#оКонстантинКорепанов 9 февраля 2023 года. Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Екатеринбурга. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня вы слышали Евангельские слова Господа Иисуса Христа о Втором Его пришествии на землю. Он говорит Своим ученикам, и подчёркивает всем, кто слушает Его: «Бдите! Бдите!» — в буквальном смысле: «Не спите! Не дремлите! Не помрачайте никаким образом своё сознание, — чтобы вы всегда были бодры и, услышав скрип калитки, могли бы встретить своего Хозяина.» Именно такой образ рисует Христос: слуга, ожидающий возвращения своего хозяина. Он не знает, когда придёт хозяин, когда он вернётся, он просто его ждёт. Раб нерадивый просто спит: какая разница, хозяин всё равно за что-нибудь накажет. И если есть возможность поспать — он спит, а если даже что-нибудь и проспит, то думает: “Как-нибудь выкручусь”. А человек, который любит, — он бдит, он ждёт возвращения хозяина, потому что он хочет, чтобы хозяину было приятно. Нам трудно понять психологию слуги или раба; мы не можем смириться с этими образами, они на нас давят, мы уже давно не ощущаем себя ни рабами, ни слугами. Вот — ребёнок, ожидающий возвращения своего отца или матери: он один дома, и ждёт, когда они вернутся, — или он, или она, — или оба вместе. Он что-то готовит, что-то придумывает, он скучает, тоскует, если они задерживаются. Он может, конечно, задремать, но он не ляжет в постель. Он задремлет здесь, у двери, по немощи тела и немощи своего возраста, но от двери он не отойдёт. Потому что он ждал родителей, — и они, придя и увидев свернувшегося калачиком перед дверью ребёнка, понимают всю его тоску и любовь. Он не смог донести их, у него не хватило сил, но они видят достаточно, чтобы понять, как сильно было ему тоскливо, как плохо ему было без родителей, и не надо так заставлять ждать своего ребёнка, когда он один дома. Это очень важное свойство человеческой души; может, мы ещё не забыли, как сами были детьми, — и это поможет понять, как нужно ждать Бога, как нужно надеяться, что Он придёт пораньше и ждать Его возвращения, — как о родителях — думая только: «Вот, они вернутся, и я им скажу…» — так же: «А Он придёт, и я Ему покажу… А Он придёт — а я здесь стою…». Все мысли — о том, как Он придёт, и я Его жду. Но, на самом-то деле, мы, конечно, так не делаем. На самом деле, мы обрадовались, что Его пока нет. Мы довольны тем, что Он медлит, мы довольны тем, что Он не приходит, мы счастливы, что умирать — не завтра, и, значит, можно ещё покопошиться в грязи, посмотреть в компьютер, подраться, поругаться, что-то стащить, что-то пожрать, ещё что-то сделать такого, пока Он не пришёл. А если придёт вечером сегодня, мы скажем: «Господи! Я же не знал, что Ты сегодня придёшь, а так-то — по идее, я Тебя люблю!» Но Бог смотрит в сердце, только в сердце. Ему не важно, чтó мы говорим, Ему не важно даже, чтó мы делаем. Ему важно, чтó у нас внутри, с какими мыслями, с какими чувствами мы делаем. И поэтому бдение человека, то есть, внимательное ожидание возвращения своего Хозяина для всякого верующего христианина становится, рано или поздно, состоянием его души и тела. Он постоянно на посту, всматривается в даль, всматривается в ночь этого мира, ожидая, что, наконец-то, когда-то взойдёт солнце, что Он придёт, что эта тьма не будет продолжаться вечно. Ожидание — вот состояние верующего человека. Ожидание Бога всегда, всякий час своей жизни. Как влюблённый, который ждёт, когда позвонит возлюбленная, и всегда этому рад, даже если разбудили, даже если начальник, даже если он не в состоянии ответить, — он всегда рад, что ему звонит возлюбленная. И так же — человек, который живёт со Христом, — он всегда рад, что его зовёт Бог, когда идёт к нему Бог, когда Бог подвигает его к какому-то служению. У меня много детей, — а квартира маленькая. И вот, даёшь одному задание, другому задание, третьему задание — а на четвёртого уже не хватает. Четвёртый плачет: «Почему мне ничего не дашь? Почему все будут что-то делать, а я — что?» Вот так должен думать христианин. Все дети плакали у лица Бога, у порога храма: «Почему все делают дело Божие, — а я ничего не делаю? Почему все что-то делают для Тебя, Господи, а я — ничего? Неужели Ты совсем меня не любишь, и не дал мне никакого дела, не поручил никакого задания? Я совсем, что ли, опротивел Тебе?» Но мы рады, что о нас снова забыли, что у нас есть возможность заняться в своё удовольствие своими попечениями, своими многочисленными удовольствиями и радостями и грешками, — маленькими, конечно, чтобы больших Он не заметил. Вообще-то мы все должны прийти к Нему и сказать: «Вот я, Господи! Что я могу для Тебя сделать?» — потому что этот вопрос выражает любовь. Любовь — желание что-то для Него сделать, так много сделавшему для нас. Аминь. Автор: Константин Корепанов Видеозапись: Нина Модер Текстовая запись: Елена Плотникова
Вернуться к списку
