Вернуться к списку

Слово иерея Константина Корепанова во вторник первой седмицы Великого поста (28.02.2023)

Добавить в избранное 💚

#оКонстантинКорепанов Проповедь иерея Константина Корепанова во вторник первой седмицы Великого поста после Великого повечерия с чтением канона преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Второй день Великого покаянного канона мы слышим (или читаем) образы, которые — как сказал вчера наш владыка — вдохновляли самого преподобного Андрея Критского, и он применял их к себе и плакал. А мы не плачем. Конечно, если сюда придет человек, который действительно ощущает себя грешником, он будет просто плакать о каких-то сознаваемых им грехах, но это никак не связано с Покаянным каноном, потому что мы слышим, читаем эти образы Ветхого или Нового Завета и никак с собой их не соотносим, у нас это не получается. Вот там где-то Давид согрешил, прельстившись чужой женой, взял ее себе, убил ее мужа. Плохо, конечно, но я-то ничего такого не делал. Я, вроде, не прелюбодействовал, не убивал. Но там кто-то, опять-таки — нехороший человек или даже целая группа лиц: содомляне, очень плохо вели себя, занимались содомским грехом, и на них пролился огненный дождь. Плохо, конечно, сами виноваты. Но я-то тут при чём? Не получается у человека современного, находящегося в суете, погрузиться в то, что питало преподобного Андрея Критского, что питало всех преподобных отцов, вплоть до 20 и 21 века. Не получается, не соотносится это с собой. Вот, представим себе то, что говорится сегодня о некоем Исаве. Мы знать не знаем, кто это такой. Ну, может, в детстве в Библии читали о том, как он, запыхавшись, прибежав с охоты, очень захотел есть и попросил у своего брата чечевичную похлебку, которую тот отдал ему, но сказал: «Отдай мне свое первородство». Исав был голоден, и отдал. Но что значат слова человеческие? Подумаешь, лишился отеческого или Божьего благословения! Нам-то что? Но сколько вещей мы сами в нашей жизни предпочитаем Богу и Его благословениям? То есть, мы предпочитаем Его благословениям что-то другое. Вот, надо идти в Церковь, но у нас же дела, у нас какие-то попечения очень важные, и от этого зависит моя земная жизнь. И ради своей собственной чечевичной похлебки — ради благ этой жизни — я всё отдаю, я лишаюсь Божественного благословения. Ну что такое Божественное благословение? Вот мне бы зарплату повысили, вот цены бы уменьшились, вот дом бы был хороший! Вот это я понимаю. А что толку от этого Божественного благословения? Ну, получил его я, — и что впридачу? Страдания, скорби, переживания, одиночество, скитания, лишения. То ли дело Исав! Получив всё сполна, — всё, что было у отца, он стал богатым, знаменитым, основал целый народ. Просто лишился Божественного благословения. Разве мы — не так, если для нас блага этого мира всегда, постоянно не дороже того, что изливает на нас Бог? Да, мы приходим сюда плакать. Да, два часа мы вытерпим сегодня. Восемь часов в год мы уделили тому, чтобы поплакать, — если плачется. А все остальное время мы заботимся о том, чтобы наша мирская жизнь была удобной, счастливой, хорошей, благословенной. Но ведь так мы и размениваемся: мир приобретается нами, а Царство Божие пренебрегается. Как сказал Христос: «Какая вам польза, если весь мир приобретете, а Царства Божьего лишитесь?» Но нам-то сейчас это не важно. Да дело не в том, что мы делаем плохо, а в том, что мы не можем сделать, как нужно; — что сердцу нашему хочется жить, благ этого мира ему хочется. И вот вчитываясь, вдумываясь, вчувствываясь в эти слова этой строчки канона, мы понимаем: я — жажду этого мира, я его люблю, он мне нужен, а Бог — нет. Я Его не люблю. Я не исполняю Его заповеди. Он для меня на втором, на третьем месте. Вот — близкие, вот — дом, вот — родители, дети, а Бог — на пятом, на шестом. Да ничего: Он помилует и простит. Но вдруг пронзает мысль: «А если всё по-настоящему? Если Он вправду сказал, что кто любит отца или мать, или детей своих больше, чем Меня — не достоин Меня, — что же тогда мне делать? Ну, как же я такой войду к Нему? Значит, не войду». И окутывает холодом, ужасом, страхом: и за детей, и за мир, и за дом, и из-за того, что реально можно пройти мимо собственной вечной жизни, мимо Того, Кто меня любит, мимо Того, Кто за меня распялся. Это — всего лишь один тропарь, и если каждый из них вдруг откроется такой болью, таким сотрясением души? … Окончание — в первом комментарии к этому видео.

