Вернуться к списку

Проповедь о.Константина Корепанова на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7.04.2022)

Добавить в избранное 💚

Слово священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга 7 апреля 2022 года в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице»… Мы привыкли к этому сюжету; мы привыкли видеть Женщину, держащую в руках Младенца, привыкли видеть лик Девы, склонённый смиренно, потупив очи… Мы привыкаем к некоему образу некогда происходивших событий, и замыливается наше сердце, оно не чувствует того, что происходит — что происходило когда-то, что мы сейчас вспоминаем. Всё человечество призвано в смерть — не в том смысле, что оно умирает, — а в том смысле, что оно прикрывает смерть: всё человечество как бы живёт в смерти, смерть есть то, чем дышит, питается, существует человек, — и, естественно, как всякая смерть, бытие человеческое наполнено отчаянием, и это отчаяние ясно слышится в пророческих словах, когда Бог обличает людей, призывая их к праведности, — а потом говорит: «впрочем, вы же не можете быть праведными, вы же не можете не грешить, вы же всё равно — люди, которые рождены на смерть, вы — пища для огня — что с вас взять?» И вот, когда ты чувствуешь это отчаянное положение человечества, его страшную беду и тугу, о которой мы забыли, слишком легкомысленные, потому что живём по ту сторону прихода в мир Бога, — нам не знакомо это бездонное отчаяние, о котором свидетельствует праведнейший из людей, Иов: «А что ты ни делай — хоть святым стань, хоть на небо взойди — всё равно ждёт тебя ад — и больше ничего: ты всё равно будешь тлеть в земле, и душа твоя будет гореть в бездонном мраке и в холоде, без жизни — хоть ты что сделай!» Нам это чувство не знакомо, — нет, у нас даже человек некрещёный, неверующий и не знающий Бога всерьёз верит, что его ждёт бесконечная и счастливая вечная жизнь; ему даже в голову не приходит, что есть какая-то альтернатива этому.

И вот эта бездонность смерти, бездонность отчаяния приклоняется Богу, и всё зависит от юной Девочки: что Она скажет? Конечно, Её готовили к этому много тысяч лет предыдущие поколения Её предков; конечно, Она — необыкновенный человек, каких доселе не было, но Она — человек, и потому Она может сказать Богу: Нет! Я боюсь, я не буду! Мне неловко, мне стыдно: кто я такая? Да зачем это мне нужно? Жила же я спокойно -и прочее, что говорим мы, когда слышим подобные слова Бога. Но Она склонила голову и сказала: «Я — раба Господня. Да будет Мне по слову твоему».

И Небо пролилось на землю; «Дух Святый найдет на Тя и Сила Вышнего осенит Тя» — и отныне сокровища Святого Духа неразрывно, неотменно, нераздельно пребывают в человеке. Мир всем! Навсегда и навеки веков! Даже в конце этого времени, когда всем будет казаться, что Бог оставил этот мир, Он его не оставит. Даже в последний день торжества власти антихриста Дух Святой будет среди людей. Только люди ожесточатся, очерствеют настолько собственным неверием, что не будут этого чувствовать.

И всё это — благодаря Любви. Многие говорят о чистоте, не очень-то понимая, что такое чистота. Да мало ли девственниц на земле было и есть! Её чистота не в том, что Она не думала о мужчине — нет, не это главное. Её чистота — в том, что единственным сокровищем в Её сердце, единственной любовью, единственным стремлением в Её жизни был Бог — настолько, что ничто другое не вмещалось в Неё. Всё, что в Ней было, вся Её душа, всё Её сердце были обращены к Богу и были чисты в том смысле, что ни одного мирского желания, мирской надежды, мирской жажды в Ней не было, — а только так бы сделать, как скажет Бог.

Вот в этом была Её чистота, и в этом смысле чистота доступна каждому из нас, иначе Бог бы не сказал: блаженны чистые сердем. Каждый из нас может очистить своё сердце так, чтобы единственным — именно единственным желанием человеческого сердца было исполнить волю своего Бога. У нас есть такое желание, но в сердце у нас много и других желаний, сильнее или слабее, — но они есть. Поэтому наше сердце не чисто. Мы желаем много чего и просим этого своего у Бога. Многие думают, что Бог пришёл для того, чтобы стать волшебником, как в старой детской песенке: чтобы давать нам мороженое, шоколад, здоровье, радость, детей, деньги или ещё что-то. Мы свято верим, что Церковь существует для того, чтобы исполнять наши желания, но она существует для того, чтобы научить, привить человеку в качестве единственного желания его сердца — исполнение воли Божией. Итогом пребывания каждого из нас в Церкви должно быть состояние, когда мы подходим к Богу и говорим: «Я — раб Твой, Господи! Что Ты велишь мне сделать? Я пойду и сделаю».
В этом — и начало, и конец христианской жизни. Для этого всё создано в Церкви. Для этого нужна аскетика, для этого нужны богослужения, для этого там поётся и читается, — для этого мы молимся, существуют иконы, образа, и даже чудесные цветы в этом храме — всё это для того, чтобы человек научился и смог сказать Богу всем открытым Ему сердцем: «Я — раб Твой. Что Ты хочешь, чтобы я сделал?» Ибо все мы, как пишет Симеон Новый Богослов, должны стать неопалимой купиной, в которую Бог вселился и живёт, не опаляя нас. Нет нам никакой пользы от Христа, если Он не воплотился, не родился, не вместился внутрь нас, как Он вместился в Пречистую Деву. Мы сами должны стать этой неопалимой купиной, стать храмом Святого Духа, и единственный путь к этому — исполнение воли Божией. Единственный путь — это думать, дышать и говорить: Господи, Отче наш! Да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле! Аминь».

Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Наталья Лопато
Текстовая запись: Елена Плотникова.

Добавить в избранное 💚