Видеозапись сделана 30 сентября 2021 года во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
На Богослужении читался отрывок из Евангелия о том, как Господь наш Иисус Христос насытил малым количеством хлеба более пяти тысяч человек (Мк 6:30–45).
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Сегодня вы слышали евангельское повествование о том, как Господь наш Иисус Христос насытил малым количеством хлеба более, чем пять тысяч человек. Историю вы эту слышали множество раз. И всякий раз, естественно, сердце изумляется этому чуду: как это пять хлебов, какого бы размера они ни были, смогли насытить пять тысяч человек, и после этого собрали еще несколько корзин недоеденного хлеба. Как же так умножился хлеб? Говорится сегодня в отрывке евангельском: «И поднял Христос глаза к небу, и благословил хлеб, и раздал.» Он призвал имя Бога Своего. Он возблагодарил Его за посланный хлеб. И когда Он благословил этот хлеб, то хлеб этот насытил всех и остались даже излишки.
Если бы мы так делали; если бы мы просто верили, что каждый кусочек хлеба, который есть в моем доме, есть дар Божий, и благодарили бы Бога за этот дар, то, по крайней мере, в нашем бы доме хлеб никогда бы не переводился. Ибо такова природа вещей, что, когда человек благодарит Бога за то, что имеет, у него умножаются дары Божьи. А человек, который крадет у Бога дары, тот, естественно, лишается всего. И мы, по большому счету, все воры. Причем, Священное Писание устами пророка Малахии так нас всех и называет. Ведь мы думаем искренне, что хлеб на нашем столе, рис или макароны в наших закромах, мясо или рыба в нашем холодильнике – это плод наших собственных усилий, и это ни в коем случае не дар Божий. И молитву мы, когда читаем перед едой, мы читаем ее просто потому, что надо. Мы не верим всем своим сердцем, что Бог даровал нам эту еду. А мы должны возблагодарить Его за то, что Он нас сегодня накормил: это – Его дары, это – Его рука: этот хлеб – от Него, эта рыба — от Него, это мясо — от Него, от Него этот рис или макароны. Это всё – щедрость Его. И, если бы мы исповедали это и благодарили бы за каждый кусок хлебушка, который мы вкушаем, то наши житницы бы умножились, и у нас было бы достаточно, чтобы подавать нуждающимся, чтобы кормить не только себя, но и тех, кто голоден. И потому нам не хватает сейчас нормальной, настоящей еды, что мы перестали благодарить Бога. Мы считаем всё, что это – наше, что это – моё, что мои руки, мои силы, моё здоровье сделали это, — а никак не Бог.
И, если бы мы посмотрели глубже и дальше, если бы мы поняли, что такое благословить Бога. Если бы мы поняли, что означает слово благословение, то что бы сделалось тогда с нами? Что значит, что каждое наше богослужение начинается со слов «Благословен Бог наш, всегда ныне и присно и во веки веков»? Мы этими словами свидетельствуем, что мы благословляем всё, что дал нам Бог, что мы принимаем от Него всю эту жизнь, какую Он нам дал, всю эту эпоху, всё это время, — всё то, что есть, всё то, чего у нас нет, всё то, что стоит или движется в нашей жизни. Мы говорим: «Да, Господи, Ты – благословен, Ты всё сделал разумно, красиво, хорошо, щедро, добро. Мы довольны Твоей властью, Твоей силой, Твоей милостью.» Так бы мы, по идее, должны бы сказать. А мы словами-то говорим «благословен Бог наш», но сердце наше не говорит этих слов. И потому мы не чувствуем потоков Божественной любви, изливающейся на нас с небес. Мы ропщем, мы всегда всем не довольны: размером зарплаты и пенсии, состоянием наших детей и внуков, мы не довольны погодой, мы не довольны страной, мы не довольны временем, мы не довольны государством, мы не довольны