22 мая 2022 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, в день памяти святителя Николая Чудотворца храм в честь Преображения Господня г. Екатеринбург. Уктус. http://preobrazgenie.org/ отметил свой престольный праздник.
Предлагаем вашему вниманию проповедь иерея Константина Корепанова, записанную и опубликованную прихожанами храма, участвующими в этом Богослужении https://vk.com/wall-44593594_8027
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали евангельское чтение, которое читается в пятую неделю по Пасхе. Это история, очень интересная сама по себе. Христос устал, остановился у колодца. Ученики пошли в ближайшее селение, чтобы купить какой-то пищи: с собой они ее не имели. И в этот момент приходит на колодец женщина самарянка. Христос измождён, Он устал, Он голоден, у Него жажда. И Он просит ее: «Дай Мне пить». А женщина — обыкновенная женщина, самая обыкновенная, из таких, которые наполняют улицы и наших городов, с сарказмом говорит Ему: «Что же Ты ко мне обращаешься-то? Евреи же с самарянами не общаются. Воды захотел? Деваться некуда?» А Он ей говорит: «Если бы ты знала с Кем говоришь, если бы ты знала, что Я могу дать такую воду живую, которая течёт в вечную жизнь, то ты бы иначе относилась и говорила». Женщина продолжает по-прежнему: «Как же, конечно, дашь Ты мне воду! У Тебя даже почерпнуть нечем — ничего Ты сделать не можешь». И с этого начинается разговор — с очень обычного уличного сленга этой женщины. И когда Он ей говорит: «Иди позови мужа своего». Она говорит, не собираясь, конечно, никого звать: «Нет у меня мужа». И неожиданно призналась Ему в правде. И Он обличает её и говорит: «Воистину ты правильно сказала, нет у тебя мужа, ибо пять было их у тебя. И тот, с кем ты сейчас живёшь, тебе не муж». И вот здесь сердце женщины взыграло, возрадовалось — и этим она отличается от миллионов других женщин, которые ходят, торгуют, носят воду, потрошат куриц и готовят на стол. Она говорит: «Господи, вижу, что Ты — пророк». И задаёт Ему прямой и очень важный вопрос, хотя могла бы вполне в стиле обыкновенной женщины-болтушки сказать: «Сейчас! не муж мне! муж: живу с ним – значит, муж. Кушать готовлю – значит, муж. Под одной крышей живём — значит, муж. Тоже мне, нашелся тут знаток душ человеческих». Развернулась бы и ушла. Он ведь обличил ее, говоря, что в сущности, она — блудница, ибо мужей меняет очень легко. Но она не обиделась. Она обратила внимание не на то, что Он ее обличает, а на то, что Он знает тайны, открываемые только Богу. И она спрашивает Его: «Вот вы, иудеи, поклоняетесь в храме, мы поклоняемся на этой горе. Где же правда?» Зачем она, женщина обыкновенная, без богословского образования задаёт этот вопрос? Ну, значит, ей важно. Она думает там, в тишине своего дома, жилища, когда готовит на стол или обрабатывает, возделывает сад, она думает об очень важных вопросах.
И это замечательная, удивительная и по-прежнему для меня непостижимая тайна: как обычный человек, обычный сантехник, тракторист, слесарь, домохозяйка, продавщица — не интеллигент, не человек семи пядей во лбу — обыкновенный самый простой человек загорается жаждой знаний духовных вопросов. Что его приводит в храм? Почему в его сердце рождаются мучительные вопросы, которые даже умных людей не волнуют? «А где Бог? А какой Он? А где я могу Его встретить? А как нужно Ему молиться?» — спрашивает человек, едва закончивший четыре класса. Откуда рождаются в душе человека эти вопросы? Как Дух Святой находит жилище в маленьком, сморщенном, грешном человеческом сердце? Это — загадка и тайна: как Он, приходя в нашу грязь, находит в грязных наших сердцах место для того, чтобы там на крошечку вселиться? А вселяясь в нашем совершенно не приспособленном сердце, Он рождает духовные запросы, которые приводят нас к храму, к священнику, к книге, к Библии, к Евангелию. И мы начинаем мучительно думать, переживать, молиться, читать, искать Бога, искать ответа на мучающий нас вопрос. Эта женщина спрашивает: «Так где же нужно молиться?» И Христос, отвечая на вопрос, говорит ей: «Иудеи поклоняются Богу, которого знают. Вы поклоняетесь Богу, которого не знаете. Но наступает время, когда люди будут поклоняться Богу не на горе, — ни на той, ни на другой, — ни в том или другом месте, а везде, во всяком месте, во всяком состоянии, лишь бы это состояние было состоянием Духа и Истины. Ибо только таковых поклонников принимает Бог». И женщина, услышав эти слова, спрашивает, еще глубже и еще точней: «Говорят, что придет Христос, и Он сделает все, что нужно для того, чтоб человек поклонялся в Духе и Истине».
И Христос единственному человеку – единственному – женщине развратной, испорченной уличной женщине говорит: «Это Я. Я есть Христос». Больше никому Он этого не сказал: ни ученикам, ни допрашивающим его книжникам, священникам, первосвященнику – никому не дал ответа, что Он есть Христос — ни до Креста, ни с Креста — никому не дал. Только ей Он сказал: «Я есть Тот, Кого все ждут». И женщина, хотя пришла за водой, бросила этот кувшин и побежала в деревню.
