Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня интересным образом сложились отрывки из Священного Писания, которые читались на Божественной Литургии. Началось всё с пространного отрывка из Первого соборного Послания апостола Иоанна Богослова, в котором категорически звучит апостольское утверждение: если ты любишь Бога, ты должен любить и брата своего. Бог есть Любовь, а если ты говоришь, что любишь Бога, а брата своего не любишь, то ты лжёшь – Бога ты не любишь. Это замечательный отрывок, говорящий о том, что необходима любовь к брату своему, и иначе любовь к Богу проявиться не может просто потому, что Бог есть Любовь.
Современный человек слова “Бог есть Любовь” применил к себе с удобной стороны: раз Бог есть Любовь, значит, мне всё можно, значит, мне всё простится; значит, Бог с меня не взыщет. Но слова эти, “Бог есть Любовь”, предполагают совершенно иной, совершенно противоположный подход. Потому что, если Бог есть Любовь, и ты общаешься с Богом в любви, – значит, ты должен любить близкого; если ты соединяешься с Богом, если ты стоишь перед Богом, – значит, ты должен быть напитан Его любовью и должен любить ближнего своего, по-другому просто нельзя. Если у тебя нет этой любви, – значит, ты не стоишь перед Богом, не молишься Богу, не напитываешься Богом. Ты просто придумал что-то в своём сознании, и этому придуманному идолу служишь.
Но стояние перед Живым Богом неизменно, по закону вечной Жизни, по совершеннейшему закону мироздания, приводит к тому, что человек приобретает любовь к ближнему. Нет любви к ближнему – всё, что ты думаешь о Боге есть ложь, выдумка твоего сознания. Если ты не любишь ближнего – всё, что ты делаешь в Церкви, в храме, в религии, ни к чему не приводит, потому что, на самом деле, к Богу ты не повернулся, с Богом ты не общаешься, Богу ты не молишься, – это всё твои фантазии; потому что соединение с Богом, происходящее с верующим человеком в Церкви, наполняет человека любовью, изливающейся на ближних – именно потому, что Бог есть Любовь. Именно в этом состоит чудо рождения каждого человека в Таинстве Крещения от воды и Духа: рождённый от Духа, рождённый от Бога человек делается способным любить ближнего, – и этим он удостоверяет, что он действительно родился от Бога, он действительно – Божий человек, он действительно – сын или дочь Бога, способный любить других людей. Конечно, родных нам, дорогих людей мы и так любим, – хотя, быть может, правильнее сказать, что мы привязаны к ним, ибо любовь не раздражается, а мы раздражаемся; любовь всё переносит, а мы даже от любимых дочерей или от любимых матерей всего перенести не хотим и не можем. Значит, и эта наша привязанность к близким – не любовь, по существу, а просто некое отношение, которое нам приятно, и ради этого отношения мы готовы действительно кое-что потерпеть. Но речь-то идёт о любви ко всем, к каждому, когда ты не можешь закрыть сердце от человека только потому, что он тебе не знаком, или он грешен, или неприятен. Если человек способен к этому, то он рождён от Бога, потому что эту способность даёт ему Бог.
И поэтому всё христианство – в том, чтобы, стяжав любовь от общения с Богом, пойти и являть эту Божественную любовь страждущему, измученному, истлевшему, озлобленному в грехах миру. В этом и есть назначение христианства.
А второй отрывок, читаемый сегодня, рассказывает, как Христос вошёл в дом Симона, некоего фарисея, и в этом доме ко Христу приступила скверная женщина, блудница. Она, ни слова не говоря, стала омывать Ему ноги миром и своими слезами и вытирать их своими волосами, – без слов, ничего не говоря, просто плача. И Бог оставил ей все грехи, простил ей всё, потому что она явила необыкновенную веру, веру в то, что этот Совершеннейший, Который ходит по земле и творит чудеса, её не оттолкнёт. И эти слёзы, которые она проливала перед Богом, есть второе условие жизни человека. Если первое условие предполагает наши отношения с людьми, основанные только на любви к ним, долготерпении, снисхождении, прощении и неосуждении, то отношения наши с Богом основаны на нашем плаче. Христос вошёл в дом; в доме было много людей, и вообще-то пригласил Его некий уважаемый человек Симон, – а припёрлась туда скверная женщина. Но грехи были оставлены только ей. Много людей топчет дворы дома Божьего, много людей ходит в храм, много людей говорит, что они христиане, великое множество людей носит на себе кресты, – но прощение грехов получает только тот, кто плачет, только тот, кто действительно возлюбил Христа за то, что Он так безмерно любит грешного человека…
И эта женщина, которая плакала тихо, молча, даже не прося о милости, но получая её, – даже не ожидая этой милости, а просто свидетельствуя о себе, что она – ничто; а вот этот Человек для неё – всё, – она получила прощение. И тот, кто плачет перед Богом о своём грехе, о своей немощи, о своём ничтожестве, кто способен умывать Его ноги – тот получает прощение, тот соединяется с Богом, приобщается к любви Божьей, которая очищает его от всякого греха и делает способным любить другого человека.
И, таким образом, человек плачущий делается способным исполнить заповедь. А чтобы исполнить заповедь о любви к другому, нужно плакать, умывая ноги Христа своими слезами. Мы не делаем первое – не можем делать и второе. Мы не можем любить, потому что не плачем. И мы не можем плакать, потому что ничего не делаем для человека, если это грешник. Мы что-то делаем близким, делаем тому, кому делать приятно, или тому, от кого можно что-то получить. Но так делают, так поступают все люди на земле, а христианин тем и отличается, что он делает это тому, кому не хочется, от кого что-то получить не надеется. И, когда он начинает делать это, служа ближнему, у него открывается источник слёз, и он сознаёт, как он немощен и как беспомощен, как велики его грехи, и как нужна этим грехам милость. А человек плачущий приобретает благодать любви и делается способным любить.
Вот так сегодня в двух отрывках из Священного Писания открыта тайна жизни со Христом: “Плачь и люби! Люби и плачь!” И так ты будешь всегда со Христом, во Христе, и всегда будешь способным жить с Ним и в Нём, – а, значит, любить всех всегда, вечно, пока стоит этот мир, пока длится твоя жизнь, – а потом и в вечности, ибо Царство Божие есть любовь. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Оператор: Сергей Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова.
