Видеозапись сделана во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня — Неделя о расслабленном, и вы слышали евангельское чтение, в котором рассказывается о том, что была в Иерусалиме некая купальня, некий бассейн, обладавший целительными свойствами. Эти целительные свойства не принадлежали ему всегда, — а по временам, когда Ангел Господень сходил в этот бассейн, — и это было видно по особому движению воды, — и в этот момент вода приобретала целительные свойства, исцеляла всякую болезнь, какой бы ни болел человек. Но исцелялся только первый человек, успевший войти в этот бассейн. Надо было караулить, бодрствовать, смотреть, и, как только замечалось возмущение воды, надо было срочно окунуться в неё, чтобы получить исцеление. Естественно, вокруг этой купальни постоянно находилось множество болящих, которые надеялись, что им удастся увидеть возмущение воды; и среди этого собрания людей был некий расслабленный, парализованный человек, находившийся в этом состоянии почти сорок лет. Он, естественно, не мог никаким образом добраться до этой воды первым, поэтому лежал здесь уже много лет — благо это было всё-таки в южных широтах. Его-то и находит Христос, и именно к нему Он подходит. Расслабленный рассказывает Ему о своей беде, говоря: «Как же я могу сойти в воду, когда у меня нет человека?» И Христос его исцеляет, а человек радостно идёт домой, неся с собой ту лежанку, на которой он был, — и совершил промах, потому что в субботу носить с собой лежанку категорически запрещалось. Он был пойман иудеями, которые призвали его к ответу: «Почему ты в субботу носишь лежанку? Есть для этого другие дни.» — на что поначалу мудро отвечал расслабленный: «Тот, кто меня исцелил, сказал мне: Возьми свою лежанку и неси её домой.» Это же логично — послушаться того, кто тебя исцелил! Иудеи стали всячески укорять его, требовать ответа: кто его исцелил? И вот, вновь он встретился со Христом в храме, — и Христос сказал ему: «Смотри — больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего-нибудь хуже!» Но человек, вместо того, чтобы намотать на ус сделанное ему Христом замечание, поступает уже не столь мудро: он сам идёт к иудеям и доносит о том, что он не сам решил понести свою лежанку, — а это Иисус его соблазнил.
Вот такая незатейливая история, но в ней очень много смыслов, — вообще все воскресные Евангелия Пасхальных дней говорят об очень важных для спасения вещах, о чём-то очень важном. И обычно это — слова, связанные со свидетельством о Духе Святом. О чём же говорит именно этот Евангельский отрывок?
Этот расслабленный получил болезнь за свои грехи, поэтому Христос ему и говорит: «Смотри, больше не греши, — как бы не было с тобой чего похуже!» И кондак сегодняшний говорит о том, что душа наша расслаблена из-за грехов и грехами — и поэтому исцеление её необходимо. И мы просим, чтобы Христос предстал и исцелил душу нашу, расслабленную в грехах и неуместных деяниях. Но что значит «расслабленная во грехах»? Ведь нет человека, который бы не согрешил! И мы, когда крестимся, если мы хорошенько подготовились: года три читали Священное Писание, соблюдали все положенные посты, неукоснительно ходили в храм, беседовали со священником, много думали, читали святых отцов — и, наконец, крестились, — то, конечно, при такой подготовке ко Крещению, мы надеемся, что больше грешить не будем. Но, конечно, мы грешим, — что нас немало удивляет: как же так? Мы же не должны грешить, а грешим! И мы снова подвизаемся, чтобы не грешить, усиливаемся — и снова ничего у нас не получается. Мы начинаем читать умные книги святых отцов, собранные под обложкой «Добротолюбия», в надежде, что они-то точно научат нас не грешить, — и они нас ничему не учат. Прочитав «Добротолюбие» в четвёртый раз, заканчивая пятый том, человек понимает, что, на самом-то деле, отцы, написавшие эти тексты, написали о том, как они боролись со грехом, и как грех — частично и часто — их побеждал. Но они вставали и шли снова. Все книги святых отцов говорят о том, что и они — грешные люди, и они тоже были зависимы от греха, но боролись и побеждали; он тоже над ними имел определённую власть, и они падали иногда в ужасные, смертные грехи, — и остаться совершенно безукоризненными они не могли. И человек, угрызаясь, думает: «Как же так? Если они, подвизавшиеся в монастыре по тридцать-сорок лет, не могли не грешить, хотя, в конце концов, и достигли святости, — но, достигнув святости, говорили, что хуже их нет никого на земле, — как же мне, грешному человеку, живущему в миру, — как же мне побороться с грехом?
… продолжение в первом комментарии к этому видео или целиком в нашей группе в ВКонтакте https://vk.com/wall-156269624_3214
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Евгений Панферкин
Текстовая запись: Елена Плотникова
Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»