Окончание текстовой записи проповеди (начало — в описании к этому видео): «Вот это и повергало древних отцов в трепет, сокрушало их. Они рыдали денно и нощно оттого, что они в самих себе видели то же самое. Поймите: то же самое — какую-нибудь любовь к несчастной монетке или к какой-нибудь кашке, к какому-нибудь удобству, одеялу и сапогам, они ставили выше, чем Царство Божие и плакали, пока, в конце концов, в этом потоке слёз не выгорала вся их любовь к миру и они не приобретали той любви к Богу, что делала их дерзновенными перед Ним. И вот так, сокрушаясь и плача, мы проходим, должны проходить поприще своей жизни. И здесь, на Покаянном каноне мы обретаем тот правильны путь, потерянный путь, ниточку, которая ведет нас к Богу. Мы по-настоящему должны были бы сокрушиться и вспомнить, понять, как мы на самом деле должны были жить. Да мы выйдем снова к заправке машины, к автобусам, к дому, где ужин, дети, уроки — всё заполонят собой. И вот — очень важно не выпустить эту ниточку. И, конечно, когда такое сокрушение касается сердца человека, это действительно очень страшно. Человек понимает, что он никак не может спастись. Его могут помиловать, — а могут не помиловать. Это всё зависит от Милующего, а не от меня. Это Он Бог, а не я. У меня нет билета в Царство Божие. Я могу туда войти из милости, а могу и не войти —это Его право. И когда мы уже привыкли жить в гарантированном мире — а тут — никаких гарантий, всё зависит от Милующего, — тогда сердцу делается страшно, потому что у него нет и не может быть никаких гарантий. И душа обрывается, срывается во мрак и пропасть отчаяния, потому что человек понимает, что надеяться не на что — только на милость Бога, Спасителя и Создателя. А это каждый понимает по-своему. И потому Бог не всем и не сразу отверзает сердце, чтобы он видел ужас своего состояния. Ведь если чуть-чуть открыть больше, — человек не выдержит, он отчается. У него еще нет познания любви Божественной, он еще не знает, как сильно, как немыслимо любит нас Бог, поэтому может сорваться в отчаяние, в какой-нибудь беспредел греха или просто в нежелание жить, ибо понимает, что спастись он не может. И поэтому, мало-помалу, каждому, зная сколько и когда, Бог открывает его сердце. Наше дело — только приходить сюда, пытаться слушать, если слушается; пытаться читать, если читается; пытаться внимать, если внимается. Но откроется сердце или не откроется — зависит от Хозяина наших сердец — от Господа. Он, как мудрый врач, знает, кому сколько можно сейчас понести. Нам же, как детям, нужно довериться Ему. Если один рядом плачет, сокрушаясь, не умея сдержать свои слезы, — не будем ему завидовать. Наше время еще не пришло. Будем просто сопеть, просто вчитываться и ожидать, когда и нас посетит благодать Божия. Ибо, если в ненужное время откроется бездна нашего сердца с той нелюбовью к людям и к Богу, которая, на самом деле, там живет, то мы можем отчаяться и погибнуть. А Бог никому не хочет погибели. Он всех хочет спасти и, зная меру каждого человека, каждому открывает то, что может человек понести. Будем доверчивы, как дети. Есть время — пойдем и помолимся. Есть время и силы — пойдем и попостимся. Если есть хоть что-то, отдадим хоть что-то Богу. И Он увидит, услышит намерения нашего сердца, возьмет нас в Свои руки и, когда нужно, откроет то, что нужно открыть — и посетит нас то, что должно посетить. Главное — довериться Ему, как мудрому Учителю, как мудрому Врачу, как Отцу. Он никогда никого не бросит, никогда никого не предаст, никогда никого не отдаст врагу, если человек будет просто доверять Ему. У пророка Иеремии в «Плаче» есть замечательные слова, которых достаточно, чтобы укрепить каждого в любой ситуации: «Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа». Аминь».

Свернуть

Записали Светлана Наумова, Елена Плотникова. Видеозапись взята с ютюб-канала свято-Троицкого кафедрального собора г. Екатеринбурга https://youtu.be/ZoXrYDx6VhM

Добавить в избранное 💚