первой главе своей книги говорит: «Омойтесь, очиститесь, перестаньте делать зло, научитесь делать добро, тогда придите ко Мне, и рассудим. Если будут грехи ваши, как багряное, — как волну убелю». Устами пророка Исайи Бог указывает правильный порядок примирения с Богом: сначала перестань делать зло. Не просто грешить — мы не можем перестать грешить до конца своих дней, — но перестать делать зло мы можем. Не надо делать зло своему ближнему. Не надо его обижать, унижать, оскорблять, или ещё каким-то образом причинять ему боль и страдание. Это — в наших силах, — стоит только нам захотеть, обратиться и сказать: больше я делать зла не буду! Мы не можем удержаться от пьянства или обжорства, от своей похоти или от своей жадности или сребролюбия, но мы можем, даже будучи одержимыми этими страстями, не делать ближнему зла. И это — самый первый шаг, который мы делаем. Потом надо научиться делать добро, это — труднее, если навыка к добру нет. Это — не только милостыня, это надо просто обратить внимание, что вокруг тебя много людей, и им в чём-то нужно помочь. Кому-то пакет тяжёлый поднести, кого-то до дома подвезти, кого-то утешить, кого-то ободрить, кому-то ещё что-то сделать, — скажем, машину помыть. Просто маленькое доброе дело, — но ты озираешься вокруг и видишь: человек не может этого сделать, он ленив или устал; он злобствует или расстроен, — сделаю-ка я ему доброе дело, — вот это, или вот это! И когда этими добрыми делами наполняется жизнь человека, — поскольку это добрые дела — сердце его умягчается. … Окончание — в первом комментарии к этому видео.
Окончание текстовой записи проповеди (начало — в описании к этому видео): «И тогда он приходит к Богу, — не сделавший уже зла, переставший его делать — примирившись с теми, кого когда-то обидел, — уже умеющий делать добро, и приносит он покаяние, приносит он молитву и чувствует, что сердце его орошается слезами, и вместе со слезами орошается милостью Божией. И, чем больше плачет человек, тем больше милости изливается, — но в начале лежит этот первый принцип: перестань делать зло. И покаяние в том и состоит: не только стоять и молиться, когда и слёз-то нет, — а в том, чтобы обратиться, перестать жить так, мы жили. Обратиться — это значит иначе жить, по-другому мотивируя свою жизнь, другие дела делать, другие цели ставить, и нет ничего, и никогда не будет, пока человек не сделает первый шаг и не перестанет делать зло хоть кому-то из людей. И тому, кто сделает первый шаг, — дальше уже будет не то, что легче, — но тогда он как бы выступает из пределов тьмы, выходит на свет, и благодать Божья начинает ему помогать. Пока же он делает зло, он как бы — враг Богу, — что бы он ни делал, как бы он ни молился — всё рассыпается в прах, ибо он творит зло».
Записала Елена Плотникова. Видеозапись взята с ютюб-канала свято-Троицкого кафедрального собора г. Екатеринбурга https://youtu.be/YDV0Mw7Iomc