#оКонстантинКорепанов 25 февраля 2023 года. Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Храме-памятнике на Крови г. Екатеринбурга. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Все мы здесь, в Екатеринбурге живущие верующие православные христиане, и без этой молитвы примерно представляем, что довелось пережить этим людям, этой семье, этим христианам: претерпели клевету и поругание, и отнятие имения, и нищету, и болезнь, и поругание душ и телес, издевательства и насилие, — всё претерпели безропотно, не впадая в уныние: Бог дал — Бог взял; всё равно, с собой мы это в Царство Божие не возьмём. Отречься от всего на этой земле мы, рано или поздно, должны, каждый из нас, — может быть, это будет не так жестоко, как у царственных страстотерпцев, но как-то будет. Ляжем мы на смертный одр, и поймём, что ничего отсюда не возьмём, и всё без нас будет расхищено, разворовано, разорено, опоганено, — и мы должны будем всё равно это оставить и пойти только стем, что мы сами по себе есть. Поэтому, живя среди святых людей, икон царственных страстотерпцев, среди мест их памяти, свидетельствующих о мученической кончине, как-то негоже нам, христианам, ссориться — будь то с учителем, или с администрацией, — будь то со своими коллегами, сокурсниками — из-за открытого окна, из-за жары, из-за несделанного задания, — совершенно ничего не умея потерпеть. Мы озлобляемся всякий раз, когда кто-то покушается на что-то наше: на наше время, на наш отдых, на наши желания. Мы не достойны святых, мы не достойны ни их памяти, ни их имён. Мы не достойны звания христианина и не достойны носить крест на груди, ибо крест свидетельствует о том, чтó Он потерпел, — просто потерпел, — а мы терпеть не хотим. Мы не хотим потерпеть даже самой малости; мы сердцем своим не можем нести Христа. На груди-то Он у нас есть, а в груди Его у нас нет, и в мыслях наших нет, и в жизни нашей, в поступках, в семьях, в стране нашей нет, потому что мы ничего не хотим терпеть. Мы словно пришли в Церковь для того, чтобы Бог сделал нас — сегодня, здесь и сейчас — счастливыми, дал нам всё, что нам взбредёт в голову, будто здесь — Царство Небесное, будто бы путь к Царству Небесному — не крестный. Будто бы не нам сказано: «Возьмите крест и следуйте за Мной». Мы всегда с таким удивлением смотрим на человека, который посмел от нас чего-то потребовать, в чём-то нас упрекнуть, сделать нам замечание, мы едва ли не языком говорим, — в сердце-то и подавно: «Да как ты смеешь! Да кто ты такой? Да как ты посмел от меня что-то требовать! Да как ты посмел сделать мне замечание! Какой ты после этого христианин, если ты делаешь мне замечание! Где твоя любовь?» А где — твоя? Каждый должен судить себя. И образ Царственных страстотерпцев — это образ любви, в первую очередь, любви друг ко другу. Из этой любви друг ко другу выросла любовь к Богу, — постепенно, потихоньку, по мере терпения, по мере лишений, выросла их любовь, — возросла, окрылилась и вознесла их к Престолу Всевышнего. И мы так же должны должны терпеть, друг друга немощи носить — и только так можно исполнить Закон Христов. И вот, ещё два дня — и будет пост. Конечно, каждый думает: «Как я буду поститься? Что мы будем есть, как будем обманывать свой живот и свою совесть, чтобы пичкать живот чем-нибудь вкусненьким, но при этом поменьше себя в чём-то ограничивать. А мысль накануне поста должна быть: «Чтó я могу в себе изменить? Какую заповедь, наконец, я готов услышать? Какую заповедь я готов исполнить?» Наконец-то надо от чего-то отречься, и каким-то образом припасть ко Христу. А это невозможно сделать, если не примириться. Нет, здесь сказать: «Прости меня!» несложно. По большому счёту, здесь нет мужей, жён, матерей — здесь нет тех людей, которые ссорятся больше всего в семье. Здесь — люди, живущие, более или менее, в мире. Сказать здесь: «Прости!» — несложно. Но, раз несложно, — то ничего не значит. А вот там, дома, надо вспомнить сегодняшний чин прощения, надо вспомнить: кого я обидел? Кто обидел меня? — заглянуть в своё сердце, посмотреть: где там неприязнь к человеку? Какого человека я не хочу видеть? Какого человека я не могу принять? Кому я не могу посмотреть в глаза? Против кого в моём сердце роятся злые слова? Не надо лукавить, и идти к этому человеку тоже не надо, это же наше сердце, а не его. Надо принять этот вызов нашего грешного сердца, и начать молиться за этого человека, — молиться, чтобы моё сердце простило его обиду. .. Окончание — в первом комментарии к этому видео.
Окончание текстовой записи проповеди (начало — в описании к этому видео): «Мы очень легко думаем, что словом «прости» можно исцелить сердце, — нет, нельзя, не получится. Надо помолиться, чтобы в сердце вошёл Христос, призвать Его туда, захотеть и выбрать любовь. «Господи! Дай мне любовь к этому человеку, к которому у меня неприязнь! Не к тому, с кем я хочу жить или спать, или работать, — а к тому, кого я не люблю, дай мне любовь! Потому что, если я его не люблю, Царство для меня закрыто, Христос от меня отвернётся. Ничего я тогда не получу не только в дни поста, но и во всю мою жизнь не получу ничего, потому что я не простил, не примирился с ближним — и Бог не примирится со мной. Всё — в нашем сердце: как мы к людям — так и Бог к нам. Простим всех, посмотрим в сердце: ничего, ни одного человека нет, к кому бы я относился с неприязнью, любому смотрю в глаза, о любом хорошо думаю, — знайте: мир Христов вселился в ваше сердце, и ваши грехи прощены, Бог никогда вас не оставит. Но если к кому-то есть неприязнь, не обманывайте себя: Бог не примет ваших жертв. Поэтому здесь, сейчас совершая прощение, мы не просто умилимся сердцем, — мы примем задачу, пойдём сейчас в келью, рассмотрим, и на пост возьмём послушание: молиться о стяжании любви тем людям, которые вызывают у нас неудовольствие, неприязнь или смущение. Аминь».
Автор: Константин Корепанов Видеосъёмка: Светлана Серафимович Текстовая запись: Елена Плотникова