Вернуться к списку

Проповедь иерея Константин Корепанова по Евангелию о десяти прокаженных (18.12.2022)

Добавить в избранное 💚

#оКонстантинКорепанов 18 декабря 2021 года, Неделя 27-я по Пятидесятнице. Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга. На богослужении читался отрывок из Евангелия от Луки о 10-ти прокаженных (Лк.17 :12-19). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодняшнее Евангельское чтение — очень простое, и современное русское православное сознание привыкло соотносить этот отрывок с необходимостью благодарения, хотя, на самом деле, этот отрывак — не об этом, — или не только об этом. Десять прокажённых подошли ко Христу, просят Его исцелить их. Он их исцеляет, — точнее, — Он не говорит им, что Он их исцеляет, а говорит: «Идите, покажитесь священникам». И, когда они шли туда, куда Он их послал, они исцелились. Один из них вернулся обратно, припал ко Христу, воздавая Ему благодарение. Но что сделали те, остальные девять человек? Ведь, на самом деле, они дважды исполняют то, что им велено. Во-первых, если человек, больной проказой, вдруг неожиданно исцеляется, то, прежде всего, он должен пойти и показаться священникам, — и священник, осмотрев его, делает вывод, что человек здоров, он приносит очистительные жертвы и вводится в среду народа, — в сущности, — в Церковь, в собрание верных, — ибо прокажённый считался отлучённым от народа Божьего, от собрания молящихся верных людей. Он не мог жить, не мог прикасаться к тому месту, к тем вещам, которыми пользуются здоровые люди. И для того, чтобы быть введёнными в нормальную, в категориях Ветхого Завета, церковную жизнь, такие люди должны были показаться священникам и принести очистительные жертвы. Во-вторых, эти десять исполняют то, что велел им Христос, — Он ведь и сказал им: «Идите и покажитесь священникам!» — они идут и исполняют то, что им велено. На самом деле, они ни в чём не погрешили против Закона, против правил, против сказанного им слова. Но один из них случайно оказался самарянином, который Закона не ведал, правил не знал и не привык подчиняться каким-то правилам и нормам, — и он, скорее всего, поняв, как и другие девять, что его исцелил этот Человек, — просто махнул рукой на все нормы приличий и правила Закона и побежал к Тому, Кто его исцелил, чтобы воздать Ему благодарение и прославить Бога. В сущности, его заслуга только в том, что он ничего не знал и ничему не подчинялся. А то, за что Христос упрекает остальных девять — это их совершенно скрупулёзное следование нормам Закона и послушание слову. Парадоксальная ситуация, странное дело: Христос хвалит одного за то, что он поступил не так, как надо, — а других упрекает за то, что поступили они, как надо. И нашему русскому христианскому сознанию вместить этот образ очень и очень сложно, — поэтому мы просто соотнесли это с правилом благодарения: надо Бога за всё благодарить. Как? Как благодарить Бога, скажите мне, за то, что, — к примеру, — Он сделал нам какое-то добро? Приходит человек и спрашивает: «Как мне отблагодарить?» Если бы этот вопрос был обращён ко мне, — я бы развёл просто руками: я не знаю, как. Я не знаю, как вам благодарить своего Бога, Который сделал вам добро. Вы спрашиваете у своих мамы и папы, как их благодарить, — или своего мужа или жену? Как благодарить человека, который спас вас, вытащил вас из воды? Нормальный человек не спрашивает, — а если спрашивает, то он — не адекватный, что-то с ним не то, он — какой-то неправильный, нецелостный, нерешительный, несамостоятельный человек. Мы просто идём и благодарим того, кто нам помог — так, как считаем нужным и правильным, как велит наше сердце, — не соотнося это с чем-то. Или вот — человек, который влюбился в девушку. Он может пойти и прочитать кучу литературы, статей в интернете о том, как её завоевать, — а может делать глупости ради того, чтобы её сердце как-то на них отреагировало. Результат может быть одинаково отрицательным, — но человек, который пытается сам что-то сделать — это живой человек, — а человек, который хочет сделать что-то жизненное, благодарное, любовное — по книгам, — мёртвый человек: его сердце мертво, оно ничего не подсказывает. Очень удобно, — именно удобно — заковать свою жизнь в правила. «Мне надо молиться, чтобы у меня выздоровел сын. Что я должна почитать?» Ничего: принести Богу своё израненное сердце. Покажи Ему эту боль и скажи: «Видишь, как больно там? Я — мать, у меня — больной ребёнок, я вся измучилась, исстрадалась. Сделай что-нибудь, Ты же — Бог!» Это может быть дерзко, может быть грубо, — но это будет по-настоящему. А вместо этого мы прячем свою боль, скрываем её даже от Бога, берём молитву и читаем, боясь пролить хоть слезинку, ибо кто-то нам сказал, что слёзы проливать перед Богом нельзя — горе будет… Окончание — в первом комментарии к этому видео.