соседями, чиновниками, немощными нашими близкими, жёнами, мужьями, — мы ничем не довольны. Мы всегда ропщем: «Не то Ты, Господи, делаешь; не так нужно поступать. Мы же умнее, мы же лучше знаем, Господи: вот тут надо было так, тут надо было так. Ну, что же Ты опять, Господи, ошибку-то сделал?» — вот как мы думаем, вот что мы говорим ропотом своим. И потому сердце наше жесткое, и потому жизнь у нас тяжёлая, что мы ропотом своим закрываем от себя же самих небеса, так что благодать Божья не может излиться на нас. Ибо только благодарный человек воистину верит. Ибо как неблагодарный может верить? Ведь неблагодарный ропщет, он говорит: «Ты, Господи, дал мне не тот дом, не того мужа, не ту жену, не ту зарплату, — значит Ты глуп, Господи, или слаб, или зол. Если Ты мне не дал то, что мне надо – одно из трёх: либо Ты не можешь, либо Ты не понимаешь, либо Ты не любишь меня.» Вот, что значит ропот. Какая же это вера? Где же она здесь? Ведь вера говорит, что Бог наш благ, и щедр, и могуч, и мудр. И всё, что Он делает – есть благо совершенное и окончательное…
Поэтому и получается, что устами мы говорим одно, а сердце наше наполнено горечью и ропотом. Мы недовольны, а значит мы не верим в то, что Бог воистину мудр, и воистину добр, и воистину любит нас. А раз у нас такое неверие — оттого мы ничего и не получаем. Ибо вера есть то, что открывает для нас ту самую дверь, через которую любовь Божья, свет Божий, тепло Божье, щедрость Божья изливается на каждого человека. Поверим, что Он – мудр, и примем посылаемую Им жизнь, поверим, что Он любит, и примем посылаемые нам скорби. Ведь принимаем же мы руки хирурга, режущего наше тело, чтобы спасти. Поверим мы в Бога и поверим в Его могущество, в Его всемогущество. И будем бояться Его, а не тех людей, которые грозят нам из каждой подворотни. Ибо никто из них ничего не сможет сделать. Только Бог может отдать или не отдать нас в их руки. Давно бы мы все были мертвы, если бы Бог не защищал нас, если бы Бог не отгораживал нас от ненависти ненавидящих нас людей.
Поверим же в Бога, который есть и щедрость, и любовь, и мудрость, и сила, — и тогда в нашей жизни всё переменится. Не будем роптать, не будем клеветать на Бога, потому что ропот плох не тем, что он плох, а тем, что он закрывает от нас небо и делает нас проклятыми людьми в том смысле, что ни одно благо больше на нас не изливается. Нет ничего опаснее, опаснее ропота. Никто же из нас никогда в здравом уме не полезет на высоковольтную линию и не будет прикасаться к тем проводам. Он знает, что последует, — и никто этого делать не будет. Точно так же и ропот. Это – смерть для человека. Это не плохой поступок, это не плохое дело. Это — просто смерть, потому что, если человек ропщет, он отрекается от веры. Если он ропщет – он не может вознести молитву. Какой смысл в ней, если он не верит в щедрость и любовь Божью.
Примем жизнь такой, какой послал нам её Бог. Примем наших близких: детей и внуков такими, какими сделали их мудрость Божья и наши грехи. Примем и примиримся со всеми людьми, которые нас окружают. Они такие, какими послал их нам Господь. Примем их такими, ибо именно такими и привёл их к нам Бог. И тогда вы увидите, какие великие изменения произойдут в вашей жизни и в вашем сердце. Благословите Бога, благословите каждый Его день. Начните каждый день и закончите каждый вечер словами: «Благословен Ты, Господи. Я доволен тем, что Ты мне дал. Да будет имя Твое святиться и прославляться, и во веки веков да будет хвалиться Твоё удивительное, чистое, светлое Имя. Аминь».
Автор: Константин Корепанов
Оператор: Сергей Комаров
Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова
