Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).
Видеозапись сделана во время праздничной Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга.
Сегодняшнее богослужение — необычное, «детское». За Литургией поёт сводный детский хор в составе ведущих певческих коллективов.
Священнослужителям в этот день помогают юные алтарники и чтецы.
Соборно помолиться на архиерейском богослужении и прославить Господа собрались порядка тысячи учеников воскресных и общеобразовательных школ, молодежь, дети и родители, педагоги и все прихожане епархии.
Какую сказку рассказал сегодня во время проповеди маленьким и большим детям духовник Екатеринбургской Духовной семинарии иерей Константин Корепанов?
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня – чудесный праздник, которым у нас традиционно заканчиваются основные недели Великого поста. Впереди ещё – Страстная седмица, и мы будем по дням, по часам вспоминать, идти вслед за Христом шаг в шаг, по пути Его Страданий: на Тайной Вечере, в Гефсиманском саду, на суде у Кайафы, у Пилата на Лифостротоне и на Голгофе, – и, в конце концов, всё это закончится на следующей неделе встречей нашей, ещё более радостной, у открытого Гроба, – и мы будем делиться радостным приветствием: «Христос воскресе!» А сегодня у нас – преддверие этого праздника, потому что как можно не радоваться, когда Царь наш кроткий входит к нам, сидя на ослёнке, и храм наш наполнен детьми, весёлыми, шумными и гамными, и машущими какими-то чудесными веточками, потому что они – дети; потому что стоять со слезами на глазах они не могут, потому что дети – на то и дети, чтобы всё, что́ есть в этом мире, уметь украшать, уметь всюду приносить веселье, радость; – и поэтому храм, наполненный детьми, несомненно, – радостное событие, картинка, явление. Это – удивительно празднично, и поэтому, поскольку храм наполнен детьми, я напомню сказку. Можно было бы сказать серьёзное слово, – а я расскажу, вернее, напомню, – сказку.
Вы помните все – ну, скажем, – сказку «Царевна-лягушка»: некий царский сын получил себе в невесты странное существо; оно, вроде, и лягушка: в лягушачьей коже, противное, скользкое, – но, на самом деле, она – царская невеста, во всех смыслах, потому что царевич берёт её себе в жёны, несмотря на её лягушачий облик, и потому, что, на самом-то деле, она мудра и красива. Она – Василиса; так и переводится это имя: «царская невеста». Пока она – в лягушачьем облике, но он берёт её, поверив, что такова судьба, что таковы условия, при которых он может быть счастлив. Потом он узнает, что, на самом деле, она притворяется, – никакая она не лягушка, а красавица из красавиц, – и он торопливо сжигает лягушачью кожу. А потом он идёт долгим-долгим путём в царство Кощея Бессмертного, где холодно, страшно, где царствует смерть. Он идёт туда, ища свою возлюбленную, чтобы её оттуда вытащить, – но вытащить её оттуда он не может, потому что он – слабый человечек, а Кощей мало что всесильный, – он ещё и бессмертный, и
ситуация в сказке заходит в тупик: победить нельзя, спасти невесту невозможно. Но тут им открывается тайна: нет, можно победить Кощея, – если ты готов к этому подвигу. Смерть у Кощея есть, она спрятана очень далеко и очень-очень глубоко, в очень многих живых существах, которых нужно развернуть – и достать иглу, которая пронзит царство смерти, – и смерть рухнет.
Иван-царевич так и делает и, естественно, побеждает Кощея, – и уничтожается царство смерти. Он берёт свою невесту и устраивает брачный пир, на который зовётся весь мир, чтобы все порадовались этому удивительному событию.
Это – сказка для детей, и не только для детей. Как говорил Христос Своим ученикам, «некоторым дано знать тайну Царства Божьего, а некоторым – в притчах» – в сказках, в легендах. Или, по-другому, сказка – одно из древнейших посланий мудрых людей, живших в незапамятные времена, чтобы приобщать детей к вечной мудрости…
Человек читает сказку, он ничего в ней не понимает, но запоминает очень хорошо, потому что она интересна, потому что она сказочна, волшебна, потому что в ней так всё чудесно и необычно складывается, – чтобы человек, увидев исполнение этой сказки, вздрогнул и понял, что, на самом-то деле, это не сказка, а всё – правда. Действительно, придёт Царский Сын, и Он действительно уничтожит царство смерти для того, чтобы спасти Свою Невесту-Церковь, всех нас, – и устроит брачный пир, на который соберёт всех нас, чтобы мы причастились этой брачной радости, чтобы и мы соединились со своим Господом, со своим Царём.
И вот, в знак того, что вы верите в то, что этот кроткий, но бедный человек, сидящий на ослёнке, есть истинный ваш Царь (мой Царь, наш Царь), вы и держите в руках эти веточки. Вы этим сигнализируете и ангелам, и людям, – и бесам, что у вас есть Царь; что вы Его признаёте, что вы в Него верите, и что сейчас вы встречаете Его с радостью, потому что – как же ещё Его встречать? Ведь Он и приходит, чтобы победить врага-смерть, – чтобы, как Божественная светлая Игла, вонзиться во внутренности его, чтобы он проглотил Его и укололся, и не смог бы больше существовать – такой образ создаёт один из древних отцов Церкви, святитель Григорий Нисский. Он говорит, что сатана проглотил Христа, как наживку, – а укололся Божественной Иглой, которая оказалась у него внутри, – и он умер, выпустив всех проглоченных им на свободу.
И так – любая сказка; если она достаточно древняя, она всегда открывает нам слово о том, как Бог пришёл спасти людей; о том, что, для того, чтобы спасти, надо не просто сразиться со смертью – так смерть не разрушишь. Надо стать человеком; надо кротко и тихо придти и проиграть, позволить победить себя, для того, чтобы победить зло и смерть.
Кроткий Христос на ослёнке учит нас тому, что подлинная победа – это когда мы не пускаем зло внутрь самих себя; подлинная победа – когда мы любим; и, в конце концов, идя за Христом на ослёнке, мы понимаем о христианстве очень важное: христианство – это сказка; это не трудно и не тяжело, хотя в христианстве есть и трудности, и тягости, как у Ивана-царевича: надо же было идти за тридевять земель и каменные сапоги сносить, и с Кощеем сразиться. Но вообще-то в сказке всё хорошо. И мы, вступая в христианство, понимаем, что христианство – сказка, потому что в нём из каждого угла глядит на нас Существо, способное нам помочь. Из-за каждого церковного столба церковного, из-за каждого камешка нам улыбается какая-то помощь от Бога, – потому что в сказочном мире Бог всегда помогает. И в Церкви всегда Бог помогает, – всегда и неизбежно, и это вызывает улыбку у меня на лице: потому что что́ может со мной сделать зло, если Бог всегда со мной, если я знаю скрытый смысл: любовь всегда победит, любовь всегда сильнее смерти, любовь всегда есть жизнь всепобеждающая, и утверждающая всегда победу добра над злом. Почему?
Потому что Тот, Кто сегодня входит в Иерусалим, – как бы ни глумились над Ним, как бы ни убивали Его, как бы ни распинали Его, – Он всё равно воскреснет в третий день, и мы узнаем, что все сказки не лгут: добро действительно побеждает зло, и любовь воистину сильнее смерти. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Фрагмент трансляции телеканала «Союз»: • Божественная литургия 28 апреля 2024 …
Текстовая запись: Елена Плотникова.
Расшифровка видео
