Видеозапись сделана в ночь с первого на второе марта 2024 года на Божественной литургии, которая по традиции состоялась в Верхней Пышме в крестильном храме святителя Стефана Великопермского.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня читалось Послание апостола Павла к Тимофею, я напомню вам его и прочту на русском языке: (2Тим 3:1–17)
“1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,
7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.
9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в 66заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.»
Я не буду останавливаться на перечислении тех качеств, которыми будут обладать люди последнего времени: вы и сами это знаете, сами это видите, — да? Вокруг вас ведь такие люди – наглые, напыщенные, непримирительные и прочее, – да ведь?
“Да, много вокруг таких людей, слава Богу, что я не такой.”
Благо, что идёт неделя о мытаре и фарисее, – и мы подумаем, прежде чем сказать так, – но, вообще-то, это про нас. Мы не умеем примиряться, не хотим примиряться. Объятия с братом или сестрой для нас – мука, всеконечно: нам легче пробежать 42 километра, чем обнять человека, который нам не нравится; не то, чтобы он согрешил против нас, – просто не нравится он нам, и мы не будем с ним обниматься, и не сядем за один стол. Мы надменны и горды. Мы всегда думаем, что всё знаем, всё умеем и гнушаемся ближним своим, превозносимся своими добрыми делами и не ценим добрых дел других людей, – даже мы, христиане, – хотя Христос нам сказал: “По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собой”. Нет, мы будем иметь любовь к чукчам, к эскимосам, к американцам, к африканцам, к кому-то ещё – к алеутам, конечно, к жителям Филиппин, или к людям, которые ночуют на вокзале, – но брата или сестру, причащающихся со мной из одной Чаши, любить не будем. Я готов распростереть объятия свои самому смердящему человеку, – но только не брату и не сестре, которых я не любил и не люблю, и не собираюсь любить. Хотя, на самом деле, именно те люди, которые причащаются со мной из одной Чаши, и должны стать главным предметом, целью моей любви. Они – моя новая семья, и я должен любить их больше, чем свою мать, чем своего отца, больше, чем своих детей или свою жену, потому что эта связь – кровная, а та, что была кровной когда-то, упразднилась. Ибо теперь во мне – Кровь Христова, чтобы сделать из меня нового человека, по образу Христа, и из нас – новое Тело, по образу Христа.
И это – самая главная наша проблема, потому что никто уже не узнаёт в нас христиан. Некоторые из нас ещё могут любить слабых, немощных, беспомощных, сирых людей, – но ведь и безбожники так делают, ни во что не верующие люди так делают, – и мусульмане так делают, и язычники и атеисты так делают – помогают разным обездоленным людям; разные крупные благотворительные проекты распространены по всему лицу земли, – и кто их только не организует! Не только христиане заботятся о наркоманах, но и нехристи, – вообще ни во что не верующие люди, – а служат они порою жертвеннее, чем люди верующие. Но это – не упрёк, потому что не любовь к нищим Христос поставил, как главную отличительную черту и свойство христиан – а любовь друг ко другу. Не просто благорасположенность, не просто уважение, не просто обычная вежливость – а любовь. Ибо мы – новая семья, у нас один Отец…
Но мы этого не чувствуем. Люди, не знающие Христа, нам дороже, чем люди, Христа знающие или ко Христу идущие. А это значит, что мы очень далеки от Христа, – очень и очень далеки. Как говорит апостол Павел, мы имеем только вид благочестия, вид христианина – а силы, делающей человека христианином, у нас нет.
А что это за сила, которая делает человека христианином? Благодать Святого Духа. Чтобы быть христианином, нужно иметь Духа Святого, ибо кто Духа Святого не имеет – тот и не Христов, – говорит апостол Павел в Послании к Римлянам. То есть, если мы не имеем в себе Духа Святого, никакие мы не христиане. Мы, может быть, умом и признаём, что Христос был на земле, – но, собственно, силы, делающей нас способными быть служителями Нового Завета, способными чувствовать, переживать, а, главное, исполнять волю Христа, в нас нет. Мы только вид благочестия имеем. И за этот “вид благочестия” мы и будем судимы на Страшном Суде. Мы придём и скажем: “Вот, Господи, я носил на себе крест; вот, я был священником; вот, у меня длинная чёрная юбка и чёрный платок; вот у меня то, другое; видишь – я ходил в храм!” А Он ответит: “А нутро-то у тебя – пустое! Я никогда не знал тебя, ты не Мой сын, ты не Моя дочь, потому что знака родства нет. Я тебя не узнаю́, потому что Я тебя не родил в Духе Святом. Ты просто примазался к Церкви, ты думал, что длинные одежды или соблюдение постов, или долгие молитвы сделают тебя Моим сыном или Моей дочерью. Ты думаешь, что, молясь двадцать часов, ты сможешь стать Моим сыном? Или, постясь каждый день, не вкушая ничего, кроме хлеба и воды, ты сможешь стать Моей дочерью? Да никогда! Чтобы стать Моей дочерью, Моим сыном, надо родиться от Меня в Духе, принять Дух Святой. Без этого ты не можешь стать Моим Сыном. И только этим Духом Святым ты можешь доказать, – явить, что ты – Мой сын.” А Дух Святой в том и будет Себя реализовать, что больше всего я, как носитель Духа, люблю тех, кто имеет его в себе, своих братьев и сестёр, тех, кто со мной вместе в Церкви. Такая любовь распаляется в сердце человека, как говорил Силуан Афонский, – что он готов распинаться за каждого из тех, кто здесь, в церкви, стоит.
