Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга 10 октября 2021 года. На богослужении читалась Евангельская история о чудесной ловле рыбы на Геннисаретском озере, и о призвании Господом на служение Его первых учеников (Лк. 5:1–11).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали евангельскую историю о том, как Господь наш Иисус Христос призвал некоторых из своих учеников. Ловили рыбаки рыбу — обычное житейское дело. И, как это обычно бывает в житейском деле, ловили — и ничего не поймали. И Христос, проходя мимо, увидев их бестолковую работу, говорит Петру, которого знал, — говорит: «Закинь-ка сеть там и там.» Петр отвечает: «Господи, так мы всю ночь закидывали и там, и там, и здесь, и вон там кидали — толку никакого нет.» На этом диалог мог бы и закончиться, как он заканчивается, практически, у всех у нас. Всякое Богообщение на этом и заканчивается. Мы ведь всегда найдем, что сказать человеку, который пытается нам помочь, или научить, или дать совет. Мы говорим: «Да делали уже, да было это уже, да все это я проходил — не получается у меня ничего.» Мы всегда оправдаемся. Но Петр дальше говорит: «По слову Твоему, Господи, я всё же закину сеть». И, когда они закинули сеть, то в ней оказалось столько рыбы, что они не могли вытянуть сеть. И Петр позвал друзей своих на другой лодке, и когда они стали вытягивать сеть и переваливать рыбу в лодку, то лодка начала тонуть от такого великого множества рыбы. Тогда апостол, познав силу Божию, действующую в устах этого Человека, этого Пророка, пал перед Ним на колени, и Господь говорит ему великое, по крайней мере, в его жизни, обетование: «Ныне будешь ловить людей».
Мы все делаем так же. Мы все что-то делаем в нашей жизни. Ну, как нам кажется, вроде бы мы даже и хорошие люди: и хорошие поступки творим, и, вроде, даже пытаемся прощать, и даже пытаемся любить, — да более того — даже любим, и даже пытаемся от чего-то воздерживаться, и вроде того, как поститься, и даже, вроде бы, и молитвы читаем. Ну, в общем, ведем мы такой благообразный образ жизни, вполне себе хороший. И всем нам представляется, вследствие некой благообразности нашего хорошего поведения, особенно если мы не забываем при этом смотреть в зеркало, то мы видим, что мы действительно — вполне добропорядочные христиане. И когда у нас ничего не получается, мы приходим с недоумением к Богу и говорим: «Господи, почему? Я же вот и пощусь, и молюсь, и добро творю, и посты соблюдаю. Почему же моя жизнь идет под откос? Почему ничего не получается? Почему, вот вроде, как написано в книгах святых отцов и в Твоем Евангелии слова какие-то — у меня все не так выходит. Все напрасно получается: и молиться, и прощать, и добро творить — ничего не получается. В жизни, как было, как она шла плохо, — так и идет, даже еще хуже». Но ведь на самом деле все, что мы делаем в своей жизни, якобы благообразного, мы никогда не делаем это потому, что так сказал Христос. Мы, конечно, прощаем человека, — ну, пытаемся, по крайней мере, — но пытаемся это сделать, потому что мы хотим быть добрыми, потому что мы хотим сохранить мир, потому что нам очень удобно, когда нет между нами никакого конфликта. Когда же другие мотивы двигают нашей жизнью, мы говорим: «Нет, не прощу я этого человека. Вы знаете, что он мне сделал? Вы знаете, что он мне сказал? Это невозможно простить». То есть, всякое наше желание прощать исчезает, когда дело касается серьезных вопросов, а не просто сохранения какого-то приличного общения, вежливого общения с людьми, — тогда мы не простим человека. И, сколько бы нам кто не говорил, что этого требует Христос, мы говорим: «Да что толку. Это невозможно. Это бессмысленно. Если всех так прощать, то куда мы зайдем?» Или человеку говорится, что надо помолиться о том, чтобы было то или другое, случилось это или то. «Так я же, — говорит, — молюсь, молюсь я. Я непрестанно читаю молитвы». Но ведь это — совсем не то, что говорит Христос. Он говорит: «Зайди в клеть твою и помолись в тайне, чтобы молитва, творимая тобой, была заключена в сокровищницах сердца, а не была произносима языком, потому что это вовсе никакая не молитва». И ещё много чего другого.
