#оКонстантинКорепанов 18 декабря 2021 года, Неделя 27-я по Пятидесятнице. Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга. На богослужении читался отрывок из Евангелия от Луки о 10-ти прокаженных (Лк.17 :12-19). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодняшнее Евангельское чтение — очень простое, и современное русское православное сознание привыкло соотносить этот отрывок с необходимостью благодарения, хотя, на самом деле, этот отрывак — не об этом, — или не только об этом. Десять прокажённых подошли ко Христу, просят Его исцелить их. Он их исцеляет, — точнее, — Он не говорит им, что Он их исцеляет, а говорит: «Идите, покажитесь священникам». И, когда они шли туда, куда Он их послал, они исцелились. Один из них вернулся обратно, припал ко Христу, воздавая Ему благодарение. Но что сделали те, остальные девять человек? Ведь, на самом деле, они дважды исполняют то, что им велено. Во-первых, если человек, больной проказой, вдруг неожиданно исцеляется, то, прежде всего, он должен пойти и показаться священникам, — и священник, осмотрев его, делает вывод, что человек здоров, он приносит очистительные жертвы и вводится в среду народа, — в сущности, — в Церковь, в собрание верных, — ибо прокажённый считался отлучённым от народа Божьего, от собрания молящихся верных людей. Он не мог жить, не мог прикасаться к тому месту, к тем вещам, которыми пользуются здоровые люди. И для того, чтобы быть введёнными в нормальную, в категориях Ветхого Завета, церковную жизнь, такие люди должны были показаться священникам и принести очистительные жертвы. Во-вторых, эти десять исполняют то, что велел им Христос, — Он ведь и сказал им: «Идите и покажитесь священникам!» — они идут и исполняют то, что им велено. На самом деле, они ни в чём не погрешили против Закона, против правил, против сказанного им слова. Но один из них случайно оказался самарянином, который Закона не ведал, правил не знал и не привык подчиняться каким-то правилам и нормам, — и он, скорее всего, поняв, как и другие девять, что его исцелил этот Человек, — просто махнул рукой на все нормы приличий и правила Закона и побежал к Тому, Кто его исцелил, чтобы воздать Ему благодарение и прославить Бога. В сущности, его заслуга только в том, что он ничего не знал и ничему не подчинялся. А то, за что Христос упрекает остальных девять — это их совершенно скрупулёзное следование нормам Закона и послушание слову. Парадоксальная ситуация, странное дело: Христос хвалит одного за то, что он поступил не так, как надо, — а других упрекает за то, что поступили они, как надо. И нашему русскому христианскому сознанию вместить этот образ очень и очень сложно, — поэтому мы просто соотнесли это с правилом благодарения: надо Бога за всё благодарить. Как? Как благодарить Бога, скажите мне, за то, что, — к примеру, — Он сделал нам какое-то добро? Приходит человек и спрашивает: «Как мне отблагодарить?» Если бы этот вопрос был обращён ко мне, — я бы развёл просто руками: я не знаю, как. Я не знаю, как вам благодарить своего Бога, Который сделал вам добро. Вы спрашиваете у своих мамы и папы, как их благодарить, — или своего мужа или жену? Как благодарить человека, который спас вас, вытащил вас из воды? Нормальный человек не спрашивает, — а если спрашивает, то он — не адекватный, что-то с ним не то, он — какой-то неправильный, нецелостный, нерешительный, несамостоятельный человек. Мы просто идём и благодарим того, кто нам помог — так, как считаем нужным и правильным, как велит наше сердце, — не соотнося это с чем-то. Или вот — человек, который влюбился в девушку. Он может пойти и прочитать кучу литературы, статей в интернете о том, как её завоевать, — а может делать глупости ради того, чтобы её сердце как-то на них отреагировало. Результат может быть одинаково отрицательным, — но человек, который пытается сам что-то сделать — это живой человек, — а человек, который хочет сделать что-то жизненное, благодарное, любовное — по книгам, — мёртвый человек: его сердце мертво, оно ничего не подсказывает. Очень удобно, — именно удобно — заковать свою жизнь в правила. «Мне надо молиться, чтобы у меня выздоровел сын. Что я должна почитать?» Ничего: принести Богу своё израненное сердце. Покажи Ему эту боль и скажи: «Видишь, как больно там? Я — мать, у меня — больной ребёнок, я вся измучилась, исстрадалась. Сделай что-нибудь, Ты же — Бог!» Это может быть дерзко, может быть грубо, — но это будет по-настоящему. А вместо этого мы прячем свою боль, скрываем её даже от Бога, берём молитву и читаем, боясь пролить хоть слезинку, ибо кто-то нам сказал, что слёзы проливать перед Богом нельзя — горе будет… Окончание — в первом комментарии к этому видео.
Автор: Константин Корепанов Видеозапись: Евгений Панферкин Текстовая запись: Елена Плотникова.