13 августа 2023 г. Неделя 10-я по Пятидесятнице.
В терпении вашем стяжите души ваши (Лк. 21: 19).
Проповедь священника Константина Корепанова в Боголюбском женском монастыре в селе Сарсы-Вторые https://xn--80a6abc4c.xn--p1ai/
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы слышали Евангельское чтение, которое читается в праздники священномучеников, священноисповедников, – тех, кто пострадал за Христа, оно напоминает нам общее правило жизни, которое оставил нам Господь наш Иисус Христос: «В терпении вашем стяжите души ваши».
Нет, наверное, христианина, хотя бы один год ходящего в церковь, который бы не знал этих слов, который бы не помнил их; и, однако, мы менее всего живём этими словами. А почему? О терпении, вроде бы, как-то понятно, – мы и терпим; но Христос говорит: «В терпении стяжите души ваши.» – показывая, что душу нашу нужно стяжать, – спасти, вернуть её себе, – она не нам принадлежит. Она принадлежит миру, она принадлежит нашим друзьям, она принадлежит греху; – она принадлежит даже дьяволу, бесу, – и от этой власти освобождает нас Таинство Святого Крещения; мы ведь не думаем, что наша душа не нам принадлежит, – мы же думаем, что она наша. А раз она наша, – то значит, всё сделано, и надо приобретать других, – надо спасать мир и людей в этом мире, – их надо спасать.
А как же может человек спасти другого, если он ещё не спас себя самого? Как он может помочь другому познать Бога, познать Христа, познать истину, Духа Святого, если он их не познал ещё сам, — и не знает вообще ничего, потому что душа его ему не принадлежит, он ею не владеет, и явным знаком того, что он ею не владеет, являются страсти? Задень кого-то из нас, – мы сразу вспыхиваем, возмущаемся, – ну, если мы немножко воспитаны – сдерживаемся, не выразим это словами, – но душа-то наша кипит! Душа-то наша возмущена, и мы долго носим эту обиду, настолько, что она остаётся в нашем сердце и разрушает нас, потому что мы причащаемся с этой обидой и раз, и другой, и третий, – а сколько за неделю, за месяц этих обид накопится?
Нет, мы, конечно, знаем, что обижаться нельзя, но не можем. Если же мы знаем, что́ должны делать, но этого сделать не можем, – значит, душа наша нам не подчиняется, она нас не слушает. Каждый христианин знает, что осуждать нельзя: «Да батюшка, я и не осуждаю, – только рассуждаю, но понимаете, какой у меня сосед негодяй? Вы понимаете, что́ она делает? Понимаете, как она себя ведёт? Да я её не то, что не сужу, – я вообще не сужу, – но ведь это же никуда не годится так себя вести! Я знаю, что осуждать нельзя, – знаю! Я даже на исповеди каюсь: «Батюшка, я всех сужу, – но сделать ничего не могу!» Но если я говорю, что сделать ничего не могу, – значит, душа моя мне не принадлежит, она живёт какой-то другой жизнью, мне не подчиняющейся. Она заставляет меня судить, и я сужу, хоть и не хочу. Она заставляет меня, скажем, сидеть у телевизора, – я просто не могу ничего сделать; я знаю, что надо почитать авву Дорофея, или Иоанна Лествичника, или Священное Писание, – но душа моя меня не слушается; я беру книгу – и засыпаю. Откладываю книгу, включаю телевизор – и бодр. Душа делает не то, что́ я хочу, – я должен ещё её стяжать. Я должен её приобрести, я должен её, как коня, обуздать, успокоить, подчинить её воле Иисуса Христа.
Об этом читается отрывок из Священного Писания, – когда каждый из нас принимал Таинство Святого Крещения, – о том, что мы должны члены наши, душу нашу поработить Христу. То есть, стяжание души заключается в том, чтобы душу подчинить не миру, не страстям, – а Господу Иисусу Христу, чтобы она исполняла Его волю, а не похоти и прихоти, которые привыкла исполнять. А подчинение души Христу возможно только тогда и таким образом, – что человек должен стяжать, как говорит преподобный Серафим Саровский, – благодать Святого Духа. Глаголы схожи: «стяжать Святой Дух» – это и есть цель христианской жизни; «стяжать душу свою в терпении» – это и значит подчинить её воле Святого Духа. А как же её подчинить-то, если нас волнуют страсти и похоти, и прихоти, и капризы, и привычки, и просто дурное настроение? Как же подчинить? А вот именно так: поработить – поработить её Духу, поработить её Богу. А кому приятно рабство? Кому приятно быть рабом? Кому приятно работать в поте лица? Это неприятно, – но мы же это делаем, – на работу ходим. Кто испытывает великий восторг от хождения на работу, получает великие силы и вдохновение жить? Ну, раз-другой там, бывает, интересные вещи происходят, – но, вообще-то мы заставляем себя ходить на работу, заставляем себя каждый день (вот, тут женщины стоят) готовить завтрак, обед и ужин, и каждый день новые; ну ладно, если себе, — можно и повременить. ..
