#оКонстантинКорепанов Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга в Неделю 6-ю по Пятидесятнице (24.07.2022). О различных служениях в Церкви и о необходимости нежного отношения друг к другу. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня вы слышали в Апостольском чтении замечательные слова апостола Павла из Послания к Римлянам, где он говорит, что у каждого человека есть свой дар, свой талант, и этот талант дан именно на служение Церкви, на созидание Тела Христова. Вот, он пишет: Рим.12.6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 12.7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; 12.8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. 12.9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 12.10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 12.11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; Апостол Павел свидетельствует, что у каждого человека в Церкви есть свой дар; а если есть свой дар — то есть и своё служение. Некоторые служения — яркие, очевидные, публичные, как служение священника, проповедника или старца. А есть служения незаметные, как у человека, который работает на кухне, или у человека, который чистит подсвечники. Но и без великого служения, как служение священника или епископа, или руководителя страны, — и без маленького служения, как у жены, повара, или дворника, жизнь человека вообще, — и жизнь человека в Церкви — невозможна. В этом смысле Церковь очень демократична: она считает, что любое служение хорошо, ибо любое служение есть дар Божий. Мы этого не видим, не ощущаем. Нам кажется, что священник — это человек, исполненный благодати Святого Духа, — а вы походите каждый день мыть пол в храм или чистить здесь подсвечники, или готовить еду, чтобы кормить этого самого священника! И те, кто моют пол, и те, кто чистят подсвечники, и те, кто торгуют здесь и принимают требы или продают свечи — попробуйте! Бог устроил так, что, находясь тридцать лет в Церкви, я прошёл всякое служение: я был поваром, я был истопником, сторожем, дворником, бухгалтером, казначеем, продавцом в магазине, певцом, алтарником, — и вот, теперь — священником. За тридцать лет я узнал каждое служение, и знаю, что оно трудно. Оно представляется неважным и ненужным, но я мало знаю людей, которые выдержали это служение — будь то пение на клиросе, или торговлю свечами сколько-нибудь долго. Это всем очень трудно. На работе за любой труд платят деньги, а здесь человек служит. На работе ты всегда защищён какими-то правилами и нормами закона, а здесь ты попадаешь в череду искушений, которые, собственно, и направлены именно на то, чтобы ты смирился, чтобы ты познал свою немощь, смирился, — а смирившись, стяжал бы любовь, — научился любви. Каждое служение — благо, и каждое служение есть дар благодати Божией. Без благодати Божией пройти это поприще невозможно, и ценно это служение уже только потому, что оно есть дар Божий, и человек был почтён даром Святого Духа. Но я рассказал только о храмовом служении, а Церковь перетекает за порог храма. Церковь — это каждый человек, который исполняет волю Божью в том месте, где он призван Богу служить. Воин ли, или тот человек, который охраняет правопорядок, судья или чиновник, — если он верующий человек, он тоже служит Церкви. Он тоже имеет дар Божий для того, чтобы это служение исполнять. Поэтому Церковь свидетельствует, — буквально, как в детской книжке: все работы хороши. Все служения прекрасны, и на любое из этих служений необходимо иметь благодать. И любой человек, если он верующий, в том месте, куда он был поставлен Богом, должен понять: это — именно служение Богу, мне на это уже дана благодать, — раз я здесь стою. Если у меня что-то не получается, я буду утверждать себя в благодати, — то есть, молиться, исповедоваться и причащаться, — тогда мне достанет сил, чтобы выполнить вверенное мне Богом служение. И тогда человек верующий познает, где бы он ни был, что везде, где он находится, он есть слуга своего Бога и слуга своей Церкви; он творит волю Божью на созидание Церкви, служа Богу, людям и Церкви тем даром, который он получил от Бога… Окончание текстовой записи проповеди в первом комментарии к этому видео.