Всякий раз мы делаем нечто, но делаем это потому, что хотим быть хорошими, потому что хотим, чтобы люди к нам хорошо относились, потому что хотим сохранить мир с людьми, нормальные человеческие отношения. Мы хотим быть вежливыми, здоровыми, справедливыми, умными, выглядеть хорошо в глазах других людей. Мы все это делаем по мотивам, никакого отношения ни к Богу, ни ко Христу, ни к спасению не имеющими. Потому и ничего с нашей жизнью не происходит.
Люди прощали друг друга всегда. Но прощали только то, что легко простить. Люди заботились друг о друге всегда. Что, китайцы не заботятся о своих детях? Что, китайцы не любят своих родителей, не заботятся о матери, об отце? Что, китайцы не хранят чистоту своих отношений до брака или не живут счастливо в браке? Все это есть. И у всех народов есть и всегда было. Но наша жизнь, когда мы пришли в церковь, должна начинаться с того, что мы сказали: «По слову Твоему, Господи, я сделаю то, что Ты велишь. Ты велишь прощать — я пойду и прощу. Не важно кого и за что. Это не имеет значения. Ты сказал простить, я пойду и буду прощать. Ты сказал молиться за обижающих».
Вот, простая вещь — молиться за обижающих людей. Заповедь, которую все слышали, все знают. Но люди молятся за обижающих только для того, чтобы этот обижающий смягчился, чтобы он изменился, чтобы этот обижающий образумился и попросил у меня прощения и понял, какая я замечательная жена или мать, и склонил передо мной свои колени. Но Бог говорит про молитву за обижающих не потому, что они должны измениться, а для того, чтобы изменились мы, чтобы изменилось наше сердце. Он не обещает, что наша молитва за обижающих приведет к тому, что обижающий станет праведником, или покается, или попросит прощения. Он требует, чтоб мы молились за обижающих, потому что это и есть подлинно человеческое действие. Потому что только так мы и станем богоподобными, ибо Христом Бог прощает нас всех. Только так мы станем христоподобными, потому что Христос так прожил жизнь. Но мы не делаем этого. И когда ничего не происходит с обижающим нас человеком, мы бросаем это дело и говорим: «Не работает». Что не работает? Если ты молишься за обижающего, ты должен это делать потому, что так велит Христос. И, пока тебя обижают, ты должен молиться за обижающего, потому что таково слово твоего Бога. И никак нельзя сделать иначе.
Если бы мы всё, что делали, делали только потому, что так сказал Христос, то мы бы и увидели, как изменяется наша жизнь. Не в смысле умаления скорбей. Она изменяется потому, что сердце наше становится шире, больше; что в него, в это сердце, входит благодать, потому что мы познаем Бога, познаем божественную любовь и, наконец-то, делаемся способными к исполнению заповедей Христовых, делаемся способными любить и прощать. Это — изнутри нашего сердца прорастает в нас. Как сказал Христос: «Из чрева вашего потекут потоки живой воды».
Всё в этой жизни нужно делать потому, что так сказал Бог, если же мы делаем это по иным мотивам, это ни к чему не приводит. Даже если мы делаем именно то, что сказал Христос. Только тогда, когда мы это же делаем по слову Бога, тогда и созидается наше сердце. И тогда чудесный улов в нашей жизни непременно себя обнаружит, и мы непременно склоним свои колени перед Богом, исповедуя Его силу, Его благость, Его любовь, милость, всемогущество, и поймем, что вся наша жизнь есть плод, возросший на этой удивительной виноградной лозе, которая есть Христос. Аминь».