Слова, сказанные Христом женщине-самарянке, с тех пор волнуют сердца человека. Оказывается, поклоняться Богу нужно Духом и Истиной — никакого другого поклонения Бог не примет. Только такое поклонение принимается Богом – поклонение Духом и Истиной. Но ни один человек на земле, сколько бы мудр или духовен он ни был, сколько бы ни был он образован или религиозен, никогда не научится этой тайне. Только на человека, вступающего в Церковь через таинство Крещения и Миропомазания, сходит на всякого человека – от этого младенчика до этого старичка – сходит Дух Святой. Только этот Дух Святой и учит человека, как должно молиться.
Вот мы встаем на молитву и начинаем читать текст, который напечатан в Молитвослове, или Псалтири, или в Акафисте, и делаем вид, что мы молимся. Так же, как делают вид – мусульмане, буддисты, протестанты, католики, язычники, если у них есть какие-нибудь тексты. Мы внешне изображаем образ молитвы, уста наши шепчут какие-то слова, но внутренне мы не стоим перед Богом – мы просто внешне изображаем вид молитвы. Так миллиарды людей приходят в храмы разных религий, разных вер в разные эпохи и делают вид, что молятся. Но христианин – не так, ибо в сердце его дан Дух Святой, и этот Дух должен оживотворить сердце человека. И Он животворит его, но только тогда, когда человек пребывает в Истине. Не только в Истине веры, которая свидетельствуется нашим Символом веры, но в Истине жизни, в сущности – во Христе, когда человек, прежде, чем начать молитву, принуждается осудить себя, встать перед лицом Истины, чтобы быть истинным перед Богом – не лгать ни сердцем, ни телом, ни словом, ни мыслью. Только из такого сердца, стоящего в Истине о самом себе, в Истине веры, когда человек в момент молитвы принимает всякую заповедь Божью, принимает, как основание своей жизни, — то есть, верит и принимает истину во Христе, — тогда сходит в его сердце благодать Святого Духа, и каждое произносимое им слово произносится в Духе Святом. Как говорит об этом далее пророк Давид в своём самом большом 118-м псалме: «Уста мои отверзох и привлекох Дух, яко заповеди Твои желах». Вот если мы желаем всем сердцем исполнять заповеди Иисуса Христа и, пронизанные этим желанием, встаём на молитву, то сердце наше преисполняется Духом Святым, и молитва наша становится совсем иной. И на всяком месте, где бы мы ни были — в лесу или в поле, на болоте или в городе, в супермаркете или дома, в автобусе или в поезде, в самолёте, под землёй, на земле, на горе, в самом мрачном месте этого мира — мы можем вознести такую молитву Богу, потому что мы — храм Святого Духа, потому что Дух Святой животворит нас, и мы делаемся в момент нашего крещения храмом Святого Духа, если только мы есть то, что мы есть. И сейчас, через несколько минут, прияащаясь Тела и Крови, мы должны осознавать себя как храм, почувствовать это веяние Духа. Оно проявляется именно тем, что, для того, чтобы обратиться к Богу и быть услышанным, и быть принятым Им, и почувствовать Его любовь, и мир, и вспоможение, — для этого нужно только призвать Его, где бы мы ни были.
А тогда что такое Храм? Зачем он нужен, если я могу на любом месте помолиться Богу? Именно тем, что я могу помолиться Богу, я и могу понять, что я действительно рождён от Бога в Духе, — зачем же есть Храм? Затем, что это — единственное место на земле, где человек может соединиться со Христом и осуществить себя как храм. Где ещё быть храму Божиему, как не в Храме Божием? Где ещё вспомнить о том, что я создан быть храмом Божиим, и сердце моё — вместилищем Христа, — как не в Храме, где всё свидетельствует о Христе, где сам Храм напоминает, чем я должен быть, где Храм соединяет всех воедино, чтобы мы почувствовали, что мы — один народ, одна семья, одно тело; что мы — родные друг другу. Чтоб молитва наша не стала индивидуальным деланием о своих собственных проблемах, чтобы мы почувствовали плечо друг друга, чтобы мы увидели, что мы — вместе; и через служение друг другу, через молитву за другого, через помощь и радость за другого, мы стали тем, кем должны быть — детьми Божьими. Ибо мы не только храм, хотя и поэтому должны быть в Храме, — мы ещё и дети Божьи. И, чтобы понять, что мы одна семья, и нас у Бога много, мы собираемся здесь в Храм. И это — место, куда зовёт нас Дух Божий, как некогда позвал Он в Храм святителя Николая, который ещё не был святителем, он был обыкновенным, с виду невзрачным человеком, — но его ждал весь город, ибо Бог указал на него, как на великого святителя. Именно в Храме Божием произошло познание в маленьком человеке большого святителя, ибо, войдя в Храм Божий, все увидели, что это — великий Божий святой, великий архиерей, великий святитель, которому до сих пор, спустя много столетий, мы возносим свои молитвы. И не случайно в руках он держит Евангелие, напоминая всё о том же: «Посмотри, прочитай! Читайте слова, написанные в этой Книге, возжелайте эти слова всем сердцем — и откроется ваше сердце для молитвы, и Бог войдёт, услышит, освятит, исцелит и спасёт вас». Аминь».