Да, христианство – это и любовь ко грешнику тоже, и Неделя о мытаре и фарисее нам об этом напоминает; и следующая за ней Неделя о блудном сыне будет напоминать об этом тоже, но отличительным свойством Христос всё-таки поставил любовь друг ко другу. Если мы не чувствуем этой любви, если мы чувствуем только фарисейство: “Я не такой, как все!”, если мы почувствовали, что не можем раскрыть объятия своему брату, с которым мы только что из одной Чаши причастились, если подошедшая к нам сестра раскрывает объятия, а мы опускаем глаза в землю, потому что не хотим её видеть, – то не льстите себе: нет в вас благодати Святого Духа. Может, это временное явление, может, вы её просто потеряли где-то там, в притворе, или пока шебуршали пакетами или ставили свечи, ну, потеряли, бывает так, – выпала благодать из души – надо срочно найти и вернуть, чтобы объятия снова искренне раскрылись, чтобы я радовался своему брату и своей сестре. Тогда я почувствую, что действительно, эта сила благочестия, эта благодать Святого Духа во мне есть, она созидает меня, укрепляет меня, вдохновляет меня, животворит меня, и все мои усилия должны быть направлены на то, чтобы эту благодать не потерять, чтобы себя в благодати сохранить.
Мы без неё ничего не можем сделать: мы не можем молиться, мы не можем поститься, – мы ничего не можем сделать. Мы поддаёмся всем соблазнам и искушениям, которые только есть. Вот, в этом же, сегодняшнем Послании, упоминались люди с повреждённым умом, которые всегда учатся, а познать истину не могут, потому что истина открывается смиренным сердцам, а не пытливым умам; надо смириться»Вот, я вспомнил, что недавно ко мне приезжал человек издалека, из далёкой Сибири. Женщина эта пережила очень трудное, очень болезненное искушение; она увлеклась библейской наукой и стала читать книжки, которые разрушают веру. Она испугалась, что вера у неё исчезает, – и, читая Евангелие от Луки, смогла преодолеть это, смогла это пережить. “Я была на краю пропасти”, – говорила она. И хотя она – не слабый духом человек, и не простой человек, – она была на этом “обрыве” перед бездной, – бездной неверия, которая открылась перед ней. Она просто увидела одновременно просто вдохновляющую, разжигающую жажду учить, учиться и читать – и почувствовала, что почвы под ногами нет, – что она проваливается и тонет, что её засасывает тьма неверия, – и нашла силы остановиться. Она нашла силы отбросить это и вернуться к доверию Слову Божьему, к доверию святым отцам, к доверию традиции понимания, толкования Священного Писания, к источникам благодати, ибо, как сказал апостол Пётр, “Писание написано Духом, и только имеющий в себе Духа Святого способен его понять так, как нужно.”
И про это сегодня говорит апостол Павел; и это – та сила, которая даёт нам возможность понимать Писание, даёт возможность принимать и примерять события из Писания к тем, которые происходят сегодня со мной, к моей жизни.
Дух никого не оставляет. И самые неграмотные женщины двадцатого века могли сохранить веру и тогда, когда не было Библии, когда не было Евангелия; ничего не было – а они хранили веру. Они пережили войну, не потеряв веры; они получили по десять похоронок – но не потеряли веры. Они видели разрушенные храмы и надругательства над святынями – но веры не потеряли, и молитва их не оставила, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Он давал её всегда – и в голодный двадцать первый год в Поволжье, когда некоторые люди ожесточились до того, что ели друг друга, – христиане соблюдали Великий пост и отказывались принимать гуманитарную помощь, потому что это было молоко. Мы бы, конечно, воспользовались ситуацией, но они были другими. Не имея ничего, – даже храмов, – они сохраняли веру, потому что были смиренны и имели эту самую силу, которая помогала им в невыносимых условиях в войну и в оккупации, среди страха и беспредела, ужасов гражданской войны; они оставались христианами, они могли сохранить понимание другого человека и любовь к своим братьям по вере. Они не дали «лобзания Иуды», хотя ничего, быть может, об Иуде не знали.
Вот это и есть пример для нас. Люди, которые имели не что-нибудь – не знания, не книги, не интернет-ресурсы, не силу мускул, не большие и красивые храмы и чудотворные иконы – а имели в себе благодать Святого Духа, которая сохранила их в вере, и которую они не потеряли, потому что умели её хранить, понимая, что доверием Богу, упованием на Бога и смирением перед Его волей и сохраняется эта благодать. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Текстовая запись: Елена Плотникова.
Карта Сбербанка
о. Константина Корепанова
для пожертвований: 2202 2050 2739 2247
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»
