Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Екатеринбурга в Неделю 15-ю по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали в Евангельском чтении слова Господа нашего Иисуса Христа, которые являются отрадой и утешением для всякого верующего человека: «… Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него… имел жизнь вечную.» Ибо верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён.
Христианская весть, учение. . . Мы читаем разные книги, от маленьких брошюр до толстых томов «Догматического богословия» — Закон Божий, разных святых отцов, и великих и не очень великих богословов, — в которых мы пытаемся понять ни на что не похожее христианское учение; и оно каким-то краешком нам открывается. Мы начинаем правильно думать, начинаем правильно исповедовать его, даже начинаем понимать Символ веры, который когда-то кто-то за нас произнёс в день нашего крещения. Нельзя сказать, что мы глубоко поняли православное богословие или разобрались в Священном Писании хотя бы Нового Завета, — и, тем более, хорошо поняли апостольские послания, — но мы искренне пытаемся что-то уразуметь, но христианство — это не учение. То есть, не только, и не столько учение: христианство — это жизнь, которую новый человек, рождённый во Христе Иисусе, неожиданно обретает в самом себе. Он начинает жить то, что сказал Христос в Евангелии, — проживать, прочувствовать — а не размышлять по этому поводу. И вот, когда перед человеком открываются иные горизонты жизни, он умирает. Он умирает, потому что он не может понять: как это так, — что Бог пришёл к нему? Это же невозможно, это — невыносимо! Как Ты мог прийти ко мне, к такой неблагодарной свинье, которую ничего не волнует, кроме только жизни для себя? Если я и сделаю что-нибудь для людей, мне дорогих, — детей или родителей, — я думаю, что делаю что-то великое, хотя так поступают и просто животные, — воспитывая, защищая, кормя своих детей, сохраняя верность своим парам. Ничего особенного в этом нет.
Но как научиться жить, за каждое мгновение благодаря Бога? Как нам, грешникам, суметь жить так, как задумал нашу жизнь Бог, — каждую секунду своей жизни отдаваясь тем, кто в этом нуждается, — как Солнце светит и существует для того, чтобы животворить всё: согревать, освещать, утешать, радовать, утешать. И оно не для себя самого живёт, а для всего сущего. И каждый человек есть солнце этого мира, — чтобы жить и светить другим всегда, каждую секунду своей жизни.
Когда человек понимает это, — не потому, что прочитал умные книги, — а потому, что сам греется в лучах этого солнца, — большого, золотого Солнца, наполняющего жизнь и всё бытие. Он познаёт, что есть только один правильный способ жизни — это светить всем, как Бог, — но сознаёт, что он не может этого сделать, — но большинство людей, конечно, этого и не хотят.
Но как прожить, если ты хочешь так жить и понимаешь, что жить так не можешь? Ты не можешь быть солнцем для всех! Страхи, тревоги, человекоугодие, тщеславие, гордость, обиды, — сон, еда — мешают тебе быть всем для всех.
Тебя наполняет жизнь, тебя переполняет Бог. Он даёт тебе любовь, а ты не можешь ею поделиться, ты не можешь ею наполнить другого человека, потому что ты сам к этому не готов; потому что твоё грешное немощное существо не способно стать проводником Бога, Который к тебе пришёл. И это рождает невыносимое, непостижимое покаяние, оттого, что ты ешь Бога, а отдать свой плод за жизнь мира ты не можешь. И какое — не горе, не гнев — а какая боль переполняет всякого познавшего Божественную любовь, когда он встречает человека, не то, что не желающего отдавать себя другим, — не то, что не желающего кормить своей жизнью других, не то, что желающего утаить свою жизнь для себя и прожить её для себя, нося Крест Христа на груди, — но встречаешь человека, который просто ропщет на Бога, недоволен Богом! Как можно быть недовольным таким Богом, Который, видя, что мы взбесились, возроптали, восстали на Него, не исполняем Его заповеди, разрушили всё, что Он создал, разрушаем всю красоту души, тела, мира, любви, брака, убиваем, уничтожаем людей, — в ответ говорит: Я сойду к ним, обниму их!
Он пришёл — и мы убили Его. Ибо это мы убили Его, — а не кто-нибудь там убил. И, приди Он сейчас, убили бы ещё раз. Сколько раз Он бы ни приходил, мы бы убивали Его, потому что мы неблагодарные, мы вечно всем недовольны: Он всё будто не так сделал. Мы сами всё испоганили, сами всё разрушили, мы сами никого не любим и любить не хотим; мы ненавидим всех: своих дочерей, сыновей; мы презираем их, судим, ругаем, злословим в глаза и за глаза; не можем хлеба подать человеку, который сказал нам дрянное слово, — и всё сердимся на нашего Бога.
А Он простирает с креста окровавленные руки и говорит: «Дочь Моя! Сын Мой! Подойди, Я обниму тебя! Я покажу тебе, что такое жизнь, Я приобщу тебя к ней, чтобы ты мог жить и любить, ибо только в этом — радость! »
Мы безрадостны. Великий попиратель христианства Фридрих Ницше бросил нам когда-то страшный упрёк: «Если вы верующие — где ваша радость? Ведь вы же должны греться на груди своего Бога!» Он не знал, что мы — христиане только по имени, Бог здесь совершенно ни при чём! Просто мы не хотим прижаться к Его груди, мы не хотим стать маленькими, крошечными, бессильными, беспомощными, — чтобы просто прижаться и сказать: «Господи! Я ничего не могу! Я пришёл к Тебе, потому что Ты — моё всё! Я не способен ни любить Тебя, ни жить по Твоим заповедям, но мне больше некуда идти!» И вот такой человек, который так пришёл к Богу и прижался к Его окровавленной груди, припал к Его ранам, не думая о том, достоин он, или нет, — но просто потому, что он нашёл Отца и Бога, и забыл всю боль этого мира, зная, что больше он никуда не уйдёт, — вот такой человек не судится, что бы он ни сделал в жизни; какие бы ошибки он ни сотворил — суда над ним нет, потому что он находится по ту сторону суда, он — в объятиях своего Бога. И Ходатай за всякого грешника Духом Святым восклицает Своему Отцу: «Не суди его: он — Мой! Он Меня увидел, он ко Мне пришёл! Я его не отдам никому!»
Вот, если бы мы так приходили ко Христу, — познав Его любовь, и всеми силами желая хоть немного любви к другим, — ибо во всём остальном нет вообще никакого смысла, — просто нет! — а есть только один смысл: познав Христа, давшего нам Свою любовь, — любить! Любить, даже если нет сил, нет времени — нет ничего. Любить! Не можешь действовать — молись! Не можешь молиться — смотри в глаза. Не можешь смотреть в глаза — просто благословляй мысленно каждого человека, — но сделай хоть что-нибудь для другого!
Перестань судить, перестань злословить, перестань роптать, — ведь не надо больше ничего! И жизнь тогда — не мучение, а жизнь, — та жизнь, которую когда-то мы все потеряли, — наполнит наше существование и научит нас радоваться. Аминь».
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Павел Глинских
Текстовая запись: Елена Плотникова.
Номер карты Сбербанка
отца Константина Корепанова
для пожертвований: 4276 1619 7628 0395
В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»