Окончание текстовой записи проповеди (начало — в описании к этому видео): «Или человеку надо что-то ещё — какое-то материальное благо: работа, или повышение зарплаты, — и он тоже приходит и говорит: «Что мне почитать? Что надо сделать, какое правило исполнить, чтобы Бог меня услышал?» Бог не слушает правила, — даже тогда, когда Сам их устанавливал, потому что Он говорит как бы сквозь всё правильное Священное Писание, Он обращается к Своим детям: «Сын! Дочь! Дай Мне сердце! Дай Мне твоё сердце, ибо только сердце Я могу напитать Собой! Только в сердце Я могу жить! Мне нужно твоё сердце, а не твоё послушание!» Вы знаете много случаев, когда люди послушны. Помню с детства какой-то старый советский фильм, где мужик, глумясь над Богом и над своей женой, доказывал, что жена может быть во всём ему послушна: «Скажу сейчас — выйдет в одном белье на улицу!» — и она было собралась идти, — да ладно, — он остановился, — а сердце этой женщины было мёртвым, оно не было с её мужем. Что толку, что она тебя слушается, — но тебя ненавидит? Не послушание только Богу нужно, Ему нужно сердце. Сердце любящее слушает, — но не всякое слушающееся ухо любит. Мне с детства говорили взрослые: «Молчание — знак согласия». Вырастая, я понял, что молчание — это, скорее, — знак несогласия, это знак того, что моё сердце не согласно с тем, что́ говорят, и если я даже слушаю кого-то говорящего, — вовсе не значит, что я его люблю А Богу нужна любовь. И первая заповедь говорит не о том, что оправдан всякий слушающий правила Божьи и их исполняющий, — а оправдан всякий, кто любит Бога всем сердцем, всей крепостью, всем помышлением любит Бога. Именно любовь, которая стала верой, оправдала этого самарянина, — а те девять получили то, что им было надо. Они хотели исцелиться от проказы, и они исцелились, — но вечная жизнь, Бог, — прошёл мимо них. Очень часто мы ищем что-то от Бога, — и, получив, — уходим. Уходим, как эти девять, потому что надо нам было исцелиться — мы и исцелились; нам надо было получить зарплату — мы и получили. Нам нужен был ребёнок — мы и ушли, получив ребёнка. Но спасаются не те, кто получают просимое, — спасается тот, кто остался здесь и сказал: «Господи! Какой же Ты щедрый, какой Ты удивительный! Я хочу быть с Тобой!» — и остаётся здесь, — неважно, исцелился он или нет; он остаётся, потому что здесь его сердце, здесь Тот, Кто его любит, Кто его слушает, здесь Тот, Кого он любит. И тайна Царства Божьего — это не тайна награды за добродетель; тайна Царства Божьего — это тайна радости о Возлюбленном, радости встречи с Тем, о Ком тоскует и скучает сердце наше, встречи с Тем, Кто вытащил нас некогда из тьмы грехов и неведения и поставил перед Собой, в надежде, что мы возлюбим Его, — а не просто будем слушаться. Именно любовь нужна нашему Богу, — не потому, что Он так уж в ней нуждается, — а потому, что только любовь способна ввести человека в Царство Божие. Царство Небесное — это не царство послушных, — а царство влюблённых; не царство довольства, — а царство радости, — радости встречи с чем-то дорогим, великим и непостижимым. Как говорит апостол Павел, — только любящий по-настоящему исполняет Закон, хотя его могут исполнить многие, — в том числе и фарисеи. Только любящий исполняет Закон, — и уже в этой самой любви он удостоверяется в том, что он имеет жизнь вечную. Аминь».

 

Автор: Константин Корепанов Видеозапись: Евгений Панферкин Текстовая запись: Елена Плотникова.

Добавить в избранное 💚