Продолжение текстовой записи проповеди: «И, когда мы все придём на Страшный Суд, нас допросят о том даре, который нам дан. Бог скажет: «Я дал тебе дар, чтобы ты служил. Чем послужил ты людям? Исполнил ли ты Мою волю? Утешил ли ты тех людей, которых Я тебе послал для утешения? Ободрил ли тех, которых Я тебе послал для ободрения? Накормил ли тех, которых Я послал, чтобы ты их накормил? Любил ли ты тех беспомощных, грешных и одиноких, которых Я послал, чтобы ты их любил?» И жена будет истяжена о том же, Он спросит каждую замужнюю женщину: «Где твой муж? Я дал тебе человека, чтобы ты его кормила, утешала, берегла, чтобы ты сохранила его для Меня. Где он?» И каждого мужчину допросит Господь: «Где жена, которую Я тебе дал, чтобы ты охранял её, кормил, заботился и берёг её для Меня?» И каждого из нас спросят за всех тех людей, которых вверил нам Бог, а мы их не сохранили. Есть такая история из «Житий святых» про апостола Иоанна Богослова. Он ходил в апостольское путешествие, и у него был отрок, о котором он заботился с детства и наставлял его в вере. Уходя в апостольское путешествие, он местному епископу отдал этого отрока и сказал: «Береги его! Я спрошу с тебя, как ты его хранил!» Но путешествие апостольское затянулось: он претерпел гонения, сидел в темнице, вернулся через продолжительное время и спрашивает этого епископа: «Где мой отрок? Я тебе дал человека — ты сохранил его, или нет?» Тот отвечает: «Нет, он плохой был, негодный, меня не слушался, стал бандитом и ушёл в леса.» Иоанн Богослов пошёл искать этого человека в лес, чтобы привести его обратно в стадо Христово. Когда этот разбойник увидел апостола, он хотел убежать от него, но убежать не смог. Иоанн нагнал его и сказал: «Вернись, чадо! Я больше тебя никому не отдам, я приведу тебя к Богу!» Вот так же каждого из нас истяжет Христос: «Где твоя жена? Где твой муж? Где твои дети? Всё ли ты сделал, для того, чтобы привести их к вере? Или просто отнёсся, как наёмник к своей работе? Наёмник ведь не ревнует об этом: как происходит — так происходит, — не моё дело! А ты всё сделал, чтобы уговорить своего сына? Ты любил его так, как любят самое драгоценное сокровище? Ты умер за него? Ты молился за него двадцать четыре часа в сутки, чтобы вернуть его?» Каждый из нас будет истяжен за тех людей, которых вверил нашему попечению Господь. И ещё здесь апостол говорит удивительные и очень трогательные слова в целом о Церкви. Какие бы ни были у нас служения, какие бы ни были у нас труды, мы все здесь, в Церкви, должны быть связаны любовью. Мы, вроде бы, думаем, что любим; всегда говорим: «Я люблю своих детей, я люблю свою маму, я люблю своего мужа или свою жену. Но у правильной любви есть один особенный критерий, который каждый знает, но никто не может выразить: это — невыразимый критерий. Это как вкус мёда. Апостол Павел говорит: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью». Именно нежность является критерием истинной любви, — не то добро, которое мы делаем, не те слова, которые мы говорим, а — нежность, с которой мы смотрим в глаза человека, произносим слова, переставив тарелку борща. Это можно сделать, и это дорогого стоит, но это можно сделать с нежностью, — а можно сделать так, как повариха ставит это на стол рабочему. Можно встретить ребёнка: «Привет, как дела?» — а можно с нежностью, радуясь тому, что он живой пришёл, — заглядывая ему в глаза, и радуясь тому, что он — есть. Нежность — это то, что подделать нельзя, это не поддаётся подделке; это — либо есть, — либо нет, вы не можете это имитировать, вы не можете сделать вид, что у вас есть нежность, если её нет. И вот, когда нежности нет, каждый должен знать про себя, что он — лицемер: на самом деле, он не любит. Это не катастрофа, ведь жизнь ещё жительствует; надо придти к Богу, упасть перед Ним на колени, сокрушить свою спину, сердце и сказать: «Господи! Я поняла: я никого не люблю. Если всё так останется, я пойду во тьму вечную! Потому что именно нежная любовь свидетельствует о том, что человек рождён от Бога. А если я не рождён от Бога, то я мёртв, — меня ничего не ждёт, никакое Царство Божие. Господи! Умягчи моё сердце! Дай мне нежность хотя бы к моему сыну! Дай мне нежность к моей дочери! Дай мне познать нежную любовь к тем людям, которые живут со мной под одной крышей!» — И умолить Бога, — не прекращать молитвы, пока не увидим, как изменилось твое ведение в отношении другого человека». Окончание прикреплено к этому комментарию
Окончание текстовой записи проповеди: «Вчера я разговаривал по телефону с одним очень дорогим мне человеком, он — пожилой человек, двадцать пять лет провёл за границей, хотя он — наш, русский человек. Он прожил большую, очень интересную, насыщенную жизнь, прожил всю жизнь со своей женой, но потерял нежность. Его мучило много-много лет, что он потерял нежность к своей жене, это приводило к скорбям и к ссорам, и к нестроениям, — и вот, не выдержав этой муки, он взмолился к Богу всем своим сердцем: «Господи! Я так больше жить не хочу! Не могу я так больше жить! Дай мне эту нежность к моей жене!» И, как он говорит, — в одно мгновение всё вернулось! Он старый человек, ему больше семидесяти пяти лет, но он с нежностью теперь смотрит на свою жену, — и, говорит он, — «Мы так не жили даже после свадьбы!» Хотя он прожил очень долгую жизнь с одной-единственной женщиной. Если мы от всего сердца попросим этой нежности к тем людям, с которыми разделяем жизнь, — но всем нашим сердцем, — Он, несомненно, даст; услышит и даст, — и тогда мы снова поймём, что такое подлинная любовь и как мы должны любить не только своих жён и мужей, но и своих мам, пап, детей, друзей, — и просто каждого брата и сестру, которые стоят здесь со мной и причащаются одного Бога. Да исполнит Господь такой нежной любовью сердце каждого из нас. Аминь».
Автор: Константин Корепанов Видео: Сергей Комаров