А если есть дети, муж, – им же ещё и угодить надо, каждый день новое варить. И это не день, не два, не три, а годы, десятилетия! Но мы же делаем это! Каждый день мы убираем кухню, моем посуду. Это приятное занятие – стирать, гладить, делать с ребёнком уроки, зашивать или штопать одежду – приятное? Нет, но мы же понимаем, что это нужно делать, и делаем. Все легли спать, – а мы или гладим, или шьём, или моем посуду, – или ещё что-то делаем: работу на дом взяли, – и терпим. Мы не ждём от этого ничего, нам никто не заплатит за то, что мы моем посуду, – никто даже «спасибо» не скажет. Да никто и не заметит, что каждый раз в шкафчике стоит мытая посуда, и каждый ужин – новый, горячий и вкусный. Ладно, если пробубнят: «спасибо», – а то и этого не дождёшься: они же привыкли. Но я же принуждаю себя всё это делать, я же терплю, как-то смирившись с этим. Так вот, этот же самый образец привычной деятельности человека взял Христос, понимая, что, в сущности, мы знаем, что́ такое терпение, мы умеем это делать. Ну, по крайней мере, люди умели раньше, – нынешние женщины, девушки этого уже не умеют. Они предпочитают пользоваться посудомоечной машиной, пластиковой посудой и заказными ужинами от «Яндекс Еды», – чтобы не трудиться совсем. У них – всё меньше и меньше терпения.
Что будет с людьми через тридцать лет, страшно и подумать. Но есть ещё поколение, которое понимает, что́ такое терпение. Без этого жизнь прожить невозможно: невозможно закончить школу, невозможно получить высшее образование, невозможно устроиться на работу, – не важно, кем, – инженером, директором или вахтёром, техничкой или продавцом, – везде нужно терпение. Человек это понимает; отсиживая или отрабатывая свой рабочий день, он должен дотерпеть. И Христос говорит: «Вот так, как вы терпите для достижения благ земных, – так вы должны терпеть и для достижения благ небесных. По-другому не бывает: вы просто должны терпеть – но ради Христа, – со Христом, во Христе, – то, что́ поручил вам Христос.
Вот, человек знает, что он не должен судить. А ему – судится, он говорит: «Батюшка, я ничего не могу сделать!»
Неправда, – можешь! Можешь не судить, – если потерпишь.
Но почему мы не можем терпеть? Почему мы всё равно судим? Потому что уверены, что правы! То есть, дело не в том, что мы не можем сжать зубы и потерпеть, – мы же не говорим мужу, что́ мы на самом деле о нём думаем, – мы же сдерживаемся и молчим, потому что знаем, что хорошего от этого ничего не будет, так ведь? И много чего начальнику не говорим, что́ о нём думаем, потому что знаем, что это плохо. И с соседом не ссоримся, или с соседкой. Мы можем молчать, но, когда дело касается исполнения заповедей Иисуса Христа, мы думаем: «Нет, не должны мы молчать! Кто же его осудит, если не я? Да кто же ему правду-то скажет, если не я? Да кто же ему кости перемоет, если не я? Он же тогда совсем, – глядишь, и подумает, что он прав!» И мы идём его спасать, вразумлять, делать замечания, судить – потому что поверили, что делаем правильно, – а должны были поверить словам Иисуса Христа. Христос говорит: «Не суди!» А мы в глубине души думаем: «Да нет, Господи, Ты просто не понимаешь, какие негодяи меня окружают! Как их не судить?»
Такое ощущение, что Христос говорит: «Братья и сёстры! Пожалуйста, умоляю вас, не судите хороших людей! Не надо их судить, они же такие замечательные, добрые, пекутся о благе нации, не пьют, не курят, – зачем вы их судите? Они же хорошие!»
Вы так думаете? Но Он же говорит, что нельзя судить именно негодяев, подлецов, грешников, пьяниц, – разных плохих людей; – их судить не надо.
«Да нет, Господи, Ты не понимаешь нашей жизни!»
Так значит, дело не в том, что мы не можем терпеть: когда надо, – можем. Дело в том, что мы не верим словам Иисуса Христа, мы не подчиняемся Ему. И поэтому мы, нарушая заповедь, не просто не соблюдаем какую-то норму закона, – а становимся противниками Христа, мы спорим с Ним, мы бунтуем против Него: «Нет, Господи! Ты не прав, Ты не знаешь нашей жизни! Если бы Ты знал, – Ты бы таких заповедей не оставил!» …
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Наталья Лопато
Текстовая запись: Елена Плотникова
Нужды монастыря: http://xn--80a6abc4c.xn--p1ai/blagotvoritelyam/nuzhdy-monastyrya.html
